Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок химии в 10 классе "Лекарства"

Фото пользователя Александра Николаевна Логинова
Submitted by Александра Николаевна Логинова on Wed, 20/05/2009 - 14:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Соколова Надежда Александровна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 77 г. Ярославля, учитель химии
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Способствовать формированию у подростков мотивации на сохранение собственного здоровья.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Габриелян О.С. Химия. 10 класс.

Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор, компьютер, химическое оборудование и реактивы для проведения демонстрационных и лабораторных опытов.

Используемые ЦОР: 

Авторская презентация "Лекарства".

Краткое описание: 
Автор урока является лауреатом регионального конкурса на лучшую организацию работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних в номинации "Лучший урок по общеобразовательному предмету".

 

Урок в 10 классе  «Лекарства»
Учитель химии МОУ СОШ № 77 г. Ярославля Соколова Надежда Александровна
 
Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств
                                                                              Парацельс
Цели урока:
1.    Познакомить учащихся с химиотерапией, используя межпредметные связи с биологией, с химическим составом лекарств органического и неорганического происхождения, с приемами химически грамотного применения лекарств.
2.    Продолжить формирование умений анализировать строение молекул лекарственных препаратов и предсказывать на основе этого анализа их химические свойства.
3.    Рассмотреть действие наркотических веществ на организм человека.
4.    Продолжить формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни на примере профилактики наркомании и борьбы с ней.
 
Оборудование, дидактические материалы: электронная презентация, компьютер, проектор, экран, демонстрационный стол, аспирин, фероплекс, глюконат кальция, пробирка, сухой спирт, спиртовка, держатель, раствор карбоната натрия, раствор соляной кислоты, ступка, вода.
 
Ход урока:
Слайд № 2:
Перед вами на слайде высказывание основоположника медицинской химии Парацельса.
Действительно организм человека можно сравнить с целой производственной отраслью – химической промышленностью. Каждый орган в нем – это крупное предприятие. А каждая клетка органа – химическая лаборатория, в которой протекает множество химических реакций. Когда человек болеет, например, гриппом, то природа его болезни тоже химическая. Попавшие в организм микроорганизмы отравляют его продуктами своей жизнедеятельности – ядовитыми веществами. Лекарства, которые мы принимаем, вступают в химические реакции с ядами, нейтрализуя их.
Вопрос: Что же такое лекарства?  (лекарства - это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике).
Вопрос: Как называется наука, занимающаяся изучением лекарственных средств?  (Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией).
В далеком прошлом лекарства и яды обозначались одним и тем же словом. Так, древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье» приобрели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм.
Слайд № 3:
ПОМНИТЕ!
 

Взаимодействие с другими лекарствами
Может усилить или ослабить действие лекарства
Состояние организма
При заболевании печени или почек лекарства применяют с осторожностью
Особенности профессии
Могут понизиться внимание, быстрота реакции, появиться сонливость. Водителям, работникам ответственным за жизнь людей, такие лекарства принимать нельзя.

 
Поэтому применять лекарственные препараты можно только по рекомендации лечащего врача. А приобретать их только в аптеке.
НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ!
Вопрос: В каких формах выпускают лекарственные препараты?
Слайд № 4:                               
Лекарственные формы
 

Жидкие
Твердые
Мягкие
1.    Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые).
2.    Настои.
3.    Отвары.
4.    Настойки.
5.    Микстуры.
6.    Слизи.
7.    Эмульсии.
8.    Суспензии.
1.      Порошки.
2.      Гранулы.
3.      Таблетки.
4.      Драже.
5.      Пилюли.
6.      Капсулы.
7.      Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья.
1.    Мази.
2.    Пасты.
3.    Свечи.
4.     Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением.

 
Вопрос: Лекарственных препаратов очень много. Как вы считаете, каков принцип лечения различных заболеваний химическими препаратами?
Слайд № 5:

Общий химиотерапевтический принцип сформулирован в 1891 году русским ученым Д.Л. Романовским: «вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте».

Слайд №6:
Начало эры химиотерапии бактериальных инфекций связано с открытием антибактериальных свойств у довольно простого по химической структуре органического соединения – амида сульфаниловой кислоты – стрептоцида:
 
 
Важнейшим этапом в развитии химиотерапии явилось открытие и создание антибиотиков, а именно пенициллина:
 
 
 
 
Вам хорошо известно жаропонижающее средство – аспирин:
 
 
 
 


 

Упражнение 1: Проанализируйте предложенные вещества по плану:
·          Химический состав вещества.
·          Функциональные группы в его составе.
·          Растворимость в различных средах (вода, этанол, щелочь).
·          Экспериментальное обнаружение функциональных групп.
 
Лабораторный опыт 1:
Разотрите таблетку аспирина, поместите порошок в пробирку и прокипятите его с раствором карбоната натрия. Добавьте разбавленный раствор соляной кислоты и смесь нагрейте. Что наблюдаете? (Ощущается запах уксусной кислоты).
Вопрос: Наличие какой функциональной группы в составе аспирина доказывает этот опыт?
Вывод: В состав аспирина входит карбоксильная группа.
Мы рассмотрели строение и свойства давно и хорошо известных лекарственных препаратов. Сейчас фармакологии известно огромное количество новых препаратов, и их число пополняется новыми открытиями. Наряду с лекарствами органического происхождения известны и препараты неорганического происхождения.
 
Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава препарата.
Измельчите таблетку ферроплекса (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл).
1.        Профильтруйте раствор.
2.        Проведите качественные реакции.
3.        Оформите работу, заполнив таблицу:
Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра, желтая и красная кровяные соли.

Предполагаемые
катионы и анионы
(гипотеза)
Реактив
Наблюдения
Уравнения реакций
Выводы
 
 
 
 
 

4.        Сделайте вывод о качественном составе препарата.
Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe+2, Fe+3 и анионов SO4-2, Cl-. Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO4.
Древним фармацевтическим символом является змея, которая опоясывает чашу познания. Давайте «посетим серпентарий» (конечно, химический).
 
Демонстрационный опыт: Например, для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени спиртовки таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползает змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества. Разложение глюконата кальция, имеющего состав Ca(CH2OH(CHOH)4COO)2, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды (формулы веществ записать на доске).
Слайд № 7:
Часто в повседневной жизни для снятия боли мы используем болеутоляющие препараты: анальгин и его аналоги. Боль - неприятное чувство, но оно очень нужно организму. Боль как надежная охрана, информирует человека о повреждении тела. При сильной боли назначают наркотики.
Употребление наркотических веществ известно давно. В доисторические времена это разрешалось только избранным (вождям, шаманам, жрецам), поскольку наркотики вызывают изменение душевного состояния. Для простых смертных это было строго запрещено и жестоко каралось. Наркотические вещества употребляли только для общения с «высшими силами». Рецепты приготовления снадобий тщательно охранялись, что в определенной мере ограничило их распространение и уберегло народы.
Слайд № 8:
       
Упражнение 2: «Мозговая атака»
Учитель пишет на доске:
«Наркоманы – это…»
Учащиеся дополняют предложение прилагательными, которые выписываются на доске: слабовольные, отчаявшиеся, отталкивающие, омерзительные, бесполезные, беспомощные, печальные, одинокие, заброшенные, веселые, счастливые, беззащитные, грязные, ненадежные, надоедливые, жалостливые, добродушные, приветливые, вероломные, безнадежные, подавленные, разбитые, боязливые, общительные и т.п.
Работая в группе, учащиеся должны выбрать отдельно слова, характеризующие наркомана и человека, который не употребляет наркотики, и объяснить свой выбор.
Выделяют 5 уровней функционирования организма, на которые действуют наркотики:
Биохимический уровень (появляется предрасположенность к формированию зависимости от наркотиков).
Физиологический уровень (нарушения приводят к сбоям в работе органов):
Слайд № 9:
                    
Влияние наркотиков на систему дыхания.
Под действием наркотиков снижается, а затем и угнетается активность дыхательного центра. Наркоман уже никогда не сможет дышать досыта. Наркоманы чаще всего умирают от остановки дыхания при случайной передозировке наркотиков.
            Влияние наркотиков на сердечно-сосудистую систему.
Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, что ведет к снижению кровяного давления и замедлению пульса. Функции всех клеток слабеют, они и весь организм дряхлеют, как в глубокой старости.
            Влияние наркотиков на систему пищеварения.
Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения. У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения. Они уже не могут в полной мере получать удовольствие от пищи. Снижается аппетит. Наркоман обрекает себя на хроническое голодание.
            Влияние наркотиков на половую систему.
Наркотики угнетают половые потребности и возможности. У наркоманов возможно бес-
плодие, или рождаются дети с уродствами.
Психический уровень (ухудшаются память, внимание, снижается уровень критического отношения к себе и окружающим, происходит распад личности и слабоумие).
Социально-психологический уровень (нарушения изменяют взаимоотношения с окружающими в худшую сторону).
Духовный уровень (прекращается развитие этического сознания, душевность перерождается в бездушие).
 
 
Слайд № 10:
           
            Из всех болезней только алкоголизм и наркомания затрагивают все 5 уровней функционирования человека. Поэтому их считают болезнями тела, сознания и души.
Наркомания вызывает и другие заболевания.
Самый страшный спутник наркоманов – СПИД. Сегодня можно говорить уже об эпидемии этой болезни. Проблема распространения ВИЧ-инфекции является актуальной для мирового сообщества на протяжении 25 лет. По данным ООН, количество больных этим страшным недугом в мире превышает сегодня 65 млн. человек. Более 20 млн. уже умерло от СПИДа.       В России в настоящее время зарегистрировано 362 тысячи людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, 26 тысяч инфицированы в текущем году. Среди них 2322 ребенка, из них 1059 детей инфицированных при перинатальном контакте от матери. Всего 15828 детей, рожденных ВИЧ-позитивными матерями, находятся на диспансерном наблюдении до установления диагноза.
Символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, ни одна акция в этой области не обходится сейчас без нее. Эта ленточка как символ понимания СПИДа была задумана весной 1991 года. Ее идея принадлежит художнику Франку Муру.
           
Упражнение 3: Доказать неправильность утверждений (мифы).
Слайд № 11: (на слайде высвечивается «миф», учащиеся предполагают, почему данное утверждение неправильное, затем на слайде появляется реальная версия).

·      Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.
Все они, если даже были такими, очень скоро потеряли и силу свою, и талант.
·      Наркотик делает человека свободным.
Наркоманы абсолютно свободны от всех радостей жизни.
·      Наркотики бывают «всерьез»и «не всерьез» - от них всегда можно отказаться.
Всерьез можно отказаться только один раз – первый. Но для 99% попробовавших он не становится последним.
·      Наркотики позволяют решать жизненные проблемы.
Они всю жизнь превращают в огромную проблему.
·      Наркотики как приключенческий роман – избавляют от прозы жизни.
Избавляют, но только вместе с самой жизнью.

 

Мифы
Реальность
Наркотики употребляют сильные и талантливые люди
Все они, если даже были такими, очень скоро потеряли и силу свою, и талант.
Наркотик делает человека свободным
Наркоманы абсолютно свободны от всех радостей жизни.
Наркотики бывают «всерьез» и «не всерьез» - от них всегда можно отказаться
Всерьез можно отказаться только один раз – первый. Но для 99% попробовавших он не становится последним.
Наркотики позволяют решать жизненные проблемы
Они всю жизнь превращают в огромную проблему.
Наркотики как приключенческий роман – избавляют от прозы жизни
Избавляют, но только вместе с самой жизнью

Слайд № 12:
Борьба с наркоманией в первую очередь осуществляется правоохранительными органами. Главная их задача – перекрыть путь наркотических веществ от наркодиллеров до наркопотребителей. Огромное значение в борьбе с этой страшной болезнью имеет работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами (наркотики, алкоголь, табак и др.) среди несовершеннолетних. Эта работа ведется в соответствии с нормативно-правовой базой: законы РФ, целевые программы, например федеральная и областная целевые программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», и др. По заказу ФСКН России разработаны две компьютерные игры «Антинаркомания» и «Боец спецназа ФСКН», которые распространяются совершенно бесплатно.
Слайд № 13:
Подведение итогов урока:
Слайд № 14:
К сожалению, наркотики давно стали одной из самых серьезных проблем в современной жизни. Возможно, у вас есть знакомые или даже друзья, которые с этим столкнулись. Кто-то из них до сих пор не осознает, с чем связался, кто-то давно и безрезультатно пытается бросить, кто-то … кого-то уже нет. Девиз профилактической работы в образовательных учреждениях нашей области «Я выбираю жизнь!».
Профилактическая работа направлена, прежде всего, на формирование у каждого человека навыков здорового образа жизни.

Я голосую за жизнь
Голосом миллионов.
Я голосую за жизнь
Воля моя законна.
 
Я голосую за жизнь
Полную слез и улыбок.
Я голосую за жизнь,
За исправленье ошибок.
 
Я голосую за жизнь
Памятью прошлых героев.
Я голосую за жизнь
Без ран и моральных изгоев.
Я голосую за жизнь,
Каждый свой день воспевая.
Я голосую за жизнь,
Моя это жизнь, не чужая.
 
Я голосую за жизнь
Будущих поколений.
Мы голосуем за жизнь
Это единое мненье!
 

( Авторская разработка «Живи!» классного руководителя 10 класса МОУ СОШ № 35 г. Рыбинска Рогулиной Елены Владимировны, победителя областного конкурса среди образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков)
Слайд № 15:
(Плакаты «Спорт ярче наркотиков», «Горы круче наркотиков», «Учеба реальнее наркотиков», «Любовь реальнее наркотиков», «Жизнь реальнее наркотиков»).
Домашнее задание:
Прочитайте внимательно выданную вам листовку «Узелки на память», обсудите ее содержание с родителями, друзьями. 2. Напишите эссе, сформулировав самостоятельно тему, используя текст листовки.
 
Слайд № 16:

 
 

 
здорово!
испуг
замешательство
грусть
 
 
 
 
гнев
веселье
боль
задумался
 
 
     «ничего не вижу»
«ничего никому не скажу»

Рефлексия: Выберите из мимических изображений лица человечка то, которое соответствует вашему настроению, и объясните свой выбор.


Список литературы:
1.        Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных  препаратов и средств бытовой химии. //Химия в школе. № 9, 2002. – с. 73 – 76.
2.        Бирюлина Е.В. Эколикбез по теме «Лекарства». //Химия в школе. № 1, 2005. –– с. 25 – 28.
3.        Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2001. – 301 с.
4.        Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.
5.        Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Наркотики, выход из наркотического круга. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн. 4. М: Педагогическое общество России, 2006. – 192 с.
6.        Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитательные основы профилактики психотерапии и наркомании: 3-е издание. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 60 с.
7.        Соболева Э.А. Использование неорганических веществ в медицине. //Химия в школе. № 10, 2002. – с. 27 – 29.
8.        Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур/авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.
9.        Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие/ С.С. Соловьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2006. – 192 с. – (Библиотека учителя).
10.    Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. //Химия в школе. № 9, 2004.-– с. 61 – 65.


Приложения к уроку «Лекарства»
 
Приложение 1
 
Узелки на память
 
 
1.        Я живу без наркотиков и кайфую от трезвой жизни.
2.        Я счастлив, что я не колюсь!
3.        Я очень сильно хочу жить, и жажда жизни в тысячу раз сильнее наркотиков.
4.        Игла – это отравленный кинжал, который вонзается в сердце глубже и глубже.
5.        «Трава» - это дорога к игле.
6.        Героин – это убийца, а «трава» - это помощник убийцы.
7.        Я не буду пить спиртное, потому что в этом состоянии меня легко уговорить уколоться.
8.        Я не желаю колоться и погибнуть от наркотиков, так и не узнав, что такое тепло, счастье и любовь.
9.        Между дикими зверями отношения лучше, чем между наркоманами.
10.     Наркодиллеры хитры и коварны. Они могут подстерегать меня в школе, на дискотеке, даже в подъезде дома. Они – враги! Я должен быть бдительным.
11.    Где бы, в какой бы ситуации я ни оказался – скажу сам себе твердо и решительно: НАРКОТИКУ – НЕТ!
 
 
 
 
 


Приложение 2
Инструкция по проведению лабораторных опытов
Опыт 1:
Разотрите таблетку аспирина, поместите порошок в пробирку и прокипятите его с раствором карбоната натрия. Добавьте разбавленный раствор соляной кислоты и смесь нагрейте. Что наблюдаете? (Ощущается запах уксусной кислоты).
Опыт 2: Измельчите таблетку ферроплекса (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл).
1.    Профильтруйте раствор.
2.    Проведите качественные реакции.
3.    Оформите работу, заполнив таблицу:
Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра, желтая и красная кровяные соли.

Предполагаемые
катионы и анионы
(гипотеза)
Реактив
Наблюдения
Уравнения реакций
Выводы
 
 
 
 
 

4.    Сделайте вывод о качественном составе препарата.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Приложение № 3
Электронная презентация к уроку
 

Слайд № 1.
Слайд № 2.
 
Слайд № 3.
Слайд № 4.
 
Слайд № 5.
Слайд № 6.

 
 


Слайд № 7.
Слайд № 8.
 
Слайд № 9.
 
Слайд № 10.
 
Слайд № 11.
 
Слайд № 12.

 


 

Слайд № 13.
Слайд № 14.
 
Слайд № 15.
 
Слайд № 16.

Список литературы:
 
1.                Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 5-у изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008. – 78 с.
2.                Ирхин В. Технология // «Здоровье детей». № 1, 2008. – 18- 23 с.
3.                Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур/авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.
4.                Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие/ С.С. Соловьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2006. – 192 с. – (Библиотека учителя).
 
 

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лариса Александровна Алексеева

На: Урок химии в 10 классе "Лекарства"


Спасибо за прекрасный урок Надежда Александровна!

С уважением Алексеева Л.А

С уважением, Лариса Александровна




Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Урок химии в 10 классе "Лекарства"


Присоединяюсь к словам Ларисы Александровны - отличный урок! Вот только слайды к уроку не видны (приложение№ 3)!

Елена Коточигова



Фото пользователя Ольга Владимировна Чиркун

На: Урок химии в 10 классе "Лекарства"


Когда урок подготовлен и проведен так профессионально, хочется снять шляпу перед педагогом. Спасибо Надежде Александровне за предоставленный материал занятия. Слова благодарности хочется выразить создателю данного сетевого сообщества - Александре Николаевне, где появилась возможность тиражирования уникального материала. Коллеги, не оставляйте без внимания такие материалы, т.к. они помогают в формировании здорового поколения.




Фото пользователя Елена Жановна Трибунская

На: Урок химии в 10 классе "Лекарства"


Я так же в восторге от разработки Вашего урока. Большое спасибо. С позволения, возьму на заметку. 

С уважением, Трибунская Е.




Фото пользователя Екатерина Александровна Лапыгина

На: Урок химии в 10 классе "Лекарства"


Надежда Александровна! Разработка очень полезная, содержательная, "не затёртый" материал. Актуально, свежо, информативно. Здорово!

Комментарий был изменен с момента создания (lapigina19302, Tue, 15/09/2009 - 08:42).


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн