Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Музыка моего народа

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Размещено: Рашид Рафаильевич Рахманкулов - сб, 25/04/2009 - 15:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Замудрякова Наталья Валентиновна
Место работы, должность: 
МОу-ООШ с. Любимово, Советский район, учитель музыки
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
• Познакомить с разнообразием жанров русской народной песни; • Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями; • На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества музыки композитора А.С.Даргомыжского воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Бахметьева Т.Н. Детские частушки, шутки, прибаутки. – М.: «Академия развития». 1997.
  2. Котикова П., Добровольский Б. Песня – душа народа. – М.: «Советский композитор», 1959.
  3. Хрестоматия к урокам музыки, 4 класс.
  4. Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. – М.: «Просвещение», 1993.

 

Используемая методическая литература: 

1.      «Музыка в школе» № 3, 2002. \ из отечественного опыта \ С.А.Лапина.

2.      «Певучая Россия» № 22 – М.: «Советская Россия», 1998.

Используемое оборудование: 

музыкальные инструменты (аккордеон, ложки, трещотки, бубен, треугольник, колокольчик), грамзаписи народных песен, портрет композитора, раздаточный материал

Используемые ЦОР: 

авторская презентация

Краткое описание: 
Мой урок представляет собой урок-путешествие в деревню «Гармошка», после посещения которой ребята познакомятся с видами русской народной песни, с народными музыкальными инструментами. К концу урока ученики должны набрать свой оркестр народных инструментов.

На доске эпиграф к уроку:  «Народная песня – зеркало жизни народа»

 

1. Дети входят в класс под русскую плясовую песню.

У: – Здравствуйте, ребята!

Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок.

2. Сегодня наш урок посвящен русской народной песне. Чтобы подробнее узнать о видах русской народной песни, мы отправимся в путешествие. Будьте внимательны, в конце нашего путешествия вы должны мне правильно назвать виды русской народной песни. Активность на уроке будет поощряться, в виде карточек с набором музыкальных инструментов. Ваша задача набрать свой оркестр народных инструментов.

3. Сегодня в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.

Учитель достает из конверта письмо и читает детям:

 

«Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки

Я – Тимошка

Из деревни Гармошка.

В гости вас к себе зову,

Сладким чаем угощу.

Жду вас всех в своей избушке,

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились

Посылаю карту вам,

 я ее составил сам»

 

Учитель обращает внимание ребят на доску с картой от Тимошки.

У: Ребята, кто такой Тимошка, об этом мы узнаем в конце путешествия. Что же ждет нас впереди? Отправимся в гости к Тимошке?

Дети: Да!

У: Но, так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Согласны?

Дети: Да!

У: Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошино письмо, прочитаем, что же ждет нас впереди:

 

«Впереди вас ждет река, широка и глубока.

Вы по ней плывите, да не утоните»

 

У: Ребята, а в какой знакомой нам русской народной песне упоминается о реке?

Дети: В песне «Вниз по матушке по Волге»

У: Ребята, песня «Вниз по матушке по Волге» композиторская или народная?

Дети: Эта песня  народная.

У: Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

Дети: У  русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность.

У: Послушайте русскую народную песню «Вниз по матушке по Волге». В этой песне раскрывается сердечность и широта души русского народа, красота русской природы.

 

Слушание русской народной песни

 

У: разучим небольшой фрагмент этой песни, помните о правильном дыхании.

 

Исполнение фрагмента песни

 

У: Ребята, как вы думаете, зачем мы учим народные песни?

Дети: русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную  песню.

У: Спасибо за интересный ответ, (можно отметить карточкой)

Многие русские композиторы в своем творчестве обращаются к русской народной песне. А.С.Даргомыжский написал «Вариации» к известной песне. Послушайте и подумайте, интонация какой песни звучит?

 

Слушание. «Вариации к русской народной песне «Вниз по матушке по Волге»

 

Дети: Интонации русской народной песни «Вниз по матушке по Волге»

У: Молодцы! В чьем исполнении звучат «Вариации» Даргомыжского?

Дети: «Вариации» исполняет симфонический оркестр.

У: Правильно. Кто из композиторов использовал русскую песню в своем творчестве?

Дети: П.И.Чайковский, Н.А.Римский – Корсаков, Р. Щедрин.

У: С трудной загадкой справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в Тимошином письме, куда идти дальше?

 

«Речку одолели –

и вперед смелее.

На пригорке деревушка

Под названьем «Веселушка»

Развеселый в ней народ

Песни русские поет.

И вы запевайте

В деревню ту шагайте,

Чтобы легче вам шагалось

В эту деревушку

Запевайте дети дружно

Песню «Солдатушки»…

 

Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»

 

У: Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос,  народная эта песня или композиторская?

Дети: Песня – русская народная.

У: Правильно, и еще эта песня относится к солдатским песням. Какие старые слова есть в этой песне?

Дети: В песне есть старые слова: востры, держава.

У:   На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошином письме.

 

«Слева видите? – гора,

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живет волк злой.

Тише идите,

Волка не будите»

 

У: Ребята, споем волку  колыбельную песню. Внимательно слушаем первый звук, начинаем петь,  не громко.

 

Разучивание колыбельной песни «Котик – коток», «Ходит сон по горе» и т.д.

 

У: Колыбельная от слова «колыбель», что означает приспособление для укачивания малыша. Кто пел колыбельные песни и как?

Дети: Колыбельную песню пела мама своему ребенку, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, негромко.

У: Правильно. А еще такие песни в старину называли «баюканными» -  от слова «баюкать», т.е. «укачивать». В  колыбельных песнях есть одна особенность, можно спеть имя того ребенка, кому поют. А еще в колыбельных песнях есть реально существующие герои и фантастические. Внимательно посмотрите на карточки. И назовите реальных героев и фантастических.

 

Котик

Дрема

Волчок

Сон

Зайчик

Бука

Собачка

Угомон

 

 

 

 

 

 

 

У: Молодцы ребята! С заданием справились на «отлично».

Волк остался спать под горой благодаря нашим колыбельным.

 

«Пол дороги,

пол пути

быстро мы смогли пройти.

А сейчас мы отдохнем

И опять вперед пойдем»

 

У: Какие элементы движения подходят для русской народной плясовой? Итак, «Барыня».

 

С ребятами проводится физкультминутка

 

У: Наше путешествие продолжается, а вот в какую сторону пойдем – в письме Тимошином прочтем.

«Справа медведь,

он любит петь,

громко поет

пройти не дает.

По секрету вам скажу:

С этим мишкой я дружу.

Вы ему – частушек много,

Он уступит вам дорогу»

У: Очень любит Мишка частушки, и мы их любим петь. Частушка – это короткая народная песня, с юмором. Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Но есть медленные – страдания. А с какими инструментами можно исполнять частушки?

Дети: Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном.

Дети: Еще и с балалайкой.

У: Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России XIX века – называется он под «язык». Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом, какому – либо музыкальному инструменту.

 

Раздаю инструменты

 

У: Запомните, как они звучат. Разучим несколько куплетов на музыку воронежских куплетов на слова Викторова. Будем петь частушки весело, бойко, не забывая о том, что некоторые из вас играют на трещотке, бубне и ложках.

 

Исполнение частушек

 

-Вижу все вы музыканты, уникальные таланты

 вот для вас детвора музыкальная игра.

 

С детьми проводится музыкальная викторина «Узнай музыкальный инструмент» с использованием аудиозаписи «Русские народные инструменты». Определить звучание: трещотки, дудки, балалайки, свистульки, бубенцы, треугольник. (см. Приложение).

 

У: Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошино письмо.

 

«А теперь -  наискосок,

через тропочку в лесок.

Вот, ребята, здесь мой дом.

Хорошо, уютно в нем.

Хочешь – прыгай,

Хочешь – стой,

Хочешь – песню даже спой»

 

У: Ребята, мы дошли до дома, где живет Тимошка. А кто такой Тимошка вы узнаете из этой песни. Послушайте и подумайте кто главный герой этой песни?

 

Слушание песни  Д.Львова - Компанейца  «Самовар». Исполнение песни. Оценка исполнения.

 

Показ иллюстрации

 

У: Самовар – один из важных предметов русского быта, традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял самовар.

 

Итог урока

 

Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Вспомните, на каких остановках мы с вами побывали, что исполняли?

Вывод: народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!

А сейчас домашнее задание – кроссворд.

 

Раздаю карточки каждому

 

Выставление оценок за урок.

 - Ребята, кто собрал меньше трех карточек – хорошо, кто больше – отлично.

Урок закончен, всем спасибо!

 

Сюрпризный момент

 

Звучит плясовая мелодия, в класс входит ребенок с самоваром в руках, ставит самовар на стол:

«Самовар вас угощает

крепким и душистым чаем.

Чай – с вареньем и лимоном

С кренделями и поклоном.

Он – бальзам от всех болезней

И напитка нет полезней.

Рады всех вас пригласить

Вволю чаем напоить».

 

Гости и ребята садятся пить чай с пирогами

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя светлана александровна лапина

На: Музыка моего народа


 Рада, что моя идея пригодилась! Удачи и упехов автору!



Поиск

Loading

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн