Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

Фото пользователя Галина Федоровна Лопухова
Размещено: Галина Федоровна Лопухова - сб, 04/04/2009 - 17:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лопухова Галина Федоровна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 8 г.Новоузенск Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением. Задачи: 1. Формирование знаний учащихся об историческом и культурном наследии нашей страны. 2. Анализ текста. 3. Воспитание патриотизма.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

Власенков  упр. 395, статьи Лихачева Д.С.

Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

программа Power Point

Краткое описание: 
Урок посвящен статье Д.С. Лихачева «Любовь, уважение, знание».Анализ этой статьи в рамках подготовки к егэ. Воспитание патриотизма (от малого к большому- от любви к семье до любви к Родине).

 

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»
Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением.
Ход урока:
Слово учителя (слайд №1). В книге «Революционный невроз» (авторы О. Кабанес и
Л. Насс), изданной в 1906 году, есть такие размышления:
Я представляю себе, какого презрения исполнился бы к нам любой из наших якобы варварских предков XVили XVI века, если бы, восстав из гроба, сравнил современную Францию с той, которую он нам оставил.
Если бы он сравнил свою старую, всю усеянную бесчисленными, замечательными по своей красоте и чистоте стиля, произведениями искусства, страну с настоящей, поверхность которой с каждым днём становится всё глаже и однообразнее; тогдашние города с их видневшимся издалека колокольнями, укреплениями и величественными воротами – с современными новыми кварталами, отчеканенными по одному штампу, если бы он окинул взором бесформенные массы наших мануфактур и заводов с возвышающимися среди них унылыми фабричными трубами, то ему пришли бы на память старинные замки и аббатства, рассеянные по холмам и долинам его родины, церкви и каплицы, переполненные произведениями живописи и скульптуры, отличавшимися оригинальностью своего стиля… Что сказал бы он нам тогда?..
Оставим же всё хоть, по крайней мере, в том виде, в каком оно теперь. Мир уже достаточно обезображен. Постараемся сохранить хоть те редкие памятники его былой красоты, которые уцелели до наших дней… и ополчимся против вандализма, не дадим ему более вырывать с корнем памятников нашего прошлого, насаждённых могучей рукой наших предков.
Эта книга о Франции была написана в начале XXвека, и уже тогда, как видите, писателей, историков, учёных волновала проблема вандализма, уродующего облик этой страны. Людей, переживающих проблемы своей Родины как личные проблемы, всегда называли совестью нации.
Был и в России такой же замечательный человек, который считал, что каждый должен быть ответственен за судьбу своего дома, края, Отечества. Его имя известно очень многим – Дмитрий Сергеевич Лихачёв, и сегодня мы будем работать с одной из его многочисленных статей. Но сначала давайте попытаемся увидеть самого автора, понять, почему он пользовался огромнейшим авторитетом не только в нашей стране. Но и за рубежом.
 
1.Чтение фрагмента статьи Д. Гранина о Д. С. Лихачёве (упр. 395).       
Впервые я увидел Д. С. Лихачёва «в деле», когда шло обсуждение проекта реконструкции Невского проспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушение на красоту Невского, очередная группа реформаторов взялась переделать проект, осовременить его, улучшить и, разумеется, «коренным образом» перестроить, заменить здания, «не имеющие большой ценности», новыми и т. п. Широковещательный проект имел солидных сторонников, желающих чем-то «выдающимся» ознаменовать своё пребывание у кормила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комиссию, и вот там-то я увидел, с какой страстью и упорством Д.С.Лихачёв защищал сохранность Невского проспекта, его образ, его историческую цельность. В те времена для многих был не привычен столь решительный тон возражения городскому начальству. Спокойно и весьма тактично он опровергал довод за доводом главного архитектора и других проектировщиков, показывая несостоятельность их аргументов. Он старался не обидеть персонально, не уличать в ошибках исторических, эстетических, но за его словами чувствовалось такое превосходство знаний, что спорить становилось не под силу, и это раздражало авторов. Они привыкли к превосходству над «любителями», тем более чувствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику»? - недоумевали многие, что надо этому учёному, специалисту по «Слову о полку Игореве», чего это он воюет, он-то чем заинтересован? Есть такая категория людей, которая причину каждого мнения, поступка ищет в личном интересе.
Тот губительный проект реконструкции Невского проспекта удалось отклонить, и в этом была большая заслуга Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Мы привыкли к заслугам созидания, заслугам восстановления, то была заслуга иная, может, не меньшая заслуга сохранения. Она, увы, всегда безымянна. Таких заслуг у Д.С. Лихачёва много. Он занялся защитой памятников старины ещё в 50-е годы вслед, как он сам считает, за Н.Н. Воронихиным, замечательным археологом и историком архитектуры. Удалось спасти центр Новгорода от застройки высотными зданиями, спасти от сноса новгородский земляной вал. Благодаря протестам Лихачёва, его выступлениям, статьям, письмам перестали без разбору вырубать дворцовые парки ленинградских пригородов...
-Каким представляется вам этот человек по воспоминаниям Д. Гранина?
(слайд №2) -Что известно вам о Д.С. Лихачеве?
Учащиеся:
…Родился в 1906 году , окончил Ленинградский университет , этнолингвистическое отделение факультета общественных наук. Первую научную работу написал в студенческие годы , А впоследствии стал дважды лауреатом Государственной премии СССР: в 1952 году за научный труд « История культуры Древней Руси» ,а в 1969-м – за книгу « Поэтика древнерусской литературы» . В 1993 году – лауреат Государственной премии Российской Федерации.
…Литературовед , историк литературы . Академик , которого назвали своеобразно символом русской интеллигенции 20 века . Первый почетный гражданин Санкт-Петербурга .
…Д . Гранин еще писал о том , что академика Лихачева , ученного с мировым именем , местная партийная власть несколько раз пыталась «вытолкнуть» из Ленинграда , потому что он был человеком , никого и ничего не боявшимся , говорившим всегда то , что думал .
В годы перестройки его назвали совестью современной России .
…Он был репрессирован , отбывал срок в Соловецких лагерях, а выйдя на свободу решил поехать в Новгород. Это было в 1937 году , все новгородские церкви были закрыты , осквернены ,разграблены , они превращались в руины. Дмитрий Сергеевич сделал карандашные наброски церквей и ,как впоследствии оказалось , он был последним , кто запечатлел живую новгородскую старину: спустя несколько лет , во время войны , большинство новгородских храмов и монастырей было окончательно разрушено. Представитель, как они выглядели, можно только с помощью этих сохраняющихся рисунков, которые изданы в книге Д.С. Лихачева «Новгородский альбом».
… Он перевел с древнерусского языка «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», многие исторические летописи.
… Он автор более 1500 работ, десятков книг и учебников, ведущий специалист страны по древнерусской истории культуры.
… Он иностранный член академий наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии, член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США - Философского. Член Союза писателей, председатель Пушкинской комиссии Российской академии наук, председатель редколлегии ежегодника «Памятка культуры. Новые открытия». Вообще очень сложно назвать все, чем занимался этот удивительный человек. У него масса наград не только нашей страны, но и зарубежных стран.
… Его имя присвоено малой планете! Он действительно имел много редких наград за свой труд и общественную деятельность. Например, у него был почти легендарный орден Святого Андрея Первозванного!
Учитель: 
Действительно, Д.С Лихачеву всегда были особенно близки и дороги судьбы русской культуры. В середине 60-х годов он стал одним из организаторов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, почти десятилетие возглавлял сначала Советский, а затем и Российский фонд культуры, был одним из создателей прекрасного периодического издания «Наше наследие».
(слайд №3) Мамонтов С.П. в книге «Основы культурологи» так пишет о нем: «Будучи поборников культурного единства человечества, он выдвинул идею создания своеобразного Интернационала интеллигенции, сформулировав «десять заповедей гуманизма», во многом перекликающихся с десятью христианскими заповедями. В них он призывает культурную элиту:
(слайд №4) - не прибегать к убийству и не начинать войн;
-не считать свой народ врагом других народов;
-не красть и не присваивать себе плодов труда ближнего своего;
-стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения;
-уважать идеи и чувства других людей;
-уважать своих родителей и предков, сохранять и уважать их культурное наследие;
-бережно относиться к Природе как к своей матери и помощнице;
-стремиться к тому, чтобы твой труд и твои идеи были плодом свободного человека, а не раба;
(Чтение статьи)
 (1)Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? (2) Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. (3) Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
 (4) Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле, обнажить голову перед памятниками, что были воздвигнуты благодарными потомками.
 (5) И то здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. (6) Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату – грузину. (7) А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя – Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!».
 (8) А архитектурный облик Ленинграда, в котором я родился и прожил большую часть жизни? (слайд №6-10)(9) Он связан с именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина… (10)По дороге с главного ленинградского аэродрома первым большим зданием, носившим печать выдающегося таланта Растрелли, был Путевой дворец. (11) Дворец был в очень плохом состоянии- стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. (12) Прикоснись к нему рука реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду! (13) Снесли! (14) Снесли в конце шестидесятых годов! (15) И ничего нет на этом месте… (16) Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. (17) И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны.
(18) «Запас» памятников культуры крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. (19) Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а надо его воспитывать с самого раннего возраста.
(20) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (21) И еще – с уважения к чужой культуре, земле, речи.
(22) Эти важнейшие человеческие качества – любовь, уважение, знание – поможет тебе открыть в своей душе история.
( По Д.С.Лихачеву)
(слайд №11) Словарная работа.
Архитектурный облик, вандализм, варварство, историческое и культурное наследие, патриотизм, реставратор, реконструкция, невиданное поругание святыни, монастырь, увертюра, невосполнимая потеря, уникальные памятники, рукотворные свидетельства прошлого.
Анализ текста:
- Какая, на ваш взгляд, «заповедь» Д.С. Лихачёва нашла отражение в данном тексте?
- Какие мысли, чувства, переживания вызвала у вас эта статья?
- Читали ли (слышали, видели, знаете) вы что – либо подобное? можете ли привести примеры?
= «Чёрные археологи» в поисках драгоценностей варварски разрушают древние захоронения.
=Любительская подводная археология также уничтожает бесценные произведения искусства.
=Памятники истории и архитектуры безжалостно исчезают в результате так называемых рыночных отношений и т. д.
(Учащиеся могут делать записи во время этой беседы.)
- С чего можно начать анализ данного текста? На что сразу необходимо обратить внимание? (С объяснения роли заглавия.)
(слайд№12) - Почему с заглавия?

1. Оно может называть тему текста
2. Может выражать его идею
3. Может быть представлено в виде формулировки основной проблемы
4. В нём может быть отражён кульминационный момент
5. Может отражать авторскую позицию по поставленной проблеме
6. Может по смыслу вступать в антонимические отношения с содержанием текста
7. Может определять логику повествования
8. Может отражать основной конфликт

 
- Так что содержит название текста?
(Идею)
- С какой проблемой статьи связана эта идея?
(Проблема заявлена в первом предложении в форме вопроса: «Как относиться к историческому и культурному наследию нашей страны? »)
– Верно. Попробуем сформулировать её иначе: Д.С. Лихачева волнует проблема (чего ?) бездумного, варварского отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.   ( Учащиеся записывают формулировку проблемы).
– Актуален ли этот вопрос? Почему?
( Безусловно: нельзя говорить о цивилизованности народа, уничтожающего свою историю.)
– Д.С. Лихачев и сам называет причины непреходящей важности этой проблемы. Найдите их в тексте.
·         «запас» памятников культуры крайне ограничен;
·         он истощается со все прогрессирующей скоростью;
·         утрата любого памятника культуры невосстановима: он всегда индивидуален.
– Можно ли эту проблему отнести к разряду «вечных»?
( В мировом масштабе - да: в год с лица земли исчезает примерно пять памятников истории и архитектуры. А в нашей стране эта проблема особо остро встала в прошлом веке, когда Россию сотрясали революции и войны, когда появился лозунг: « Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим…)
– Почему страшна подобная идеология? Докажите, что она касается нравственных основ.
·         разрушается связь поколений, культур, традиций и в связи с этим утрачивается ощущение целостности духовной жизни нескольких поколений людей;
·         исчезает наглядная история страны: она физически уничтожается;
·         эта идеология воспитывает поколения Иванов, не помнящих родства и т.п.
– Обратимся к читательскому опыту. Кто из литературных героев проповедовал идею разрушения прошлого?
( Е. Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»; Лопахин из «Вишневого сада» и т.д.)
–Можете ли вы использовать ваши рассуждения о проблеме в качестве комментария к ней? ( Конечно). Прокомментируйте сформулированную проблему текста.
(Проверка и обсуждение 2-3 комментариев.)
–В словаре Ожегова слово «уничтожить» означает «прекратить существование кого-либо, чего-либо, истребить…» Как автор относится к подобному явлению?                                                                                                                  (Крайне негативно.)
–Что в первую очередь передает эту негативную реакцию?                                          (Эмоциональный (в данном случае - трагический) пафос статьи.)
 (Эмоциональный (в данном случае – трагический) пафос статьи.)
- Чем создается этот пафос?
  • эпитетами (3 пр.)
  • просторечным словом («намалевал гигантскую надпись»)
  • эмоционально – оценочной лексикой (5, 17 пр.)
  • риторическим вопросом (8 пр.)
  • восклицательными предложениями (13 – 14 пр.)
  • анафорой (13-14 пр.)
  • лексическим повтором (16 пр. «пусто»)
- Каким представляется вам автор, который с такой болью пишет об этой проблеме?
 - Как в тексте передано его личное отношение к историческому прошлому страны?
 ( С помощью языковых средств выразительности:
  • фразеологизма (4пр.)
  • оценочной лексики («народная святыня», «герой»)
  • эпитетов («самое благородное из чувств», «брат грузин», «выдающийся талант»)
  • метафоры (12 пр.)
 - В чём, по мнению автор, причина варварского отношения к историческому наследию? Укажите предложение, в котором она названа.
 (19пр.: Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а надо его воспитывать с самого раннего возраста.)
 
 (слайд №13) - Как, по мнению Д.С. Лихачёва, воспитывать такое чувство, как патриотизм?

От воспитания малого:

  • любви к семье
  • дому
  • школе
 
К воспитанию большого:
  • любви к родной речи
  • к родному селу или городу
  • к родному краю
  • к родной культуре
  • уважение к чужой культуре
  • речи
  • земле
 

 - Почему именно истории знаменитый академик отводит особую роль в этом воспитании?

- Итак, после того, как проблема сформулирована и прокомментирована, следует изложить авторскую позицию; (если кому-то из вас сложно это сделать, воспользуйтесь памяткой №2)
 (Автор убежден, что причина неуважительного отношения к Родине кроется, прежде всего в том, что «к патриотизму слишком долго призывали, надо его воспитывать с самого раннего детства». Именно воспитывать: не бездумно повторять одно и то же, а где тихим словом, где добрым дело прививать это чувство, неразрывно связанное с семьёй, родным домом, историей страны. Так, только так можно возродить чувство гордости за свою Родину, а вместе с ним – бережное отношение к культурному наследию не только нашего государства, но и всей мировой культуры.)
 (слайд №14) - Теперь каждому из вас предстоит высказать своё аргументированное мнение по проблеме, поднятой автором. Какими оценочными словами мы можем воспользоваться, чтобы изложить собственную позицию?
  • нельзя не разделить боль и горечь автора:…
·         нельзя остаться равнодушным…
·         к сожалению,..
·         разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
(слайд №15) - А какие клише помогут вам заменить банальное «я согласен(а) с позицией автора»?
·         следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений
·         в правоте авторских оценок не приходится сомневаться
·         не думаю, что у кого- то вызовет возражение авторское мнение о том, что….
·         убежденность автора в правильности данных им оценок передается и читателю….
·         полагаю, что вряд ли у автора будут оппоненты:….
Сформулируйте и запишите вашу позицию.
(«Позиция Д.С.Лихачева мне особенно близка. Представим , как потускнел бы облик Москвы без храма Василия Блаженного. Но самое удивительное, что и его хотели снести! В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Но ведь могли и уничтожить, чтобы свободнее было на площади автомобилям».
«Утрата любого памятника культуры, безусловно, невосстановима: ведь любая копия, каким бы великим мастером она ни была сделана, остается копией, а не оригиналом. И я разделяю точку зрения автора: только привитая с детства любовь к Родине, ее истории вызовет желание беречь и то, что было создано нашими предками».
«Причину такого парадокса(бойцы сохранили Путевой дворец во время войны, его взяли и снесли в мирное время) Дмитрий Сергеевич видел в отсутствии воспитания патриотизма с самого раннего возраста. Я убеждена: он прав. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что «меньше становится земли», просто важнейшие человеческие качества, такие, как любовь к Родине, знания и уважение истории своей страны исчезают. Именно поэтому человек может позволить себе разрисовать мемориальный стенд или разрушить памятник, даже не задумываясь о том, что они всегда индивидуальны, связаны с определенной эпохой и с конкретными мастерами»
         (слайд №16) -Какие аргументы вы можете привести, доказывая свою точку зрения?
·         примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
·         примеры из жизни
·         положения официальных документов
·         различные общественные законы
·         собственные наблюдения и выводы
·         ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
·         свидетельства очевидцев и т.п.
Как можно ввести эти аргументы в изложение собственной позиции?
2. (слайд №17) С помощью слов и словосочетаний.
·         обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.п.)
·         это можно доказать следующим образом…
·         подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…
·         стоит обратиться к….
·         свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод в произведении и т.д.)
·         данную мысль может обосновать еще одним(примером, фактом, аргументом)
·         приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы   
·         докажем важность данной проблемы с помощью….
·         убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить….
·         в этом легко убедиться, обратившись к….
(слад №18) Связать вывод с аргументами можно с помощью следующих словосочетаний вводных слов:
·         подводя итог сказанному
·         вот отчего
·         поэтому
·         следовательно
·         значит
·         таким образом
                        Учитель:
             (слайд №19) - Как начать свою работу? Вариантов множество.
План работы над сочинением по исходному тексту.
1.       Напишите вступление.
2.       Сформулируйте основную проблему, поставленную автором.
3.       Прокомментируйте её.
4.       Изложите авторскую позицию по рассматриваемой проблеме.
5.       Изложите своё мнение по заявленной позиции автора.
6.       Приведите два аргумента, доказывающие убедительность вашей точки зрения.
7.       Напишите заключение (желательно композиционно связанное со вступлением), в котором должен быть вывод.
8.       Спокойно, тщательно проверьте сочинение.
КОНЕЦ УРОКА
Памятка 1. «Заповеди гуманизма» Д.С. Лихачева
·         Не прибегать к убийству и не начинать войн;
·         Не считать свой народ врагом других народов;
·         Не красть и не присваивать себе плодов труда ближнего своего;
·         Стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому то ни было или в целях собственного обогащения;
·         Уважать идеи и чувства других людей;
·         Уважать своих родителей и предков, сохранять и уважать своих их культурное наследие;
·         Бережно относиться к Природе как к своей матери и помощнице;
·         Стремиться к тому, чтобы твой труд и твой идеи были плодом свободного человека, а не раба;
·         Преклоняться перед жизнью во всех ее проявлениях и стремиться осуществить все воображаемое;
·         Быть всегда свободным, ибо люди рождаются свободными;
·         Не создавать себе ни кумиров, ни вождей, ни судей, ибо наказание за это будет ужасным.
Памятка 2. Языковые клише «Способы изложения авторской позиции»
·         Автор считает, что…
·         Автор утверждает, что…
·         Автор убежден, что…, и подобная уверенность небезосновательна.
·         Автору важно убедить читателя в том, что…
·         Бесспорно мнение автора о том, что…
·         Цель автора - заставить читателя обратить внимание на…
·         Задача автора - убедить читателей в том, что…
·         Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме:..
·         Автор подводит читателя к мысли о том, что…
·         Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
·         Решая проблему, автор приходит к следующему выводу:..
·         «…»- в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
·         «…»- в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.
·         «…»-это высказывание точно отражает позицию автора.
·         …- вот основная идея (мысль) текста.
·         «…»- именно эта мысль отражает авторскую позицию.
·         …- эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
·         …- в этом предложении звучит прямая авторская оценка героям (ситуации, поднятой проблеме и т.п)
·         …- все это позволило автору выразить мысль о том, что…

  

 


»  Размещено в сообществах:   

На: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному те


Галина Федоровна, Вы нарушили заповедь "Не укради!", выдав этот урок за свой. Заявляю вам это с полной ответственностью. Истинный разработчик данного урока - Егораева Галина Тимофеевна. Будьте здоровы.


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн