Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технология индивидуализации обучения

Submitted by Елена Александровна Щербинина on Tue, 23/02/2010 - 16:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Щербинина Е. А.
Место работы, должность: 
СОШ №21 г. Балаково, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
Технология индивидуализации обучения, позволяющая разнообразить формы письменного и устного контроля на уроках.

Технология индивидуализации обучения.

ТИО - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях. Технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие её основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

В современной отечественной педагогической практике яркими примерами технологии индивидуализации являются:

                  Проектная технология;

                  Технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

                  Адаптированная система обучения С.А. Границкой;

                  Обучение на основе индивидуально-ориентированного плана В.Д. Шадрикова.

ТИО - представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы, средства. Несмотря на общие принципы технологий индивидуализации, можно выделить особенности их содержания и методики.

В своей работе я использую как индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы (технология индивидуализированного обучения Инге Унт), так и многоуровневые задания с адаптацией (карточки, адаптивная система Границкой). Эти задания помогают мне разнообразить формы письменного и устного контроля.

Многообразные формы письменного и устного контроля на уроках литературы можно разделить на:

                   проверочные работы промежуточного характера;

                   итоговые работы.

В качестве промежуточного контроля при проверке уровня и понимания идейно-художественного содержания произведения использую карточки для индивидуально-групповой работы, содержащие вопросы и задания для самостоятельной работы на уроке. Вопросы в карточках касаются отдельных эпизодов, их компоновки с целью анализа текста.

На первом этапе работы с конкретным произведениями предполагается выполнение задачи: написание рассуждения, формирование оценочных суждений. Другие вопросы и задания выявляют знание содержания произведения, подводят к пониманию роли отдельных деталей, а через них - к постижению позиции автора в целом.

На втором этапе работы с текстом задания карточки ориентированы на элементарный анализ эпизода, фрагмента произведения, где требуется домыслить, оценить рассказанное автором с опорой на воображение, обобщение.

На третьем тапе - задания на повторение, самопроверку, для формирования умения самостоятельно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. /На примере изучения рассказа А. П. Чехова «Ионыч»/

Органическим дополнением карточек, содержащих вопросы и задания для самостоятельной работы, являются карточки по теории литературы. Их задача - восполнить недостающие знания , помочь при работе с карточками для самостоятельной работы.

Карточка по теоретическому материалу. Цель: проверка знаний, теоретический положений, степень понимания учащимися специфики определенного понятия {«что такое портрет?» - /карточка/ Например, при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в систему уроков можно включить карточку «Анализ портрета персонажей».

Очень важно на уроках систематизации и совершенствования знаний по средствам создания образности в художественном тексте вести повторение содержания терминов, означающих основные тропы и фигуры, /пример карточки «Термины, их объяснение»/

Задача учеников - соединить термины с определениями. Выполненные задания проверяются в классе.

Работая с литературными произведениями в 10-11 классах, необходимо постоянно повторять, систематизировать, углублять понятия, теоретические сведения о композиции произведения, полученные учащимися до 10 класса, сформировать содержание литературоведческих терминов: «композиция произведения», «композиция фабулы», «композиция образа» и так далее.

Кроме работы по карточке в классе можно предложить карточку для домашней работы. Например, подготовить реферативное сообщение (о композиции художественного произведения), используя реферативные учебные пособия или подготовить ответ на вопросы (контроль осознанности употребления литературных терминов) или составить схему, систематизирующую литературоведческую терминологию- по теме «Композиция».

Например, при изучении романа «Евгений Онегин», расширяя представление учащихся о системе художественного произведения, используя лекцию, где учащимся даются задания: сделать вывод о своеобразии эпиграфов в романе. В домашние задание включаю подготовку сообщения по темам: «Своеобразие зачинов литературных произведений», «своеобразие концовок литературных произведений на примере произведений Пушкина, Лермонтова, «Шинель» Гоголя и т.д.).

Для учащихся с высоким уровнем подготовленности считаю необходимым выполнение индивидуальных, более сложных по объему и содержанию задач исследовательского характера.

Такие карточки целесообразно использовать на уроках -практикумах, обобщающих и контрольных уроках по теме. /Например Чехов «Ионыч», «Вишневый сад»/

Очень, распространенным видом проверочной работы в последнее время стало тестирование, которое в удобной для проверки форме дает возможность выявлять знания фактов биографии и творчества писателя, и знание текстов, и умение анализировать . Тестирование можно проводить как небольшую самостоятельную (проверочную) работу, так и итоговую работу по изучаемой теме. /На примере тестов обобщающего характера по творчеству Н.Л. Толстого, А.П. Чехова (карточка)/

Важный этап в работе над художественным текстом -завершающая стадия изучения произведения. И такой тип работы, как интерпретация текста художественного произведения, носит универсальный характер и реализацией учебной цели:

1) обучение чтению и пониманию литературно-критических и литературоведческих текстов;
2) формирование умения или пользоваться;
3) высказывание собственной точки зрения;
4) развитие навыков устной, письменной монологической речи, умения писать в жанре критической статьи.

Работа может носить индивидуальный, групповой; фронтовой характер исходя их интересов класса, склонностей учащихся. /На примере творчества А.П. Чехова./

Весь предлагаемый материал, бесспорно, помогает в организации текущего контроля знаний учащихся на уроках литературы 10-11 классов. Индивидуальные, групповые исследования, творческие и проблемные задания, тексты обучающего характера, интерпретация текста художественного произведения дифференцируют и разнообразят виды деятельности учащихся на всех этапах урока, углубляют знания и закрепляют учебный материал на практике.

Благодаря технологии индивидуализированного обучения учитель может эффективно проверить знания своих учеников и сберечь при этом время.

 

Прикрепленный файл Size
Chehov.doc 42 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн