Вы не зарегистрированы

Авторизация



Введение в химию

Фото пользователя Федор Александрович Жуков
Submitted by Федор Александрович Жуков on Wed, 10/03/2010 - 02:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Жуков Федор Александрович
Место работы, должность: 
Муниципальное образовательное учреждение Б. Терсенская средняя общеобразовательная школа Уренского муниципального района Нижегородской области
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
1. создать условия для знакомства учащихся с предметом и задачами науки химия, её значением в жизни общества. 2. сформировать у учащихся позитивное отношение к науке химии и её достижениям. 3. создать условия для проявления и формирования умений активной познавательной деятельности: выделять главное, делать выводы, анализировать увиденное и услышанное.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Программа авторского коллектива под руководством О.С. Габриеляна

Учебник химии того же автора

Используемое оборудование: 

реквизит для театральной постановки (6 химических стаканов 100 мл, 1 химический стакан 150 мл, чашка Петри, колба круглодонная, лабораторный штатив с лапкой, спиртовка или газовая горелка, фильтровальная бумага, мел или мрамор, дихромат аммония, металлический натрий, растворы фенолфталеина, хлороводородной кислоты, гексацианоферрата(II) калия, склянки с реактивами для оформления избушки, костюмы участников, плакаты с рисунками избушки в лесу, горы с пещерой, болота, магнитофон, музыка на вход и выход актеров), карточки с заданиями для работы в парах.

Краткое описание: 
В арсенале каждого творчески работающего педагога имеются разработки уроков – театральных постановок, которые в той или иной мере могут быть применены молодыми специалистами, только начинающими свой педагогический путь. Однако сама сценическая постановка не решает задач, поставленных на урок, без применения соответствующих методов проведения занятий. Целью настоящей статьи явилось составление разработки урока, сочетающего мини-спектакль на уроке с активными формами познавательной деятельности. Данная разработка может быть использована при проведении первого урока по химии в 8 классе, при подготовке внеклассного мероприятия по предмету, а также при проведении ознакомительного занятия для учащихся 7 класса. Учебное занятие проводится в рамках курса неорганической химии 8 класса по программе О.С. Габриеляна с использованием учебника этого же автора. В качестве актёров желательно пригласить учащихся 9-11 классов, хорошо владеющих техникой демонстрационного эксперимента.

 

«Введение в химию, 8 класс»
(разработка урока с театральной постановкой)
В арсенале каждого творчески работающего педагога имеются разработки уроков – театральных постановок, которые в той или иной мере могут быть применены молодыми специалистами, только начинающими свой педагогический путь. Однако сама сценическая постановка не решает задач, поставленных на урок, без применения соответствующих методов проведения занятий. Целью настоящей статьи явилось составление разработки урока, сочетающего мини-спектакль на уроке с активными формами познавательной деятельности.
Данная разработка может быть использована при проведении первого урока по химии в 8 классе, при подготовке внеклассного мероприятия по предмету, а также при проведении ознакомительного занятия для учащихся 7 класса. Учебное занятие проводится в рамках курса неорганической химии 8 класса по программе О.С. Габриеляна с использованием учебника этого же автора.
В качестве актёров желательно пригласить учащихся 9-11 классов, хорошо владеющих техникой демонстрационного эксперимента.
Конспект урока.
Тема занятия: Введение в химию.
Цель занятия:
1. создать условия для знакомства учащихся с предметом и задачами науки химия, её значением в жизни общества.
2. сформировать у учащихся позитивное отношение к науке химии и её достижениям.
3. создать условия для проявления и формирования умений активной познавательной деятельности: выделять главное, делать выводы, анализировать увиденное и услышанное.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы обучения: театральная постановка, работа в парах, обсуждение.
Оборудование: реквизит для театральной постановки (6 химических стаканов 100 мл, 1 химический стакан 150 мл, чашка Петри, колба круглодонная, лабораторный штатив с лапкой, спиртовка или газовая горелка, фильтровальная бумага, мел или мрамор, дихромат аммония, металлический натрий, растворы фенолфталеина, хлороводородной кислоты, гексацианоферрата(II) калия, склянки с реактивами для оформления избушки, костюмы участников, плакаты с рисунками избушки в лесу, горы с пещерой, болота, магнитофон, музыка на вход и выход актеров), карточки с заданиями для работы в парах.
Личностная значимость для учащихся: чтобы повторить интересные опыты нужно многое узнать; достижения химии приносят и вред и благо, все зависит от человека, применяющего их.
План урока:
  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач на урок.
  3. Изучение нового материала:
    Театральная постановка.
    Работа в парах.
    Обсуждение результатов работы.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.
Ход урока.
3. Изучение нового материала.
Театральная постановка.
Перед началом театральной постановки учащихся настраивают на внимательное восприятие увиденного и услышанного, предупреждают, что после окончания постановки по её содержанию будут заданы вопросы. Слова автора в сказке зачитываются учителем.
Химическая сказка об Иване-царевиче да Василисе Прекрасной.
Жил да был Иван-царевич с женою своею – Василисой Прекрасной, и счастливее пары не было на свете. Но однажды приключилась беда, украл царевну Кощей Бессмертный и заключил под замок.
Закручинился Иван-царевич, да вот только слезами горю не поможешь. Пошел он к батюшке да матушке, благословения у них на долгую дорогу испросить. Заплакала царица, зарыдала, страдает сердце материнское от грядущей разлуки, да ведь и без Василисы сынок совсем иссох. Дала она ему на дорогу свое родительское благословение, да склянку со слезами материнскими (склянка с раствором фенолфталеина), слезы-то материнские и беду отведут, и дорогу верную найти помогут!
Пошел Иван-царевич из плена свою суженую вызволять. Долго ли коротко шел, зашел он в дремучий лес. Вышел на опушку, глядь, а там избушка стоит. Ставенки у избушки расписные, крылечко позолоченное. Вошел Иван-царевич в избушку, поклонился, перекрестился да и спрашивает: «Дома ли хозяева будут?».
А сам вокруг глядит. Интересно, оказалось: на полках склянки пузатые стоят, в них жидкости разные, сразу видать, чудодейственные, да бумажки на них со значками непонятными. В углу над жаровней котелок стоит, а в нем зелье бурлит. Жуть!
Тут из-за печи появилась старушка махонькая, да живая такая, юркая, глаза с прищуром.
- Ну, добрый молодец, с чем пожаловал ко мне, ведунье Молекуле?- спрашивает.
- Ищу жену свою, Василису Прекрасную. Украл её злой колдун – Кощей – отвечает Иван-царевич.
- Что ж, беду твою я знаю. Да и помочь могу. Вот только сумеешь ли ты дело свое справить?
- Я ничего не боюсь! Я Змея Горыныча одним ударом наземь повергал, другим ударом все три головы срубал! – хвастается Иван-царевич, разобиделся видать маленько.
- Ну, мечом махать – дело не хитрое, а тут смекалка потребуется! – засмеялась старушка – Ну так и быть, помогу тебе. Найти Василису трудно, да это только пол беды, а вот Кощея погубить не так то просто. Смерть его находится в яйце, но разбить его нельзя никак. Только одно средство помочь тут тебе может – вода живая, а для всякой нечестии – гибель верная! Где вода та, не ведаю, может брат мой средний Атом сумеет тебе помочь. Да вот только он у меня с характером, на-ка тебе записочку к нему (подает кусок фильтровальной бумаги, на котором раствором гексацианоферрата(II) калия (желтой кровяной соли) написано слово «химия»). А смерть кощеева, да вот она! (подает кусок мела или мрамора яйцевидной формы)
Взял Иван-царевич у старушки яйцо со смертью кощеевой да записочку, а на ней ни словечка не написано, удивился, но не стал ничего выпытывать.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Добрался Иван-царевич до горы высокой, а в ней нора глубокая. В той норе, видать, и обитал брат старушки. Вдруг из норы как ухнет, как свиснет, пламя вырывается, дым столбом (проводится опыт по разложению дихромата аммония в круглодонной колбе наклонно закрепленной в лабораторном штативе). Выбегает старичок, глаза хитрые, а сам ухмыляется.
- Чего, добрый молодец, пожаловал-то? – спрашивает – Если без дела меня беспокоишь, враз в пыль размечу.
Поклонился Иван-царевич старичку, привет ему сердечный да записку передал. Старичок и подобрел сразу.
- Ну, Иван, чтобы воду живую найти, нужно мертвой воды сперва добыть. А добыть её можно из зубов страшного дракона. Победишь его, будет тебе вода живая. Да записку то не выбрасывай, поможет она тебе!
- Да там же не написано ничего! – удивился Иван-царевич.
- Ну, кто знает, тот видит – улыбнулся лукаво старичок, а слово там написано могучее, зная его, многого добьешься. А добудешь мертвой воды – к старшему моему брату Иону ступай. Чай, поможет!
Как Иван-царевич дракона нашел, да убил его – не про то сейчас сказ. Да вот достал таки зубы дракона добрый молодец. Бросил в воду их. Закипела она, загорела и мертвою стала (в воду помещаются небольшие кусочки металлического натрия – «зубы дракона»).
И пошел Иван-царевич к старшему брату Иону. Долго ли коротко, пришел он к болоту глубокому, болоту топкому, а там и избушка стоит, да в ней дедушка сидит.
- Здравствуй, добрый молодец! Слыхал я про дела твои, сороки по лесу трещали, а жабы их услыхали. Молодец, добыл таки мертвую воду!
- Да мне живая вода нужна – говорит Иван-царевич.
- А ты слушай. Как добавишь слезы материнские в воду мертвую, кровью она окраситься, сердце материнское зарыдает (проводится опыт к раствору гидроксида натрия приливают раствор фенолфталеина, появляется малиновая окраска). А добавишь к ней воды живой, и скорбь материнская утихнет. Вон на поляне три ключа бьют. В двух из них – вода обыкновенная, а в одном – живая. Смотри, не ошибись!
Набрал Иван-царевич воды из трех ключей, к мертвой воде кровавой добавил (в двух химических стаканах находится воды, а в одном – раствор хлороводородной или азотной кислоты с концентрацией, достаточной для нейтрализации гидроксида натрия – «вода живая. В три пустых химических стакана приливают небольшое количество раствора гидроксида натрия, в каждый стакан добавляют часть содержимого трех химических стаканов с водой или кислотой). Видит, и правда, исчезла скорбь кровавая от воды из одного ключа. Знать, вода в нем волшебная, живая! Набрал Иван-царевич воды живой да и в путь к Кощею отправился.
Пришел он к замку, а там дверь на семь чугунных замков закрыта, не пробраться внутрь никак. Да вспомнил Иван про записочку, достал её и к замкам приложил, те и треснули. Зашел он в зал, а там Кощей сидит, ухмыляется.
- Знать сегодня везет мне несказанно, сам обед ко столу мне пожаловал!
- Не спеши рот разевать, чудище – отвечает ему Иван-царевич.
- Да что ты, козявка, мне сделаешь. Смерть моя не при мне находится, а достать её можно, только науку тайную зная. Не тебе, её знать, бестолочь!
Тут достал Иван-царевич яйцо со смертью кощеевой, да в воду живую бросил его (в химический стакан с раствором хлороводородной или азотной кислотой помещается кусок мела или мрамора). Зашипела вода, забурлила, а Кощей побледнел, скукожился, да и сгинул!
Так Иван-царевич спас жену свою Василису Прекрасную из плена страшного Кощея.
По пути в свое царство зашли они к старушке Молекуле, поклонились ей в пояс, поблагодарили сердечно. А старушка смеется, говорит:
- Не я помогла тебе, Иван-царевич, а наука, имя которой на записке написано!
- Да ведь там нет ничего – изумился Иван-царевич.
Тут взяла старушка записочку, опустила её в зелье тайное, а на записке то, слово вдруг проступило (записка помещается в раствор хлорида железа(III), образуется темно-синяя турнбулева синь, надпись отчетливо проступает). «Химия» там написано было!
И говорит старушка тогда:
- Есть такая наука, в беде она поможет всегда. Назвали её от слова «хеми» - «тайный» или «черный», химией она зовется. Химия всякие вещества изучает, свойства их, как устроены вещества эти, да друг с другом они взаимодействуют как. Эти снадобья разные – вещества, это – формулы их химические, я, Молекула, и братья мои Атом и Ион любое вещество составить можем. Ну а как вещества реагируют друг с другом, ты и сам видел! Хоть и сила дана нам великая, но боятся нас всё же не следует, если мудрый владеет наукой этой, то сумеет во многом помочь он всем: и лекарства даст, и красители, урожай богатый поможет вырастить, хоромы роскошные построить, обогреть и осветить их! Но лентяев химия не жалует, и секреты свои не раскроет им, и в беде не сумеет выручить.
Распрощались Иван-царевич с Василисой Прекрасной со старушкой и вернулись к себе домой! А там и пир горой устроили! А науку химию царским указом повелевали всем изучать без лени, да со старанием!
(выход всех актеров с поклоном).
Работа в парах.
Учащимся раздаются карточки с заданиями. Ребята обсуждают вопрос друг с другом, совместно ищут ответы на поставленные вопросы и делают краткие записи в тетради.
Задания для работы в парах:
1. Закончите предложение «Химия – это наука о…» на основании увиденного в сценке и своего личного опыта. Сравните свой ответ с определением в учебнике (стр. 3).
2. На основании увиденного в сценке сделайте вывод из чего состоят вещества (подсказка – вспомните имена добрых волшебников в сказке). Проверьте свой ответ по учебнику (стр. 3). Какой вопрос у вас возник после выполнения задания? Попробуйте сами ответить на него.
3. Химия изучает строение и свойства веществ и химические превращения (химические реакции). Какие химические превращения вы сегодня наблюдали. Какие явления происходили в процессе химических превращений. Попробуйте сделать вывод, что может быть одним из признаков химических превращений.
4. Как вы думаете, достижения химии приносят вред или пользу человеку. Объясните свой ответ.
Обсуждение результатов работы.
Учитель фронтально задает вопросы из предложенных заданий для работы в парах учащимся. Ответ учащегося может быть дополнен другими учениками.
4. Подведение итогов.
Учитель повторяет основные выводы, сделанные учащимися, коротко повторяет основное теоретическое содержание урока:
1. Химия – это наука о веществах, их строении, свойствах и превращении.
2. Все предметы вокруг нас – физические тела, состоят из веществ.
3. Вещества состоят из частиц – молекул, атомов и ионов.
4. Вещества могут взаимодействовать друг с другом, такое взаимодействие называется химическими реакциями.
5. Из одних веществ можно получить другие. Достижения химии могут приносить и вред и пользу, в зависимости от человека, который их использует. Чтобы правильно применять достижения химии, нужно её хорошо знать.
5. Домашнее задание.
Написать рассказ на тему «химия полезная и опасная», прочитать стр. 3, ответить устно на вопросы 1, 2 стр. 6 учебника.
Прикрепленный файлSize
urok_nachalo_8kl.doc54.5 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Введение в химию


Да, такой урок мотивирует к изучению химии! Успехов Вам, Федор Александрович!!!

С уважением, Антонина Александровна