Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок по теме" Карбоновые кислоты" 10 клас

 

Урок химии 10 класс.

 

Тема: Карбоновые кислоты.

Цель: расширить знания учащихся по кислородсодержащих соединениях; показать взаимосвязь строения и свойств веществ; рассмотреть практическое значение некоторых карбоновых кислот.

Оборудование: учебник «Химия -11 класс» автор О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова Дрофа Москва -2004, школьная химическая мини-лаборатория, мини-экспресслаборатория

«Пчелка -У», компьютер, мультимедийная приставка, инструкции к выполнению лабораторной работы «Химические свойства карбоновых кислот».             

            http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77798a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_01.swf

«Карбоновые кислоты»

На доске: формулы изученных веществ вместе с формулами кислот).

               Формулы на доске:

a) CH3-CH2-OH      б) CH3-(CH2)2-COH

      (этанол)                        (бутаналь)

в) CH3-CHOH-CH2OH        г) HCOOH

         (пропандиол-1, 2)

   Д) CH3-CH(CH3)-CH2OH

                          2-метилпропанол-1

 е) CH3-CO-CH3           ё) CH3-COOH

          пропанон

ж) CH3-COH              з) HOOC-COOH

      этаналь

и)  CH3-CH(CH3)-CH2-COH

         3-метилбутаналь

1.Выберите формулы уже известных веществ и вспомните их название (выбираются уч-ся формулы)

Учитель: Что объединяет данные вещества.

Ответ уч-ся: (у всех есть О-кислород)

    Все кислородосодержащие.

Удалим формулы известных веществ. Рассмотрите внимательно формулы оставшихся веществ. Они имеются на ваших листочках, попробуйте их сгруппировать.

                          Задание№1

           

   Проверка с помощью компьютера и мультимедийной приставки.

В органической химии сходные по строению и свойствам вещества объединяются в гомологические ряды. Для карбоновых кислот это также свойственно.

Распределите верхнюю группу веществ, так чтобы они образовали гомологический ряд.

                      Задание№2

Распределите предложенную группу веществ так чтобы они образовали гомологический ряд.

      Проверка с помощью компьютера и мультимедийной приставки.

Особенности номенклатуры  историческая и международная рассматриваются с помощью таблицы учебника стр.178 «Таблица систематических и  тривиальных названий карбоновых кислот».

С помощью беседы с учащимися выясняются возможные варианты изомерии для предельных одноосновных кислот. (Изомерия углеводородного скелета).

       У кислоты какого минимального количественного состава возможно проявление изомерии углеводородного скелета.

           ( у бутановой)                

  

        изомерная ей

 CH3-CH (CH3)-COOH

    2-метилпропановая кислота

      Весь гомологический ряд предельных одноосновных кислот можно представить формулой.

                         R-COOH

                  CnH2n+1

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77798a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_01

ch10_20_01.swf Просмотр итоговой таблицы по карбоновым кислотам из ЦОР

 

                     Задание№3

      Среди предложенных формул, на которых изображено смещение  электронной плотности, выберите правильную. Объясните свой выбор.

      

Правильный ответ:

      Объяснение и проверка с помощью компьютера и мультимедийной приставки.

   Функциональная группа кислот сочетает в себе карбонильную группу, то есть группу альдегидов и гидроксильную группу.

Карбонильная группа кислот, как и альдегидов, конечно, поляризована: электроны П-связи смещены в сторону более электроотрицательного атома кислорода, благодаря этому атому углерода получает частичный положительный заряд.

    Мы знаем также, что у атома кислорода гидроксильные группы имеются неподелённые электроны расположенные на р-орбитали. Они и смещаются в сторону атома углерода карбоксильной группы, компенсируя имеющийся на нём положительный заряд.

    Таким образом, мы выяснили, что атом кислорода гидроксильной группы кислот является очень подвижной.

                              Задание№4

    Что означает данная схема:

 

 

                                                ?  

 

Где вы уже встречались с таким явлениями?

Какие выводы можно сделать из приведённых таблиц данных?

Вещество

C2H6

  этан

CH3-COH

  этаналь

CH3-CH2OH

  этанол

CH3-COOH

этановая к-та

t кипения

  -88

    +21

   +78

+118

Ответ: С этим явлением мы встречались у спиртов. В данном случае показано образование димеров. Это сказывается на температуре кипения веществ, что и видно из таблицы.

Изучение физических свойств кислот помощью учебника и примеров веществ (образцы муравьиной, уксусной, олеиновой, стеариновой кислот.)

 Таким образом мы выяснили, что очень подвижным в карбоновых кислотах является водород в карбоксильной группе. За счёт водорода проявляют общие свойства и  неорганические кислоты.

 Обладают ли такими же общими свойствами карбоновые одноосновные кислоты вам предстоит сейчас выяснить с помощью лабораторной работы.

 Работать вы будете с микролабораториями.

 Описание опытов у вас имеется. Действуйте согласно инструкции, соблюдая правила безопасной работы: используя только указанные вещества только в указанных количествах. Для каждого нового опыта используйте чистую ячейку на планшетке, не допуская переливания веществ через края.

 В тетрадях записывайте название опыта и уравнения реакции. В конце работы делаете общий вывод.

Двое учащихся будут работать по индивидуальному заданию с мини-экспресс лабораторией «Пчёлка-У». На работу отводится 15 мин.

          Инструкция к лабораторной работе с микролабораторией по теме «Химические свойства карбоновых кислот»

 

                     Опыт №1

Диссоциация уксусной кислоты в водном растворе.

 В ячейку планшетки поместите 3-4 капли раствора уксусной кислоты и капните в неё 1 каплю индикатора метилового оранжевого. Что наблюдаете? Закончите уравнение реакции уксусной кислоты

CH3COOH

Опыт№2

Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

 В ячейку планшетки поместите порошок железа, взятый на кончике шпателя, и прилейте к нему 6-8 капель раствора уксусной кислоты. Через 1-2 минуты пронаблюдайте за изменениями. Запишите уравнение реакции

CH3COOH+Fe=

Опыт№3

Взаимодействие уксусной кислоты с оксидами металлов.

В ячейку планшетки поместите порошок оксида цинка, взятый на кончике шпателя и прилейте к нему ____ капель раствора уксусной кислоты. Помешайте содержимое шпателем. Какие произошли изменения? Запишите уравнение реакции.

CH3COOH+ZnO=

 

 

Опыт№4

Взаимодействие уксусной кислоты с гидроксидами.

В ячейку планшетки поместите 2-3 капли раствора гидроксида натрия. Добавьте к этому раствору 1 каплю индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете? К данному раствору добавьте 3-4 капли раствора уксусной кислоты (до исчезновения окраски). Запишите уравнение реакции.

CH3COOH+NaOH=

Опыт№5

Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых кислот.

В ячейку планшетки поместите 3-4 капли раствора карбоната натрия и добавьте к нему 3-4  капли раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции

CH3COOH+Na2CO3=

На основе проведённых опытов сделайте вывод.

            Индивидуальное задании                        для  работы с мини-экспресс лабораторией

                   « Пчёлка-У»

1.    Исследуйте с помощью тест системы рН среды (кислотность среды) яблочный уксус, лимонный сок, сок яблока, сок груши. Сравните полученные данные.

2.    В дополнительной литературе найдите информацию о яблочной и лимонной кислотах. В каких фруктах и овощах их достаточно много.

  

Выводы сделанные на основе лабораторной работы.        

Одноосновные карбоновые кислоты за счёт подвижного атома водорода карбоксильной группы проявляют общие свойства с неорганическими кислотами: взаимодействуют с активными металлами, с оксидами металлов, с гидроксидами и солями слабых кислот.

 

 

Результаты индивидуального задания.

Яблочная кислота – HOOC-CH(OH)-CH2-COOH

присутствует в рябине, яблоках, винограде, барбарисе.

Лимонная кислота- HOOC-CH2-(OH)C(COOH)-CH2-COOH распространена в природе: свекла, малина, крыжовник, виноград. Лимоны содержат её 6-7%                   

   У нас подготовлен к уроку нашими ребятами мультфильм. Будьте внимательны при просмотре и попробуйте объяснить поведение главной героини мультфильма.

   Просмотр мультфильма.

Как можно назвать наш мультфильм? (Друзья и враги этановой кислоты)

Почему она от некоторых веществ убегает? (Не взаимодействует с неметаллами их оксидами, и солями сильных кислот)

   Домашнее задание: стр.175-180,  стр.189 №6 №7 письменно.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн