Вы не зарегистрированы

Авторизация



Экология жилища

Фото пользователя Ирина Александровна Алексеева
Submitted by Ирина Александровна Алексеева on Fri, 06/11/2009 - 13:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ирина Александровна Алексеева
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 
Воспитание бережного и гуманного отношения к здоровью, стремление к приобретению химических знаний, которые можно использовать в решении проблем по защите собственного здоровья от веществ-загрязнителей.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

О.С.Габриелян "Химия" 8 класс

Используемая методическая литература: 

 

1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.
2. Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. М.: Химия, 1995.
3. Внеклассная работа по химии. Пособие для учителей. Сост. М.Г.Гольдфельд. М.: Просвещение, 1976.
4. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волглград: Учитель, 2003.
5. Фадеева Г.А. Химия и экология. 8-11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Волгоград: Учитель, 2004.
Используемое оборудование: 

 

1. Компьютер, интерактивная доска, экран.
2. Фильтровальная бумага, две воронки, спиртовка, два химических стакана, две пробирки, держатель для пробирок, две пипетки (на каждую парту).
3. Фанта,  чипсы, вода, лакмус, активированный уголь, раствор нитрата серебра, настойка йода (на каждую парту).
Используемые ЦОР: 

1. Презентация учащихся

Краткое описание: 
На уроке происходит развитие познавательной активности ребят, смекалки, эрудиции, умения быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике; воспитание бережного и гуманного отношения к здоровью, стремление к приобретению химических знаний, которые можно использовать в решении проблем по защите собственного здоровья от веществ-загрязнителей.

 

1. Вступительное слово учителя.
Мы часто говорим о неблагополучии окружающей среды, считая, что главная опасность исходит от загрязненного атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания. В жилище человек проводит 80-90% своего времени. Жилище – это не только укрытие от неблагоприятных воздействий природы, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья.
В последние годы появилось множество сообщений о так называемом синдроме больных зданий, т.е. зданий, у жителей которых наблюдаются признаки ухудшения здоровья: головные боли, умственное переутомление, увеличение числа простудных заболеваний, раздражение слизистых оболочек глаза, носа и глотки, сухость кожи и слизистых, тошнота, головокружение. Появляется все больше оснований считать, что неблагоприятное жилье способствует развитию онкологических заболеваний.
В 20 веке ученые зарегистрировали новую болезнь. Представьте себе. Что человек получил новую современную квартиру или построил коттедж; сделал евроремонт, обустроил жилье – живи и радуйся. Но вот беда – через некоторое время начинают жильцы дома болеть. И болезнь какая-то непонятная: вроде бы здоров человек, но он стал чаще уставать. Становится раздражительным, мучают головные боли, проблемы с пищеварением. Что за странная болезнь? Откуда появилась? Ученые называют эту болезнь «синдром больного здания». Я предоставляю слово учащимся 10 класса, которые тщательным образом изучили эту проблему, и сейчас мы вместе постараемся разобраться в причинах этой странной болезни, найти решение, как сохранить свое здоровье.
Выступления учащихся по темам:
1. Электромагнитное излучение
2.Влияние шума
3. Радиация
4.Строительные материалы
5. Комнатные растения и экология жилища
Какой же дом самый «здоровый»?
В результате наших исследований мы пришли к выводу, что самый экологичный дом – деревянный. Почему? Деревянный дом обладает хорошими вентиляционными свойствами, что способствует естественной смене воздуха в помещении. Гигиеничности деревянных домов способствует и паровлажностная комфортность дерева. Деревянный дом прочен: хорошо известно, что деревянные дома стоят более сони лет. Пожалуй, основные недостатки дерева – низкая огне- и биостойкость. Но пропитка специальными огнезащитными составами и антисептиками позволяет защитить их от неблагоприятных воздействий и увеличить срок жизни деревянного дома в несколько раз. Красоте натурального дерева может позавидовать любой материал – естественные узоры на поверхности придают внешнему облику и интерьеру деревянных домов удивительное изящество и разнообразие, а использование в строительстве всевозможных деревянных конструкций и отделочных материалов позволяет создать весь дом в едином стиле.
       Деревянные дома идеально подходят как для круглогодичного проживания, так и для сезонного жилья. Деревянные дома – дома для тех, кто ценит уют, традиции и здоровье свое и своих близких. Традиционный русский деревянный дом – часть нашей истории, важное и незаменимое звено национальной культуры.
Так как же сохранить здоровье?
Ведь не все могут позволить себе жить в собственном деревянном доме. Разумеется, речь не идет о том, что все современные строительные и отделочные материалы вредные и использовать их нельзя. Ни в коем случае! Во-первых, понятно, что химия НЕИЗБЕЖНА В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Во-вторых; просто необходимо знать, где как и какие синтетические материалы можно использовать; как правильно использовать систему вентиляции. Зачастую проблема вентиляции помещений решается простым открытием форточки. Однако это далеко не самый эффективный вариант.
В-третьих, прежде чем покупать что-то, надо как следует изучить рынок и производителей, запросить сертификаты, посоветоваться со специалистами.
Проблему загрязненной питьевой воды можно решить, установив очистительные фильтры. Таким образом, будем ли мы здоровы, зависит во многом от нас самих.
Наши рекомендации:
1. Периодически проветривать помещение.
2. Регулярно проводить влажную уборку.
3. Установить в квартире очистители воздуха и воды.
4. Разумно использовать бытовую технику, компьютер.
5. Уменьшить количество применяемых средств бытовой химии, хранить их в закрытых упаковках.
6. При покупке товара запросить сертификат и посоветовать со специалистами.
 
 
 
3. Викторина.
1. Говорят в своем доме и стены помогают». Из каких материалов вы предпочли бы построить стены своего дома: из дерева, красного или силикатного кирпича, бетона, строительных блоков? Почему?
2. Вы затеяли дома ремонт. Как вы будете выбирать обои?
3. Вы пришли в мебельный магазин. Вам предлагают мебель из натурального дерева, мебель из ДСП с покрытием натуральным шпоном, мебель из ДСП с пластиковым покрытием. Что вы предпочтете? Почему?
4. У ваших родителей есть любимый диван, который они купили 15 лет назад. Мама говорит, что вам нужен новый диван, а папа – что диван еще послужит и лучше купить что-то другое. Кого вы поддержите?
5. С какой частотой нужно проветривать помещение?
6. Действительно ли сам человек является причиной загрязнения собственного дома?
7. Издавна наличие ковров в помещении считалось признаком богатства. А чем опасны ковры?
8. Необходима ли на кухне вытяжка? Зачем?
9. Можно ли пить воду из-под крана?
10. Может ли обычная розетка стать источником заболевания?
Конкурсы.
Задание 1.
Список кухонной утвари:
1) кастрюли (из алюминия, нержавейки, эмалированные);
2) ложки и вилки (из алюминия, нержавейки, серебра, мельхиора);
3) лопатки и взбивалки (из дерева, пластмассы, нержавейки);
4) столовая посуда ( из стекла, керамики, пластмассы);
5) одноразовая посуда;
6) фильтр для воды;
7) вытяжка.
Вопросы к списку:
1) Что из предложенного списка не рекомендуется использовать у себя на кухне? Ответ обоснуйте.
2) Выберите самую необходимую вещь на кухне на ваш взгляд. Объясните свой выбор.
Задание 2. (фотография комнаты).
Вопросы:
1) Есть ли в этой комнате источники загрязнения жилья? Какие?
2) Какие меры необходимо принять, чтобы живущие в этой комнате не заболели?
4. Лабораторный анализ продуктов.
Опыт 1. Анализ газированного напитка.
Докажем, что напиток содержит искусственный краситель и кислоту. Профильтруем напиток через фильтровальную бумагу с активированным углем. Как вы видите, краситель остался на фильтровальной бумаге.
    А сейчас докажем, что в напитке содержится кислота. Поместим несколько капель лакмуса в отфильтрованный раствор. Значит этот напиток не рекомендуется людям, у которых повышенная кислотность желудка, гастриты, язвы.
Опыт 2. Анализ чипсов.
Растираем чипсы на фильтровальной бумаге. На бумаге видны следы жира. Растворяем растертые чипсы в воде, нагреваем в пламени спиртовки и фильтруем через фильтровальную бумагу. Содержимое фильтрата переливаем в две пробирки. В первую добавляем настойку йода. Появляется темно-синее окрашивание – доказательство наличия крахмала в чипсах (крахмал-это углевод). Употребление большого количества жира и крахмала вызывает ожирение.
      Во вторую пробирку нальем нитрат серебра. Выпадает белый творожистый осадок – доказательство наличия в чипсах поваренной соли. Избыток соли нарушает кислотно-щелочной баланс, приводит к гипертонии.
5. Выводы и подведение итогов.
Сегодня вы узнали о том, как важно правильно обустроить свой дом, чтобы жить в нем долго и счастливо, не болея. Я думаю, что эта тема вас заинтересовала, и вы самостоятельно продолжите изучение этой проблемы, ведь вы поняли, как она актуальна в наши дни. Сегодня мы вам напомнили, что некоторые продукты, если ими увлекаться, могут стать еще одной причиной нарушения вашего здоровья. Желаю всем крепкого здоровья!
Рефлексия. Оцените свою работу на уроке (по шкале -я) и работу класса ( по шкале - мы). Отметьте, что особенно понравилось на уроке, а что не понравилось или было непонятно.
Прикрепленный файлSize
ekology.pptx1.7 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Александровна Фёдорова

На: Экология жилища


Ирина Александровна! Материал урока очень богатый, хорошо иллюстрированная презентация. Актуальные темы: экология, здоровье. Всё доступно, интересно. Речь идёт о материалах, которые хорошо знакомы ребятам из повседневной жизни. Видна большая подготовка к уроку, стремление выработать у учащихся приёмы правильного обращения с веществами и материалами - одно из требований нашего времени. С благодарностью С. А.



Фото пользователя Ирина Александровна Алексеева

На: Экология жилища


Свелана Александровна! Спасибо за положительный отзыв о размещенном уроке.




Фото пользователя Лариса  Александровна Алексеева

На: Экология жилища


Спасибо, Ирина Александровна, за разработку урока "Экология жилища". Если учитель в начале урока приводит интереснейшие факты: "В 20 веке ученые зарегистрировали новую болезнь. Представьте себе. Что человек получил новую современную квартиру или построил коттедж; сделал евроремонт, обустроил жилье – живи и радуйся. Но вот беда – через некоторое время начинают жильцы дома болеть. И болезнь какая-то непонятная: вроде бы здоров человек, но он стал чаще уставать. Становится раздражительным, мучают головные боли, проблемы с пищеварением. Что за странная болезнь? Откуда появилась? Ученые называют эту болезнь «синдром больного здания»", то с первых минут урока каждый ученик настолько будет заинтересован, что   в  повседневной  жизни будут правильно обращаться с материалами и с продуктами питания.

  

Комментарий был изменен с момента создания (Лариса Александровна Алексеева, Fri, 05/03/2010 - 16:10).

С уважением, Лариса Александровна




Фото пользователя Ирина Александровна Алексеева

На: Экология жилища


Лариса Александровна!

Спасибо за отзыв.




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Экология жилища


Ирина Александровна, спасибо за материал!

С уважением, Антонина Александровна