Решение задач по теме " Законы постоянного тока" в 10 классе
Submitted by Елена Александровна Тропникова on Fri, 18/02/2011 - 14:21
Урок в 10 классе
по теме « Решение задач на законы постоянного тока»
( с элементами урока В.Ф. Шаталова)
Разработала учитель физики
МБОУ - Красноярская СОШ
Ордынского района Новосибирской области
Тропникова Елена Александровна
Цель урока: Научить применять полученные знания к решению задач.
Задачи урока:
· Отработать навыки решения типичных задач.
· Продолжить формирование умений выражать свои мысли в устной и письменной речи.
· Продолжить формирование познавательных мотивов, умений решать задачи.
· Организовать контроль и взаимоконтроль изученного.
· Развивать чувство взаимопомощи при работе в группе.
· Воспитывать терпимость к мнению других участников группы при решении задач.
Домашнее задание:
1. Опорный конспект.
2. № 756, 759,762,791*, (Р.)
Оборудование:
I.Компьютер,с минимальными техническими требованиями: Windows 2000/XP, Internet Explorer 6.0, Pentium-150, СD-ROM,
II.видеопроектор, экран.
III.Физика. Полный курс 7- 11 классы. Мультимедийный репетитор.( ООО Издательство «Питер» 2010г. ООО « МультиМедиа Технологии» 2010.
IV.Магнитофон.
Деятельность учащихся:
ü Фронтальная беседа,
ü воспроизведение опорного конспекта,
ü индивидуальная работа с карточкой,
ü решение устных задач,
ü работа в группах над решением задач.
Требования к уровню подготовки учащихся:
ü Знать основные понятия, формулы и законы постоянного тока.
ü Уметь применять полученные знания при решении различного типа задач.
ü Терпеливо выслушивать мнение товарищей по группе при решении задач.
ü Оказывать членам группы помощь, объяснять непонятные моменты при решении задач.
План урока:
Этап
Время, мин
Приемы и методы
I. Организационный момент.
2
1.Ответы на вопросы по домашнему заданию.
2. Сообщается план урока.
II. Проверка домашнего задания
10
1.Воспроизводят ОК на «крыльях» доски 2 человека ( по ½ части);
2. « Тихий опрос» в конце классной комнаты по « Вопроснику» (1 человек).
3.Фронтальный опрос ( с остальными обучающимися).
4. Решение устных задач по теме.
III. Решение задач
30
Решение задач
IV. Итог урока. Домашнее задание.
3
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Запись домашнего задания. Ответы на вопросы.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
1.На предыдущих 2 уроках- лекциях обучающиеся записали опорный конспект по всей теме « Законы постоянного тока», просмотрели демонстрации к ОК, получили ответы на возникшие вопросы по теме.
На данном уроке необходимо воспроизвести данный ОК. В целях экономии времени обучающиеся воспроизводят по одной половине ОК (по выбору учителя) и работают на обратных сторонах « крыльев доски» для того, чтобы проверку ОК можно было провести на 4 этапе или после урока.
2. « Тихий опрос ».
Один обучающийся работает с вопросами, ответы записывает на магнитофонную ленту. Проверку учитель осуществляет после урока.
Вопросы:
1. Что такое электрический ток?
2. Какие вы знаете проводники электрического тока?
3. Какие условия должны выполняться, чтобы в проводнике мог существовать электрический ток?
4. Что называют силой тока? От чего она зависит? В каких единицах она измеряется?
5. Какой ток называется постоянным током?
6. Что называют электродвижущей силой? В каких единицах она измеряется?
7. Что называют напряжением? В каких единицах оно измеряется?
8. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
9. Как рассчитать сопротивление проводника?
10. Как формулируется закон Ома для замкнутой цепи?
3. Фронтальный опрос.
Ответить на вопросы:
1. Определите, в какую сторону перемещаются электроны, если ток в металлическом проводнике направлен слева направо?
2. Какова роль источника тока в электрической цепи?
3. На каком участке цепи фактически действует ЭДС?
4. Чему равно напряжение на участке цепи, не содержащем источник тока?
5. Чему равно напряжение на участке цепи, где включен источник тока?
6. Как связана ЭДС с напряжением на внутренней и внешней частях электрической цепи?
7. Как измерить ЭДС?
4. Решение устных задач.
1. При перемещении заряда 5Кл внутри источника тока сторонние силы совершают работу 30 Дж. Чему равна ЭДС источника?
( 6 В)
2. Определить напряжение на резисторе сопротивлением 100 к Ом при силе тока 1мА.
( 100В)
3. Сила тока в лампочке карманного фонарика равна 0,15А при напряжении 4,5 В. Найти сопротивление R нити накала.
( 30 В)
4. Сила тока в реостате, сопротивление которого 6000 Ом, не должна превышать 0,2 А. Можно ли включить реостат в сеть напряжением 220 В?
( I =0,37 А. Т.к. I не должна превышать 0,2 А, то реостат включать в сеть нельзя)
5. Металлическому полому телу, сечение которого на рисунке, сообщен положительный заряд. Каково соотношение между потенциалами в точках 1,2,3?
( рис. см. в приложении)
6. Ползунок реостата, включенного в цепь, переместили вправо. Как изменится при этом накал нити лампы и показания вольтметра?
( рис. см. в приложении)
III. Решение задач в группах.
Все группы получают карточки с задачами. Решение задач проверяется по диску.
(Перед уроком сделаны закладки на нужных страницах диска).
1. № 688 – Устно, проверка с диска.
2. № 689 – Без расчетов, проверка с диска.
3. № 691 - Без расчетов, проверка с диска.
4. № 687- Решают в тетради, проверка с диска.
5. № 697 – Решают в тетради, проверка с диска.
6. №706
7. № 705
8. № 739
9. №742
10. №728
№688.
В электрическую цепь последовательно включены плитка, реостат и амперметр, сопротивления которых R1 = 50 Ом, R2 = 30 Ом и R3 = 0,1 Ом. Найти напряжение на плитке, реостате и амперметре, если в цепи протекает ток I = 4 А.
№689.
Сопротивление медной проволоки, длиной 1 м, равно 2,23 Ом · м. Найти удельное сопротивление меди, если диаметр проволоки 10-4 м.
№691.
Удельное сопротивление графитового стержня от карандаша 410-4 Ом · м. Какой ток пройдет по стержню, если по нему подать напряжение 6В? Длина стержня 0,2 м, его диаметр 2 ·10 -3 м.
№687.
Определите падение напряжения на проводнике, имеющем сопротивление 10 Ом, если известно, что за 5 мин по нему прошел заряд 120 Кл.
№697.
Две дуговые лампы сопротивление соединены последовательно и включены в цепь с напряжением 110 В. Найти сопротивление , если каждая лампа рассчитана на напряжение 40 В, а ток в цепи 12А.
№706.
Общее сопротивление двух проводников, соединенных последователь, 5 Ом. А параллельно соединенных 1,2 Ом. Определить сопротивление каждого проводника.
№ 705.
Определить общее сопротивление цепи, если R1 = R2 = R5 = R6 = 1 Ом, R3 =10 Ом, R4 = 8 Ом
№ 739.
Нить накала радиолампы включена последовательно с реостатом в цепь источника тока с ЭДС 2,5 В и внутренним сопротивлением 0,1 Ом. Необходимый ток накала достигается, когда сопротивление реостата R1 = 8,4 Ом. Найти ток в цепи накала I, если сопротивление нити накалаR = 30 Ом.
№742.
Вольтметр подключен к источнику тока с ЭДС 120 В и внутренним сопротивлением 50 Ом показывает напряжение U= 118 В. Найти сопротивление Rвольтметра.
№ 728.
Найти показание вольтметра Uс сопротивлением R . Ток до разветвления цепи равен I. Сопротивление проводников R1 и R2 известны.