Продолжим рассмотрение ЦОР, в наибольшей степени ориентированных на дистанционное обучение школьников. Сразу же отметим, что по курсу МХК для основной школы таких ресурсов целенаправленно на федеральном уровне не создавалось.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
На сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru/ ) размещены ресурсы по всем предметам основной и старшей школы. Чтобы воспользоваться ими, необходимо предварительно скачать и установить на компьютере специальное программное обеспечение – плеер ОМС.
Далее следует перейти на вкладку «Каталог» и выбрать «Среднее (полное) общее образование»; в открывшемся Перечне учебных предметов (дисциплин) общего образования выбрать предмет «Мировая художественная культура». В настоящий момент в хранилище размещен 301 ресурс по МХК для поддержания базового уровня изучения предмета (к сожалению, все они разрабатывались для 10-11 классов). Из них 204 информационных ресурса, 58 практических и 39 контрольных.
Типология ресурсов:
1) информационные – в них представлены основные теоретические сведения, причем, текстовые материалы снабжены иллюстрациями (статические изображения и анимационные ролики); в ряде ресурсов тут же предлагается оперативный контроль в форме одного-двух вопросов;
2) практические – в них ученику предлагается выполнить несколько заданий или ответить на вопросы, причем, в случае неудачи ему предоставляется возможность повторного ответа или теоретическая подсказка;
3) контролирующие – в них ученику предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, при этом фиксируются полученные им результаты.
Следует отметить, что последовательное использование ресурсов информационного, практического и контролирующего типа по определённой теме фактически определяет ход соответствующего дистанционного урока.
Общефедеральные и другие образовательные порталы
Для очного и дистанционного обучения могут быть использованы и другие порталы.Например, много ресурсов есть на Российском общеобразовательном портале http://www.school.edu.ru/. Там даже есть специальный раздел «Коллекция: мировая художественная культура» и «Музыкальная коллекция».
Для более полного представления о существующих подходах к организации дистанционного обучения школьников можно познакомиться с демонстрационными Интернет-уроками НП «Телешколы» (http://www.internet-school.ru/).
Кроме указанных ресурсов в открытом доступе в сети Интернет учитель может найти и другие, в том числе, созданные самими учителями мультимедийные разработки к конкретному уроку. Например, своеобразное хранилище образовательных ресурсов (методических материалов) представлено на сайте http://festival.1september.ru/.
Можно самостоятельно найти во Всемирной паутине требуемые ресурсы или даже провести экскурсию с эффектом реального присутствия по Ватикану http://www.vatican.va/various/basiliche/san_giovanni/vr_tour/index-en.html или Кижам http://kizhi.karelia.ru/main_menu.htm (раздел Виртуальные путешествия), но при этом нужно помнить, что такие ресурсы требуют передачи больших объёмов информации.
Заключение
Учитель, подбирающий сегодня цифровые образовательные ресурсы к своему уроку, должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивающего найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
С содержательно-методической точки зрения ЦОР должны: удовлетворять нормативным требованиям, регламентируемым Министерством образования и науки РФ; соответствовать основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т.д.); соответствовать возрастным особенностям обучаемых (соответствие тем и учебных заданий возрасту обучаемых; соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет наличия возможности регулировки и/или пошагового представления учебного материала; учет психологических особенностей учащихся для активизации внимания и развития интереса к предмету; приемлемость требований к уровню технической подготовки обучаемых); обеспечивать возможность индивидуализации образования (наличие в содержании компоненты, обеспечивающей реализацию уровневой дифференциации – нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала; наличие возможности изменения последовательности подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения; наличие разнообразных средств ведения диалога – вопросы в произвольной форме, ключевые слова, форма с ограниченным набором символов и др.); быть ориентированными на достижение новых образовательных результатов (формирование общеучебных умений и компетенций; приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений; развитие умений работы с информацией – поиск, оценка, отбор и организация информации; выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала; формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов; развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации; формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение); обладать методической поддержкой (наличие методических материалов и/или сетевой методической поддержки ресурса).
С дизайн-эргономической точки зрения ЦОР должны: основываться на технологических решениях, адекватных решаемым педагогическим задачам; полностью использовать возможности компьютера в обработке и представлении информации там, где это необходимо с точки зрения взаимодействия с пользователем (качество воспроизведения); удовлетворять требованиям качества экранного дизайна (четкость представления текста и графики; соответствие цветовых, текстовых, звуковых решений, информационной насыщенности экранов эргономическим требованиям, учитывающим возрастные психолого-педагогические особенности учащихся); обладать удобным интерфейсом, что предполагает ясность диалога (возможность легко понять основы функционирования ресурса), гибкость диалога (возможность пользователя приспособить диалог под свои потребности), легкость обучения и использования (возможность освоения интерфейса в процессе работы за счет помощи и обработки всевозможных ошибок пользователя), надежность (защита данных, устойчивость к ошибкам обучаемого, наличие защиты от некорректных действий), стандартизацию интерфейса; обеспечивать высокую степень адаптации к учебному процессу.
Соответствие цифрового образовательного ресурса содержательно-методическим требованиям обеспечивает качество представленного в нем учебного материала; соответствие электронного образовательного ресурса дизайн-эргономическим требованиям обеспечивает качество предъявления учебной информации и условий работы с ней, что и определяет в конечном итоге качество учебного процесса, организуемого с использованием средств ИКТ.
|