Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Восточная(Крымская) война(1853-1856)

Размещено: Надежда Тимофеева - пт, 24/04/2009 - 11:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тимофеева Надежда Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ"Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы", учитель истории и обществознания
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
1.Дать учащимся знания о пред истории и причинах Крымской войны, о целях и характере войны, о ходе военных действий, о значении технико-экономического потенциала в ходе войны, о тех политических и экономических изменениях, которые были вызваны Крымской войной. 2.Продолжить формирование у школьников работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы. 3.Патриотическое воспитание на примере героизма защитников Севастополя.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Краткое описание: 
План: 1.Причины и характер войны. 2.Ход войны, периодизация. 3.Человек на войне. 4.Итоги войны.

 

 

1.Мотивационная беседа. Формулировка целей урока.
Обострение международных противоречий в середине 19в. имело следствием начавшуюся в 1853г. Крымскую войну. Россия потерпела в этой войне поражение, которое можно рассматривать в качестве катализатора Великих реформ 1860-70 гг.
В процессе работы вам предстоит узнать:
- Каковы были цели противостоящих сторон;
- Как была развязана Крымская война;
- Каково было соотношение сил, как развернулся ход военных действий;
- Чем закончилась Крымская война; какое значение имело поражение России для дальнейшего развития нашей страны.( слайд 1)
Учащимся предлагается охарактеризовать сущность восточного вопроса, а также вспомнить, в чем проявились международные  противоречие, связанные с этим.
В 19в. некогда грозная для всей Европы Османская империя заметно слабеет. Входившие в ее состав христианские народы п/о начинают борьбу за свое освобождение от османского ига. Одновременно в борьбу включаются ряд мятежных мусульманских провинций.
Одни европейские государства стремились к ослаблению и даже разделу империи другие же- наоборот стремились сохранить её. Что такое восточный вопрос? (клубок международных противоречий вокруг Османской империи)
- Какие государства стремились к дальнейшему ослаблению Османской империи, а какие- наоборот? ( Австрия и Россия- за ослабление и отторжение ряда территорий, Франция- за сохранение могущества)
- В чем состояли национальные интересы России в отношении Турции?
( Безопасность южных границ, благоприятный режим черноморских проливов, позволяющий свободно проходить через проливы российским торговым и военным судам)
- Вспомните итоги русско- иранской войны 1826-28гг. ( Туркманчайский мир, уступка Ираном северной Армении, отказ от претензий на Дагестан и северный Азербайджан.)
- Итоги русско-турецкой войны 1828-29 (Адрианопольский мир: дельта Дуная, Ахлахуинская область Грузии, береговая линия от Анапы до Поти. Греция- независимость; Сербия, Валахия, Молдавия- автономию.)
В 1840-41 годах была подписана Лондонская конвенция между Россией, Англией, Францией и Турцией, согласно которой проливы Босфор и Дарданеллы были закрытыми для всех иностранных судов.
Оцените это соглашение с точки зрения интересов России. ( Конвенция ущемляла государственные интересы России, сократила возможности влияния на Турцию)
 Проблемное задание: Русский писатель, современник Крымской войны Н.С. Лесков в 1890г, возвращаясь к этой теме заметил, что «война на полуострове была вскрытием затяжного нарыва и показала чем питался организм всей страны и каковы его соки». Как вы понимаете это высказывание?(3 слайд)
Любое событие имеет причину и повод. Вспомним, что явилось причиной и поводом войны.(5 слайд -запись в тетради)
Это время распада 400-летней Османской империи и формирование Российской, Английской и Французской империй. Каждое из этих государств стремилось укрепить свое влияние на Балканах и боялись усиления позиций России.
 Россия хотела решить проблему черноморских проливов( право их использования). Это вызвало негативную реакцию на Западе. Воспользовавшись спором из-за палестинских святынь Николай 1 усилил нажим на Турцию. На переговоры был послан бездарный Меньшиков. Но переговоры ни к чему не привели. Николай 1 знал, что Турция получит поддержку со стороны Франции, но надеялся, что Наполеон окажется в изоляции. Но в изоляции оказалась Россия. Англия тоже боялась усиления России на Балканах. И даже попытки подкупить Англию, пообещав ей Крит и Египет, не имели успеха.
 Английский премьер- министр Лорд Пальмерстон так сформулировал цель войны: «Моя заветная цель в войне, начавшейся против России такова: восстановить самостоятельность королевства Польского, как барьер между Россией и Германией; Молдавию, Валахию и устье Дуная отдать Австрии; Крым, Черкессию и Грузию отторгнуть от России.»
- На поддержку какого государства рассчитывала Россия за помощь в подавлении революционного движения? Но Австрия тоже боялась усиления России, т.к. это бы ослабило власть Австрии над южнослявянскими народами. Итак, в начавшейся войне Россия оказалась в политической изоляции.(6 слайд)
Исходя из целей противоборствующих сторон давайте определим характер войны.( Несправедливый, захватнический)
 Россия продолжает нажим на Турцию, требуя признать ее покровителем всего православного населения Османской империи. Русские войска были введены в Молдавию и Валахию.
В ответ- английские и французские эскадры были введены в Мраморное море. Султан в октябре 1853г. объявил войну России. Была ли Россия подготовлена к войне?
Состояние российской армии накануне Крымской войны
Задание: Сделать вывод на основе фактов
1.     Рекрутская система формирования армии
2.     Содержимое армии численностью более 1 млн. человек.
3.     Отсутствие дееспособного генштаба. В.А. Долгоруков: «Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю
4.      Войска рассредоточены по всей территории страны
5.     Отсутствие разветвленной системы железных дорог
6.     В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов
7.     Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью
8.     Плохое техническое оснащение армии( ружья, поражавшие цель до 100-150м.;нарезные ружья, поражавшие цель до 800м.- 1880 единиц на 42 тыс. солдат
9.     Из 21 военного корабля черноморской эскадры- 7 паровые, остальные- парусные
Ход военных действий.
Где разворачивались военные действия ( на Дунае, в Крыму и Закавказье)
Периодизация:
1.     Русско-турецкая кампания на Дунайском фронте ( ноябрь 1853- апрель 1854гг.)
2.     Крымская кампания, операции на Кавказский фронте ( апрель 1854- февраль 1856гг.) (7 слайд)
Назовем основные события войны.
В 1 период войны русская армия добилась значительных успехов. Перейдя Дунай, она отбросила турок от правого берега и осадила крепость Симестрию.
1 декабря 1853г.-На Кавказе русские войска одержали крупную победу под Башкыдыкларом, сорвав расчеты турок на вторжение в Закавказье и захват Тифлиса.
Еще более выдающуюся победу одержал русский флот под командованием адмирала Павла Степановича Нахимова.
8 октября  1853 г.-Синопское сражение. ( 8и 9 слайды)
Блокировав на рейде Синопской бухты турецкие корабли( 14,12- паровых, Осман- паша, английский офицер Слейд; у русских- 8 парусных.) Флотилия Нахимова уничтожила их. Командующий турецким флотом был взят в плен. Синопский бой вошел в историю, как последнее крупное сражение эпохи парусного флота.
Это сражение стало предлогом для вступления в войну Франции и Англии. В январе 1854г. англо- французская эскадра вошла в Черное море.
В марте 1854г.- Англия и Франция объявили войну России.
Военные действия( на Балтике , Белом море и Дальнем Востоке)
- Какие города подверглись бомбардировке на Балтике( кронштад,Свеабот)
- На Белом море- Соловецкий монастырь, на Камчатке- Петропавлоск- Камчатский( Гарнизон Завойко дважды сбрасывал неприятельский десант и вынудил противника удалиться)(2 слайд)
Готовя англо-французский корпус для посылки в Крым, союзники ставили целью захват Севастополя, что ослабило бы позицию России в черноморском бассейне.
 Лето 1854г. – концентрация англо- французских сил в районе Варны
 Сентябрь1854г.- более 300 транспортных судов начали высадку в районе Евпатории( 28 тыс. французских отрядов, 26 тыс. английских, 7 тыс. турок)
Русская армия в Крыму-( под командованием Меньшикова- 34тыс.) Первое сражение на территории Крыма- недалеко от места высадки на реке Альма-8 сентября 1854г. было проиграно. Русские отошли к Бахчисараю.
После сражения при Альме англо-французские войска и турецкие войска подступили к Севастополю. Началась его героическая оборона(349 дней).13 сентября1854-28 августа 1855гг.(10 слайд)
Задумайтесь над следующими фактами и прокомментируйте их.
1.     В ночь на 28 августа 1855г. русская армия оставила Севастополь. В том же году было принято решение учредить медаль не «За победу» или « За взятие»-а впервые в истории- « За защиту Севастополя».
2.     Несмотря на шедшую русско-японскую войну, в России было отмечено 50-летие обороны Севастополя. Во всех учебных заведениях России были учреждены Севастопольские стипендии, открыта панорама « Оборона Севастополя 1854-1855гг.»
3.      5 октября 1904г. впервые в истории России была учреждена медаль « В память 50-летия обороны Севастополя».
Назовите причины поражения в Крымской войне, используя следующие факты:
1.       С сентября 1854 года английская армия потеряла в боях и умершими от ран 239 офицеров и 3323 солдата, от холеры и других болезней за то же период -61 офицер и 15669 солдат. Русская армия с 1ноября 1855года потеряла умершими от болезней 36400 человек, т.е. целый корпус.
2.       «Вы видите будничных людей, занятых будничным делом». (Толстой «Севастопольские рассказы»)
3.       «Пленные в восторге от того, как их русские содержат, и уже несколько писем писали в свой лагерь, говоря, что за ними ухаживают добрые сестры милосердия Крестовоздвиженской общины»(фрагмент письма сестры милосердия).
4.       С 10 на 11 марта у нас была сильная пальба; в ночь принесли 45 раненых. Сестра Т., мать Серафима и еще 3 сестры были на дежурстве с полуночи до 11 часов утра; они помогали докторам и были облиты кровью от многих трудных ампутаций (фрагмент письма сестры милосердия Крестовоздвиженской общины).
5.       Зимой 1854-1855 годов в ходе осады Севастополя тяжелые условия окопной жизни заставили немецких солдат изобрести кардиган – вязанный жакет на пуговицах, названный в честь его изобретателя – генерал-майора лорда Кардигана; реглан – рукав, используемый при пошиве пальто, изобретенный главнокомандующим английской армией лордом Регланом в Крыму.
6.       «До выхода на зимние квартиры продовольствие людей и лошадей весьма жалкое. Зачастую приходилось дня по 3 не иметь ни сена, ни овса; сухари и крупа выдавались людям неаккуратно» (Арбузов. Из воспоминаний о кампании на Крымском полуострове).
7.       «На каждый выстрел они отвечали 10. Наши заводы не успевают делать такое количество зарядов, какое нужно было выпускать, чтобы нести хоть какой-нибудь вред неприятелю» (из письма капитан-лейтенанта Лесли).
8.       «Право грустно становиться когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены – и солдаты и офицеры сравнительно с иностранными солдатами и офицерами» (Алабин. Походные записки).
9.       «Солдату нашему, в одной изорванной шинелишке, зимой в траншее, едва ли веселее англичанина в теплой фуфайке, закутанного в байковое одеяло, употребляемое вместо бурки» (Алабин. Походные записки).
10.    «Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье после 2-3 выстрелов не входили в дупло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу. Ружья, переделанные на нарезные, разрывались по нарезале» (Заробаев. Воспоминания о Севастополе).
11.    Во время Крымской Войны была написана обретшая у русских солдат популярность песня «Раскинулось море широко», которая стала своеобразным музыкальным символом военного времени.
 
Закрепление:
1.     Русский писатель, современник Крымской войны Н.С.Лесков в 1890г., возвращаясь к этой теме, заметил, что война на полуострове была вскрытием затяжного нарыва и показала чем питался организм всей страны и каковы его соки.  Как вы понимаете это высказывание?
2.     Какие уроки можно было извлечь из Крымской войны? Какие из них актуальны сегодня? Почему?
3.     В 1856 году Россия проиграла Крымскую войну. В 1860-70х годах Александр II провел в стране важнейшие реформы, затрагивавшие различные сферы жизни общества. Как связаны между собой эти 2 события?
 
Работа с учебником:Найти условия Парижского мирного договора .( слайд 11)
Как вы понимаете слова графа Валуева П.А. об итогах царствования Николая 1 " Сверху- блеск, внизу- гниль" 
(задание уч-ся)
Вывод по теме: Война не только истощила Россию экономически, но если так можно выразиться истощила существующую систему морально.Стали видны все недостатки управления, вся отсталость Россииот западных стран в экономическом, военном и социальном отношениях. Значительно ослаб авторитет России на международной арене, ей приходилось его вновь завоевывать заново.Война имела одно положительное последствие для России: стало очевидным , что необходимы кардинальные перемены.
 
Д\з : параграф 62, написать эссе об итогах царствования Николая 1, используя слова графа Валуева П.А. " Сверху- блеск, внизу- гниль."
 

 

 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: Восточная(Крымская) война(1853-1856)


Уважаема Надежда Николаена! Спасибо за план-конспект урока. Меня больше всего заинтересовали некоторые задания на размышление. Интересные проблемные вопросы и очень хорошие разделы о состоянии армии накануне войны, и о причинах поражения. Представленный урок интерес тем, что на многих его этапах учащиеся не просто воспринимают материал, но и анализируют его. В этом важная и нужная задумка учителя. Однако, считаю, что стоит подумать, как еще активизировать мыслительную деятельность учеников. Приятно, что Вы создали свою Презентацию к уроку, она достаточно краткая, но построена согласно основных этапов урока и целей, поставленных учителем. Можно улучшить качество иллюстраций. Однако в данном случает интересно не качество видеоряда над которым необходимо работать, а краткость информации, выделение самого необходимого и важного. Прошу Вас. если можно, присоедините этот конспект к Сообществу учителей истории. Ваш опыт я думаю, будет интересен и полезен многим историкам. В свою очередь приглашаю Вас прочитать конспект урока Силиной Т.Ф. на эту же тему в январском номере журнала Интернет и образование.

Елена Евгеньевна.

Комментарий был изменен с момента создания (Елена Евгеньевна, сб, 25/04/2009 - 14:31).
С уважением, Елена Евгеньевна.


Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн