Размещено: Надежда Тимофеева - пт, 24/04/2009 - 07:43
1.Мотивационная беседа. Формулировка целей урока.
Обострение международных противоречий в середине 19в. имело следствием начавшуюся в 1853г. Крымскую войну. Россия потерпела в этой войне поражение, которое можно рассматривать в качестве катализатора Великих реформ 1860-70 гг.
В процессе работы вам предстоит узнать:
- Каковы были цели противостоящих сторон;
- Как была развязана Крымская война;
- Каково было соотношение сил, как развернулся ход военных действий;
- Чем закончилась Крымская война; какое значение имело поражение России для дальнейшего развития нашей страны.
Учащимся предлагается охарактеризовать сущность восточного вопроса, а также вспомнить, в чем проявились международные противоречие, связанные с этим.
В 19в. некогда грозная для всей Европы Османская империя заметно слабеет. Входившие в ее состав христианские народы п/о начинают борьбу за свое освобождение от османского ига. Одновременно в борьбу включаются ряд мятежных мусульманских провинций.
Одни европейские государства стремились к ослаблению и даже разделу империи другие же- наоборот стремились сохранить её. Что такое восточный вопрос? (клубок международных противоречий вокруг Османской империи)
- Какие государства стремились к дальнейшему ослаблению Османской империи, а какие- наоборот? ( Австрия и Россия- за ослабление и отторжение ряда территорий, Франция- за сохранение могущества)
- В чем состояли национальные интересы России в отношении Турции?
( Безопасность южных границ, благоприятный режим черноморских проливов, позволяющий свободно проходить через проливы российским торговым и военным судам)
- Вспомните итоги русско- иранской войны 1826-28гг. ( Туркманчайский мир, уступка Ираном северной Армении, отказ от претензий на Дагестан и северный Азербайджан.)
- Итоги русско-турецкой войны 1828-29 (Адрианопольский мир: дельта Дуная, Ахлахуинская область Грузии, береговая линия от Анапы до Поти. Греция- независимость; Сербия, Валахия, Молдавия- автономию.)
В 1840-41 годах была подписана Лондонская конвенция между Россией, Англией, Францией и Турцией, согласно которой проливы Босфор и Дарданеллы были закрытыми для всех иностранных судов.
Оцените это соглашение с точки зрения интересов России. ( Конвенция ущемляла государственные интересы России, сократила возможности влияния на Турцию)
Проблемное задание: Русский писатель, современник Крымской войны Н.С. Лесков в 1890г, возвращаясь к этой теме заметил, что «война на полуострове была вскрытием затяжного нарыва и показала чем питался организм всей страны и каковы его соки». Как вы понимаете это высказывание?
Любое событие имеет причину и повод. Вспомним, что явилось причиной и поводом войны.
Это время распада 400-летней Османской империи и формирование Российской, Английской и Французской империй. Каждое из этих государств стремилось укрепить свое влияние на Балканах и боялись усиления позиций России.
Россия хотела решить проблему черноморских проливов( право их использования). Это вызвало негативную реакцию на Западе. Воспользовавшись спором из-за палестинских святынь Николай 1 усилил нажим на Турцию. На переговоры был послан бездарный Меньшиков. Но переговоры ни к чему не привели. Николай 1 знал, что Турция получит поддержку со стороны Франции, но надеялся, что Наполеон окажется в изоляции. Но в изоляции оказалась Россия. Англия тоже боялась усиления Росси на Балканах. И даже попытки подкупить Англию, пообещав ей Крит и Египет, не имели успеха.
Английский премьер- министр Лорд Пальмерстон так сформулировал цель войны: «Моя заветная цель в войне, начавшейся против России такова: восстановить самостоятельность королевства Польского, как барьер между Россией и Германией; Молдавию, Валахию и устье Дуная отдать Австрии; Крым, Черкессию и Грузию отторгнуть от России.»
- На поддержку какого государства рассчитывала Россия?На помощь в подавлении революционного движения? Но Австрия тоже боялась усиления России, т.к. это бы ослабило власть Австрии над южнослявянскими народами. Итак, в начавшейся войне Россия оказалась в политической изоляции.
Исходя из целей противоборствующих сторон давайте определим характер войны.( Несправедливый, захватнический)
Россия продолжает нажим на Турцию, требуя признать ее покровителем всего православного населения Османской империи. Русские войска были введены в Молдавию и Валахию.
В ответ- английские и французские эскадры были введены в Мраморное море. Султан в октябре 1853г. объявил войну России. Была ли Россия подготовлена к войне?
Состояние российской армии накануне Крымской войны
Задание: Сделать вывод на основе фактов
1.Рекрутская система формирования армии
2.Содержимое армии численностью более 1 млн. человек.
3.Отсутствие дееспособного генштаба. В.А. Долгоруков: «Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю
4. Войска рассредоточены по всей территории страны
5.Отсутствие разветвленной системы железных дорог
6.В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов
7.Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью
8.Плохое техническое оснащение армии( ружья, поражавшие цель до 100-150м.;нарезные ружья, поражавшие цель до 800м.- 1880 единиц на 42 тыс. солдат
9.Из 21 военного корабля черноморской эскадры- 7 паровые, остальные- парусные
Ход военных действий.
Где разворачивались военные действия ( на Дунае, в Крыму и Закавказье)
Периодизация:
1.Русско-турецкая кампания на Дунайском фронте ( ноябрь 1853- апрель 1854гг.)
2.Крымская кампания, операции на Кавказский фронте ( апрель 1854- февраль 1856гг.)
Назовем основные события войны.
В 1 период войны русская армия добилась значительных успехов. Перейдя Дунай, она отбросила турок от правого берега и осадила крепость Симестрию.
1 декабря 1853г.-На Кавказе русские войска одержали крупную победу под Башкыдыкларом, сорвав расчеты турок на вторжение в Закавказье и захват Тифлиса.
Еще более выдающуюся победу одержал русский флот под командованием адмирала Павла Степановича Нахимова.
8 октября Синопское сражение.
Блокировав на рейде Синопской бухты турецкие корабли( 14,12- паровых, Осман- паша, английский офицер Слейд; у русских- 8 парусных.) Флотилия Нахимова уничтожила их. Командующий турецким флотом был взят в плен. Синопский бой вошел в историю, как последнее крупное сражение эпохи парусного флота.
Это сражение стало предлогом для вступления в войну Франции и Англии. В январе 1854г. англо- французская эскадра вошла в Черное море.
В марте 1854г.- Англия и Франция объявили войну России.
Военные действия( на Балтике , Белом море и Дальнем Востоке)
- Какие города подверглись бомбардировке на Балтике( кронштад,Свеабот)
- На Белом море- Соловецкий монастырь, на Камчатке- Петропавлоск- Камчатский( Гарнизон Завойко дважды сбрасывал неприятельский десант и вынудил противника удалиться)
Готовя англо-французский корпус для посылки в Крым, союзники ставили целью захват Севастополя, что ослабило бы позицию России в черноморском бассейне.
Лето 1854г. – концентрация англо- французских сил в районе Варны
Сентябрь1854г.- более 300 транспортных судов начали высадку в районе Евпатории( 28 тыс. французских отрядов, 26 тыс. английских, 7 тыс. турок)
Русская армия в Крыму-( под командованием Меньшикова- 34тыс.) Первое сражение на территории Крыма- недалеко от места высадки на реке Альма-8 сентября 1854г. было проиграно. Русские отошли к Бахчисараю.
После сражения при Альме англо-французские войска и турецкие войска подступили к Севастополю. Началась его героическая оборона(349 дней).13 сентября1854-28 августа 1855гг.
Задумайтесь над следующими фактами и прокомментируйте их.
1.В ночь на 28 августа 1855г. русская армия оставила Севастополь. В том же году было принято решение учредить медаль не «За победу» или « За взятие»-а впервые в истории- « За защиту Севастополя».
2.Несмотря на шедшую русско-японскую войну, в России было отмечено 50-летие обороны Севастополя. Во всех учебных заведениях России были учреждены Севастопольские стипендии, открыта панорама « Оборона Севастополя 1854-1855гг.»
3. 5 октября 1904г. впервые в истории России была учреждена медаль « В память 50-летия обороны Севастополя».