Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


 
Лесные и торфяные пожары

Фото пользователя Валентина Мухтаровна Айдралиева
Размещено: Валентина Мухтаровна Айдралиева - чт, 30/04/2009 - 09:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Айдралиева Валентина Мухтаровна
Место работы, должность: 
МОУ "Основная общеобразовательнаяшкола с. Пылковка". учитель ОБЖ.
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Цель урока: 
Цель: познакомить учащихся с происхождением и классификацией лесных и торфяных пожаров; со способами тушения лесных и торфяных пожаров; выяснить последствия лесных и торфяных пожаров; узнать о действиях по защите от лесных и торфяных пожаров; способы оповещения о лесных и торфяных пожарах.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 1. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: Изд-во "Адэль", 1996.

2. Михайлов Л.А., Михеев Г.Д., Емельянчик В.К., Щегалев И.А., Соломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека. Методическое пособие для учителя. СПб.: Специальная литература, 1998.

4. Ситников В.П. Справочник школьника. Основы безопасности жизнедеятельности. Филологическое общество "Слово" АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1999.

5. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 7–8 класс. М.: Просвещение, 1999.

Используемая методическая литература: 

1. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Изд-во "Зеркало", Издательский дом "Техника – молодежи", 1996.

2. Хроника происшествий за III–IV кварталы 2002 года// Журнал ОБЖ. 2003. №2.

3. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.

Используемое оборудование: 

  Компьютер, кроссворд, тест.

Используемые ЦОР: 

На уроке используется презентация (прикреплённый файл)

Краткое описание: 
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. Наукой о лесных пожарах – лесной пирологией – в России год за годом аккумулируется огромное количество научного материала. В России наибольшее распространение пожары получили в Читинской, Иркутской, Свердловской областях, Красноярском крае, республиках Саха, Хакасия, Бурятия и Тыва. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются зоной бедствия. Лесные пожары по охвату площади подразделяются на зоны отдельных, массовых и сплошных пожаров и огненные штормы. Зона отдельных пожаров характеризуется возникновением незначительного количества пожаров, рассредоточенных по площади. Зона массовых пожаров представляет собой совокупность отдельных пожаров, возникающих одновременно. Зона сплошных пожаров характеризуется быстрым развитием и распространением пожаров, наличием высокой температуры, задымленности и загазованности, опасной для жизни. Проезд через эту зону невозможен или сопряжен с проведением специальных противопожарных мероприятий. Огненный шторм – это особо интенсивный пожар в зоне сплошных пожаров, в центре которого возникает восходящая вверх конвекционная колонка в виде огненного вихревого столба. К ней устремлены от периферии площади пожара сильные ветровые потоки. Потушить огненный шторм практически невозможно. Лесные пожары бывают трех видов: 1) низовой (90% всех случаев) характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) – при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1–2 м; 2) верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5–8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени; 3) подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара. Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью нескольких метров в сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф. Лесные и торфяные пожары приносят огромный ущерб народному хозяйству и представляют угрозу для людей, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных в лесу: гибнет молодая поросль, выгорают семена трав, корни многолетних растений, снижаются защитные (полезные) свойства леса. В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию.

Слайд 1, 2.

 Тема: Лесные пожары и торфяные пожары.

Слайд 3.
 
Эпиграф.

Не стоит никому на свете,
Шутить с огнём, играть
с огнём!

Цель: познакомить учащихся с происхождением и классификацией лесных и торфяных пожаров; со способами тушения лесных и торфяных пожаров; выяснить последствия лесных и торфяных пожаров; узнать о действиях по защите от лесных и торфяных пожаров; способы оповещения о лесных и торфяных пожарах.

 Оборудование.  Компьютерная презентация "Лесные и торфяные пожары", кроссворд, тест.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Работа над темой урока.
 
Слайд 4.
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека.
Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.
Наукой о лесных пожарах – лесной пирологией – в России год за годом аккумулируется огромное количество научного материала.
Среди катастрофических пожаров последних лет можно назвать стихийное бедствие 1972 г. Лесные и торфяные пожары за короткое время охватили центральные области России. Было уничтожено 650 тыс. га леса, 4900 штабелей торфа.
В 1976 г. в Хабаровском крае огонь уничтожил на огромной площади не только лес, но и 11 поселков полностью, 19 других населенных пунктов – частично.
В 1987 г. общая площадь лесных пожаров в Читинской области составила 93 750 га.
В 1989 г. практически выгорели леса Сахалина. Масштабы потерь леса на острове официально были признаны экологической катастрофой.
В Российской Федерации в 1989 г. только в лесах Гослесфонда РФ зарегистрировано 20 тыс. пожаров, а на его активно охраняемой территории – более 28 тыс. пожаров.
В 1990 г. в Иркутской области выгорело около 300 тыс. га лесов.
В 1994 г. только в Хабаровском крае за сезон зарегистрировано 1 224 пожара.
В июне 1995 г. на грани экологической катастрофы оказались жители севера Сахалинской области, где бушевавшие пожары уничтожили 80 тыс. га леса.
С 1991 по 1995 г. в России в огне пожаров сгорели 38 387 человек.
В 1996 г. в Бурятии возникло 29 лесных пожаров на площади 4 тыс. га, сгорело более 100 жилых домов и дачных домиков. Погибло 5 человек.
В начале июля 1997 г. на Алтае в огне погибли 11 участников ликвидации лесного пожара.
Слайд 5, 6.
Какие бывают пожары.
Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.
В России наибольшее распространение пожары получили в Читинской, Иркутской, Свердловской областях, Красноярском крае, республиках Саха, Хакасия, Бурятия и Тыва. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются зоной бедствия.
Лесные пожары по охвату площади подразделяются на зоны отдельных, массовых и сплошных пожаров и огненные штормы.
Зона отдельных пожаров характеризуется возникновением незначительного количества пожаров, рассредоточенных по площади.
Зона массовых пожаров представляет собой совокупность отдельных пожаров, возникающих одновременно.
Зона сплошных пожаров характеризуется быстрым развитием и распространением пожаров, наличием высокой температуры, задымленности и загазованности, опасной для жизни. Проезд через эту зону невозможен или сопряжен с проведением специальных противопожарных мероприятий.
Огненный шторм – это особо интенсивный пожар в зоне сплошных пожаров, в центре которого возникает восходящая вверх конвекционная колонка в виде огненного вихревого столба. К ней устремлены от периферии площади пожара сильные ветровые потоки. Потушить огненный шторм практически невозможно.
Лесные пожары бывают трех видов:
1) низовой (90% всех случаев) характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) – при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1–2 м;
2) верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5–8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени;
3) подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара. Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью нескольких метров в сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
Верховые и низовые пожары подразделяются на беглые и устойчивые. При беглом пожаре огонь передвигается с большой скоростью. При беглом верховом пожаре пламя распространяется главным образом с кроны на крону, оставляя иногда целые участки не тронутого огнем леса. При устойчивом верховом пожаре огнем охвачены не только кроны, но и стволы деревьев. Пламя охватывает весь лес – от почвенного покрова до вершин деревьев. При устойчивом низовом пожаре отмечается медленное горение не только травы, опавших листьев, хвои, но и пней, валежника, нижней части стволов.
По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.
Слабые пожары – скорость 1 м/мин и высота пламени не более 1,5 м.
Средние пожары – скорость до 3 м/мин и высота пламени не более 1,5 м.
Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин и высота пламени более 1,5 м.
Лесные и торфяные пожары приносят огромный ущерб народному хозяйству и представляют угрозу для людей, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных в лесу: гибнет молодая поросль, выгорают семена трав, корни многолетних растений, снижаются защитные (полезные) свойства леса.
 
Причины пожаров:
Самые типичные случаи возникновения лесного пожара:
– брошена горящая спичка, окурок.
– охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;
– механизатор оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности (ТБ), курил рядом с заправляемой машиной и т.д.;
– люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках;
– люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;
– осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза;
– хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ.
Слайд 7.
Что делать, если вы попали в зону пожара?
1. Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землей. Сообщите о происшедшем в ближайший населенный пункт или лесничество.
2. Если пожар сильный, ваша задача – как можно быстрее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнем. От низового пожара человек может довольно быстро уйти. Идти нужно в наветренную сторону (навстречу ветру) перпендикулярно кромке пожара по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.
3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой – полотенцем, подолом рубашки.
4. Относительно безопасными местами являются вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.
5. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.
Когда лесной пожар подходит к населенному пункту, государственные службы информируют население о том, как защитить себя и имущество. Если остановить огонь не удается, людей эвакуируют. Личные вещи можно спасти, поместив их в каменных строениях без горючих конструкций или просто в яме, засыпанной землей.
Когда эвакуация невозможна, пожар пережидают в загерметизированных каменных зданиях, убежищах гражданской обороны, погребах и т.д.
Иногда переждать пожар можно на открытых участках – стадионах, площадях и др.
Слайд 8, 9,10.
Кто и как спасает лес от пожара
В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию. Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.
Если под рукой имеется лопата, вдоль кромки огня копают ямки, грунт бросают в нижнюю часть пламени. Сбив пламя, остановив пожар, на его кромку снова насыпают грунт сплошной полосой 6–8 см и шириной 0,5 м, на пути движения устраивают земляные полосы и широкие канавы.
Тушение лесных низовых пожаров ведется водой, химическими огнетушителями, с помощью строительства заградительных полос.
Верховые пожары тушат с помощью создания заградительных полос, пуском встречного огня.
Участники тушения торфяных пожаров должны знать расположение источников воды, а также зон, свободных от задымления, куда при опасности надо выводить людей.
К тушению лесных пожаров активно привлекается местное население. Перед началом работ все проходят подробный инструктаж, знакомятся с правилами ТБ.
Слайд 11, 12.
К тушению лесных пожаров не допускают лиц моложе 18 лет.
Законодательство РФ предусматривает, что каждый владелец или пользователь лесных угодий должен сам организовать тушение пожара, возникшего на его территории. Поэтому при возникновении пожара важно знать, в чьем хозяйстве он возник.
Самым крупным владельцем леса в России является Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз). Это государственная организация, у которой есть собственные авиабазы, пожарно-химические станции, дозорно-сторожевая служба и т.п. Однако леса могут принадлежать и другим организациям – заповедникам, сельскохозяйственным предприятиям и даже Министерству обороны.
Охрана лесов от пожаров осуществляется наземными методами и с помощью авиации. В системе наземной службы действует более 2 тыс. пожарно-химических станций и около 200 механизированных отрядов, оснащенных необходимыми средствами пожаротушения. С воздуха леса от пожара охраняет более 930 самолетов и вертолетов, численность парашютно-десантной службы составляет около 7 тыс. человек.
Если из-за ограниченной видимости и задымленности невозможно использовать авиацию, то для определения места и границ пожаров используют космические спутники. С этой целью в городе Пушкино Московской области создан Центр слежения за оперативной обстановкой в лесах Европейской России. Такой же центр создается в Иркутске, где будет организован контроль за лесными угодьями в азиатской части страны.
Россия занимает первое место в мире по количеству лесов; она владеет почти четвертью мировых запасов древесины. Безусловно, чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия, нужна помощь всего населения.
Слайд 13 - 18.
4. Закрепление материала.
Решите кроссворд и ответьте на вопросы теста. (Эти задания помогут вам быстро проверить усвоение пройденной темы.)
 
Кроссворд
  
По горизонтали:
2. Наука о лесных пожарах.
3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.
4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.
По вертикали:
1. Место, где ранее уже разводился и тушился костер.
2. Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.
5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.
Ответы
По горизонтали: 2. Пирология. 3. Ожог. 4. Стекло.
По вертикали: 1. Кострище. 2. Пожар. 5. Лето.
 
Тест
1. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это -
а) Стихийный пожар
б) Природный пожар
в) Лесной пожар.
2. По характеру распространения лесные пожары подразделяются на:
    а) Низовые
    б) Наземные
    в) Верховые
    д) Подземные
      Найди неверный ответ.
3. К тушению лесных пожаров недопускаются лица моложе:
а) 14 лет
б) 16 лет
в) 18 лет
г) 20 лет
4.Что необходимо сделать, если вы оказались в лесу, где возник пожар?  Найди неверный ответ.
а) Кричать «караул»;
б) Определить направление ветра;
в) Быстро выходить из леса в наветренную    сторону;
г) Определить направление распространения огня.
    5.Что запрещается делать в лесу в пожароопасный сезон?
 а) Разводить костёр;
 б) Петь песни;
 в) Пользоваться открытым огнём;
 г) Оставлять на освещённой поляне     бутылки и осколки стекла;
д) Собирать ягоды.
 Слайд  19
Правильные ответы:
1.Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это
 в) лесной пожар
 2. По характеру распространения лесные пожары подразделяются на: Найди неверный ответ.
б) наземные
 3.К тушению лесных пожаров не допускаются лица моложе:
 в) 18 лет
 4. Что необходимо сделать, если вы оказались в лесу где возник пожар? Найди неверный ответ.
а) кричать «Караул»
 5.Что запрещается делать в лесу в пожароопасный сезон?
 а) разводить костёр;
 в) пользоваться открытым огнём;
 г) оставлять на освещённой поляне бутылки и осколки.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Лариса Александровна Алексеева

На: Лесные и торфяные пожары


Спасибо, Валентина Мухтаровна, за интересный урок!



Фото пользователя Валентина Мухтаровна Айдралиева

На: Лесные и торфяные пожары


Лариса Александровна, спасибо за комментарий.

Айдралиева В.М.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн