Вы не зарегистрированы

Авторизация



О чем рассказывают гербы

Фото пользователя Татьяна Ивановна Очеева
Submitted by Татьяна Ивановна Очеева on вс, 28/02/2010 - 13:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Т.И.Очеева
Место работы, должность: 
МОУ «Олорская средняя общеобразовательная школа» Параньгинского района Республики Марий Эл
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 
Цели: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения герба, символическим значением цвета и изображениями в них. 2. Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей. 3. Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны. 4. Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Используемая методическая литература: 

 

Литература:
1.     Ефимов И.В. Живопись. Рисунок. Геральдика. Альбом / И.В.Ефимов. –Йошкар-Ола: ГУП «Газета Марий Эл», 2007.
2.     Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского. – Волгоград: «Учитель», 2007.
Используемое оборудование: 

 

Обороудование и материалы: школьная стенгазета (№4, 1994); компьютер, проектор, художественные материалы, альбом И.В.Ефимова «Живопись. Рисунок. Геральдика».
Используемые ЦОР: 

компьютер, проектор, презентация

Краткое описание: 
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.

 

План урока
I. Организационный момент (1 мин.).
II. Основная часть.
1. Беседа о государственной символике, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении (16 мин.).
2.     Постановка художественной задачи (2 мин.).
3.     Физкультминутка (2 мин.).
4. Практическое выполнение задания (15 мин.).
III. Подведение итогов, анализ и защита работ (8 мин.).
IV. Домашнее задание (1 мин.).
 
Ход урока
 
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
 
Основная часть
Беседа
- Здравствуйте, дети. Сегодня наш урок посвящен гербам. Тема нашего урока «О чем рассказывают гербы». Мы будем говорить о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны. Слайд 1.
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.
Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые близкие родственники гербов. Термин "тотем" происходит из Северной Америки, и на языке индейцев оджибве слово "ототем" означает понятие "его род". Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян тоже были тотемы - священные животные, деревья, растения - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).
- Ребята, а вам знакомо слово «тамга»? (Ответы детей).
Слайд 2.
Тамга – это родовой знак марийского народа, в виде палочек, зарубок, который ставился на орудиях труда, предметах обихода.Перед вами представлена школьная стенгазета, которую мы выпустили с юнкорами еще в 1994 году. Учащиеся, ведя поисково-исследовательскую работу, нашли родовые знаки   семьи Очеевых, Сидоровых, Ямаевых, Алексеевых и других семей. Каждый знак по-своему уникален и несет свою смысловую нагрузку.
- Ребята, как вы думаете, когда появились первые гербы?
- В романский период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.
Слайд 3.
- Правильно. Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Особую разновидность представляют гербы, появившиеся в Западной Европе в ХI-XIIвеках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. С XII века доспехи рыцарей становятся всё более и более сложными, шлем закрывает все лицо рыцаря, сам он одевается в броню целиком, с головы до пят. Кроме того, при некоторых отличиях, все доспехи были однотипными, так что опознать рыцаря не только издали, но и вблизи стало невозможно. Эта ситуация дала импульс к массовому использованию герба в качестве опознавательного знака. В дополнение к гербу, изображённому на щите, постепенно появились дополнительные гербовые знаки, которые были призваны помочь рыцарям узнавать друг друга на расстоянии и в пылу боя: навершие (клейнод) - укреплённое на верхушке шлема украшение из рогов животных и перьев птиц (этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров), а также геральдические вымпелы и штандарты. Сочетание двух видов родовых знаков - щита и навершия - составило в дальнейшем материальную основу герба. Слайд 4.
Тогда и появилось слово герб.
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство), условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Со временем герольды (в переводе с немецкого – глашатай) систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику"
Основой всякого герба считается щит – как поле для изображения эмблемы. Слайд 5.
Известно пять форм западноевропейских щитов: французский, варяжский, исландский, немецкий, итальянский.
Цвет в гербе имеет символическое значение. Подумайте, что могут означать цвета золотой, серебряный, красный, зеленый, черный? (Ответы детей).
-  Золотой – богатство, сила, верность, постоянство. Серебряный – невинность, чистота, девственность. Голубой – величие, красота, ясность. Красный – храбрость, мужество. Зеленый – надежда, изобилие, свобода. Черный – скромность, ученость, печаль.
Поле щита может быть однотонное, простое или разделенное, сложное. Слайд 6.
На поле щита есть изображения: животные, мифологические существа, оружие и т.п. каждое изображение несет в себе определенный смысл. Лев – сила, мужество, великодушие. Орел – власть, господство, великодушие и прозорливость. Конь – храбрость, зоркость, сила и быстрота. Ворон – долголетие. Змея – вечность. Дуб – крепость, сила. Солнце – свет, богатство, изобилие.
Изображенный на московском гербе всадник закреплен за Москвой с 14 века и впоследствии было перетолковано как Георгий Победоносец, поражающий змея (дракона).
Слайд 7. Георгий Победоносец (в России Егорий Храбрый), христианский святой, великомученик. Согласно христианскому преданию, он уроженец Каппадокии (на территории совр. Турции). Принял мученическую смерть в 303 во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане.
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича 1497 года.
Слайд 8. В 1918 году советское правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен красным щитом на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства - РСФСР. В 1978 году, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный,—
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.

Где львов от века не бывало,
С гербов свирепо смотрят львы
Или орлы, которым мало
Одной орлиной головы!

Но не орел, не лев, не львица
Собой украсили наш герб,
А золотой венок пшеницы,
Могучий молот, острый серп.

Мы не грозим другим народам,
Но бережем просторный дом,
Где место есть под небосводом
Всему, живущему трудом.

Не будет недругом расколот
Союз народов никогда.
Неразделимы серп и молот,
Земля, и колос, и звезда! –
пишет в своих стихах Самуил Маршак.
В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб - золотого двуглавого орла  на красном поле.
Слайд 9.
 В 1993 году, указом Президента Б.Н.Ельцина двуглавый Орел был утвержден в качестве государственного герба. И, наконец,8 декабря 2000 года двуглавый Орел был утвержден Государственной Думой.
Слайд 10.
- Государственный герб Республики Марий Эл (1993) представлял собой изображение на геральдическом щите элемента марийского национального орнамента — древнего символа плодородия в обрамлении колосьев, дубовых и хвойных веток, олицетворяющих традиционную приверженность населения республики к сельскохозяйственному труду и лесное богатство края. Венки перевиты трёхцветной (из полос Государственного флага Республики Марий Эл: лазоревого, белого, алого цветов) лентой. В нижней части геральдического шита под рисунком орнамента надпись «Марий Эл». Геральдический шит окрашен в светло-охристый цвет.
Слайд11.
Настоящий Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой щит, в золотом поле которого изображён червлёный (красный) скошенный марийский крест, образованный двумя парами сдвоенных, отвлечённых узких перевязей накрест, на концах дважды гаммировано-загнутых внутрь каждой пары, с ромбом посередине. Щит обрамлён лентой в цветах Государственного флага Республики Марий Эл.
Слайд12.
Братской дружбой единой сильна
Ты для славы великой дана.
Будь всех краше, богаче, мила,
Параньгинская наша земля!
(Т.Очеева)
- Ребята, расскажите, пожалуйства, о символике герба Параньгинского района. (Ответы детей).
В рассеченном червленью и изумрудом поле серебряная дважды гамированая  оконечность, над которой серебряная подкова шипами вверх, увершенная белой геральдической астрой с золотыми чашелистиками и семенником, на шипах подковы две противопоставленные пчелы с четырежды опоясанными брюшками и черными глазами.
 Символика герба.
 Основные цвета:
Серебро (белый) – символ простоты, ясности, совершенства, благородства, чистоты и мира.
Червлень (красный) – символ созидательной активности, богатства верности.
Изумрудный (зеленый) – символ весны, процветания, здоровья, плодородия, изобилия и жизни.
Вышеназванные цвета были избраны основными, так как являются традиционными и наиболее почитаемыми среди народов мари, татар и русских.
 Серебряная подкова в  гербе муниципального образования
«Параньгинский район» выступает как исторический символ сельского труда. Подкова, обращенная шипами вверх, так же является народным оберегающим символом, связанным с пожеланиями счастья и удачи.  Две золотые пчелы символизируют величайшее трудолюбие и тесное сотрудничество жителей Параньгинского района в деле развития родного края.
  Серебряная (белая) астра как один из наиболее распространенных среди татарского народа орнаментальных элементов отражает отличительность герба муниципального образования «Параньгинский район» в Республике Марий Эл.
Серебряная (белая) орнаментальная оконечность щита символизирует землю Марий Эл, на которой расположен Параньгинский район.
Слайд 13.
- Ребята, а вы знаете, как называется искусство составления гербов?
- Кто автор герба Параньгинского района? (Ответы детей).
- Искусство составления герба – геральдика, а автор герба нашего Параньгинского района – сын Горномарийского народа Измаил Ефимов.
 За десять лет работы на посту Главного герольдмейстера при Президенте Республики Марий Эл, Измаил Ефимов,  является автором-разработчиком герба и флага республики, штандарта и знака ее Президента, множества муниципальных, корпоративных и личных гербов.
Творчество Измаила Ефимова охватывает практически все слагаемые современного изобразительного искусства: графика, монументальное искусство, станковая живопись, произведения этнофутуристического цикла.
При герольдмейстере Ефимове Республика Марий Эл стала первопроходцем среди субъектов Российской Федерации в деле предоставления официального признания личным гербам. Измаил Ефимов – член
Гильдии геральдических художников с момента ее основания. Еще десять лет назад его заслуги были отмечены званием Заслуженного художника Республики Марий Эл, а затем и золотым знаком Государственной герольдии при Президенте РФ. В 2006 году И. Ефимову было присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации.
 
Постановка художественной задачи
 
- Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления. А сейчас я предлагаю вам выполнить проект герба своей семьи.  При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания о гербах.
 
Физкультминутка
Гимнастика мозга
Упражнение 5. “Слон”. Стоя ноги на ширине плеч, или сидя, прижать голову к плечу и оглядеть комнату (класс). Старайтесь двигаться всей верхней частью тела, как будто рисуете “восьмерку”. Во время движения вытянуть руку и смотреть на пальцы (если в поле зрения движения вся рука, значит упражнение выполнено хорошо). Повторить другой рукой.
Упражнение 6. “Сова”. Обхватить плечо и “размять” мышцы. Повернуть голову и посмотреть через одно плечо, затем через другое. Опустите голову на грудь, дышите глубоко, расслабляя мышцы. Повторить упражнение, разминая другое плечо.
Упражнение 7. “Желтая обезьяна”. Сидя за партой, опустить голову на руки, закрыть глаза, расслабиться и думать только о желтой обезьяне (созидательный образ). Образ можно менять, например, на “Зеленый слон” и т.п.
 
Практическое выполнение задания
 
Подведение итогов, анализ и защита работ
Выставки и защита работ «Герб моей семьи».
 
Домашнее задание
 Составить герб своей деревни Олоры.
 

 

Прикрепленный файлSize
Гербы.ppt371 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Геннадий Викторович Вараксин

На: О чем рассказывают гербы


Великолепно! Интеграция истории и ИЗО ,а так же воспитание любви к Родине!!!

Геннадий Вараксин