Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

сложные эфиры

Размещено: татьяна александровна самохина - пт, 26/06/2009 - 09:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Самохина Татьяна Александровна
Место работы, должность: 
школа № 165 Учитель химии - биологии
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Познакомить учащихся с кислородсодержащими веществами класса Сложных эфиров.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

О.С.Габриэлян - учебник

Используемое оборудование: 

проэктор, компьютер, презентация, напечатанные тесты - раздаточный материал

Краткое описание: 
план урока: строение сложных эфиров, номенклатура, получение химические свойства, применение.

Организационный момент:

Актуализация опорных знаний.

 Мы с вами уже изучили несколько классов кислородсодержащих веществ.

Давайте вспомним какие это классы, их определения и приведем примеры?

        Спирты – это органические соединения, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом.

                          СН3 – ОН    С2Н5 – ОН         С3Н7 – ОН

                           Метанол       этанол                пропанол 

        Альдегиды – это органические вещества, в молекулах которых содержится функциональная группа – COH 

                       НСОН            СН3СОН       СН3СН2СОН

                      Метаналь       этаналь            пропаналь. 

      Карбоновые кислоты – это органические соединения, в молекулах которых содержится функциональная карбоксильная группа – COOH

    НСООН                  СН3СООН       СН3СН2СООН

  Муравьиная              уксусная              пропионовая

   Метановая               этановая             пропановая. 

Мы с вами знаем, что все органические вещества состоят из атомов С,Н,О, но как мы с вами можем различать классы?

Правильно, они различаются друг от друга строением функциональных групп, суффиксом в названии.

Но по мимо спиртов, альдегидов и карбоновых кислот, возможны и другие превращения органических веществ. Например при взаимодействии органических веществ из разных классов между собой образуются новые соединения с другими свойствами – новые классы органических веществ.

Одним из таких классов является класс Сложные эфиры. 

Изучение нового материала:

Открываем тетради записываем число, тема урока: Сложные эфиры.

 

При изучении карбоновых кислот мы уже познакомились со сложными эфирами. Эти два класса соединений генетически связаны между собой. Сложные эфиры широко распространены в природе, они имеют важное биологическое и техническое значение. (о чем мы узнаем немного позже)

Познакомимся поближе с этим классом органических веществ.

К сложным эфирам относятся органические вещества, которые образуются в реакциях кислот со спиртами, идущие с отщеплением воды. 

Реакция образования сложного эфира из кислоты и спирта называется реакцией этерификации. 

Общую формулу сложных эфиров можно выразить следующей формулой. Где R – углеводородные радикалы, одинаковые или разные.

 

                                                     O

                                                    //

                                            R – C – O – R

 

Получение:

Мы знаем, что сложные эфиры образуются при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами. В общем виде реакцию этерификации можно выразить уравнением.

 

Посмотрим видео ролик синтез сложного эфира.

Попробуем записать уравнение химической реакции: уксусная кислота + этанол. 

CH3COOH + C2 H5OH ® CH3COOC2H5 + H2O 

Номенклура: 

Названия сложных эфиров производят от названий соответствующих кислот и спиртов, остатки которых входят в их состав, с добавлением слова эфир.

Также названия образуются по типу названий солей, называя углеводородный радикал и кислотный остаток.                                                             

                                                                                                                                                                                               

Попробуйте самостоятельно назваь данные вещества:

                    O

                  //

    1.CH3 C  - O  - C3H7             пропиловый эфир уксусной кислоты

   

                                     O

                                    //

  2. CH3-CH2-CH2-C -O-CH3     метиловый эфир масляной кислоты

 

                            O

                          //

    3.CH3-CH2-C-O-C4H9     бутиловый эфир пропионовой кислоты

          

           CH3      O

           ½        //

    4.    CH2-C-O-CH2       этиловый эфир пропионовой кислоты.

                                               ½

                                    CH3

Физические свойства

Сложные эфиры – простейших одноосновных кислот и спиртов – легко воспламеняющиеся жидкости с невысокими температурами кипения ( летучие), легче воды, в большинстве случаев обладающие приятным запахом.

Химические свойства.

Сложные эфиры взаимодействуя с водой, снова превращаются в кислоту и спирт.

 

 

 

Реакция взаимодействия сложного эфира с водой, приводящая к образованию спирта и кислоты, называется омылением или гидролизом.

Следовательно реакция этерификации обратима

 

 

 

 

Применение сложных эфиров.

Девочки подготовили сообщения. Послушаем.

 

1.     Сложные эфиры широко распространены в природе. Приятный запах многих цветов и плодов в значительной степени обусловлен присутствием в них тех или иных сложных эфиров.

Так например запахом яблока обладает этиловый эфир изобутановой ( изовалериановой) кислоты, который состоит из этилового спирта и изобутановой кислоты, ( запишем реакции ), амиловый эфир уксусной кислоты – имеет запах бананов. Изоамиловый эфир уксусной кислоты – груша, этиловый эфир масляной кислоты – ананас.

Благодаря аромату некоторых сложные эфиры нашли использование при приготовлении фруктовых вод, кондитерских изделий, духов.

Этиловый эфир уксусной кислоты и некоторые другие сложные эфиры применяют в качестве технических растворителей. Среди этих соединений выявлены важные лекарственные вещества, такие как аспирин.

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

2.     Примером использования сложных эфиров может служить волокно – лавсан.

По своему составу лавсан – сложный эфир терефталевой кислоты и двухатомного спирта этиленгликоля. Вещества взаимодействуют между собой по типу реакции этерификации.

Волокно лавсан обладает большой прочностью, износостойкостью, свето и термостойкостью. Оно хороший диэлектрик, устойчиво к действию кислот и щелочей средней концентрации ( сильно концентрированные кислоты разрушают его). Используется лавсан в виде нитей и штапеля в смеси с другими волокнами, из него изготавливают: ткани для производства одежды, трикотажные изделия, тюль, обивочные материалы.

Но т.к. лавсан не гигроскопичен, то при производстве тканей для одежды его используют преимущественно в смеси с другими волокнами, лавсан обеспечивает прочность, износостойкость изделия, другие волокна – его гигиеничность. Ткани из лавсана (или с лавсаном) характеризуются несминаемостью, что повышает их потребительские качества.

 

 

Выводы:

1.     к сложным эфирам относятся органические вещества, которые образуются в реакциях кислот со спиртами, идущие с отщеплением воды.

2.     Реакция образования сложных эфиров из кислоты и спирта называется этерификации. Реакция этерификации обратима.

3.     Важным химическим свойством сложных эфиров является гидролиз.

4.     Сложные эфиры широко распространены в природе. Приятный запах многих цветов и плодов обусловлен присутствием в них сложных эфиров.

5.     Примером использования сложных эфиров служит волокно лавсан. По своему составу лавсан – сложный эфир терефталевой кислоты и двухатомного спирта этиленгликоля.

 

 

 

На ваших столах лежат тесты, выполним их для закрепления.

 

Тест:

1.     К сложным эфирам относятся органические вещества которые образуются в реакции . . .

         А) гидролиза спиртов

         Б) кислот со спиртами

         В) окисления простых эфиров

2.     Как называется обратная реакция к реакции этерификации

         А) восстановление

         Б) полимеризация

         В) гидролиз.

3.     Дайте название этого соединения:

                            СН3  - СОО – С2Н5

 

А) этиловый эфир уксусной кислоты

Б) метиловый эфир муравьиной кислоты

В) метиловый эфир уксусной кислоты.

 

 

 

4.     Выберите формулу для вещества название которого – пропиловый эфир бутановой кислоты

 

        А) СН3СН2СН2СООС2Н5

              Б) СН3СН2СН2СООС3Н7

             В) СН3СН2СООС4Н9

 

5.     Какая реакция относится к химическим свойствам сложных эфиров.

А) СН3СООН  + С2Н5ОН « СН3СООС2Н5 + Н2О

 

Б) С3Н7СООН + NaOH ® С3Н7СООNa + Н2О

 

В) СН3СН2СООС3Н7 + Н2О « СН3СН2СООН + С3Н7ОН

    

      

      Домашнее задание.

         П. 33  упр. 3,5.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лариса Александровна Алексеева

На: сложные эфиры


Уважаемая Татьяна Александровна! На страницах ОК ценится любая разработка урока по химии!  Тему Вы выбрали одну из самых интересных тем! А где урок?

 

Комментарий был изменен с момента создания (lalekseeva1958, пт, 26/06/2009 - 17:06).



На: сложные эфиры


урок скопировала и вставила а куда сама не пойму. попробуюповторить свои действия еще раз. спасибо за комментарий.




На: сложные эфиры


ВОТ! ПОЛУЧИЛОСЬ



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн