Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мир растений и животных моей малой Родины.Редкие и исчезающие растения и животные Краснодаского рая

Фото пользователя Людмила Алексеевна Захарова
Submitted by Людмила Алексеевна Захарова on Fri, 12/03/2010 - 21:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Захарова Людмила Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 18 поселка Паркового муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края. Учитель технологии и кубановедения.
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Краеведение
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Красота природы – это не только эстетическое чувство, но и красота родной земли. Но всего этого может и не быть. Человек вторгается в природу иногда бездумно, не задумываясь о последствиях. Масштабы влияния хозяйственной деятельности человека на природу в наше время стали таковы, что сейчас надо спасать природу от разрушения, влияния цивилизации, а значит охранять ее. Охрана природы – это не только специальная система мер, направленных на предотвращение исчезновения природных ресурсов. Русский писатель М.М.Пришвин писал: «Охранять природу – значит охранять Родину». Вы видите, какая тесная взаимосвязь между понятиями «природа» и «Родина».

Биология Кубани.  6 класс
Тема: "Редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края".

Звучит музыка, имитирующая звуки природы.
Цели:
- расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани;
- показать необходимость охраны природы;
- прививать любовь к родному краю;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески.
Задачи:
- развивающие:  развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- образовательные:  закрепить и пополнить знания;
- воспитательные: привить навыки самостоятельной творческой и поисковой  работы.
Тип урока: комбинированный, форма работы - групповая.
Оборудование: мультимедийная презентация, фотографии природы Краснодарского края и Тихорецкого района.
План урока:
1. Вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации.
2. Беседа с классом с использованием информационно-коммуникационных технологий.
3. Выполнение мини-проектов в группах.
4. Презентация выполненных мини-проектов.
5. Закрепление знаний в процессе выполнения тестовых заданий.
6. Подведение итогов урока, домашнее задание.
                                
     Ход урока:   
1. Вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации.   
Вступительное слово учителя:
     Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.  
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

    Красота природы - это не только эстетическое чувство, но и красота родной земли. Но всего этого может и не быть. Человек вторгается в природу иногда бездумно, не задумываясь о последствиях.
Скажите, что может нарушить природное равновесие?
Масштабы влияния хозяйственной деятельности человека на природу в наше время стали таковы, что сейчас надо спасать природу от разрушения, влияния цивилизации, а значит охранять ее. Охрана природы - это не только специальная система мер, направленных на предотвращение исчезновения природных ресурсов. Русский писатель М.М.Пришвин писал: "Охранять природу - значит охранять Родину". Вы видите, какая тесная взаимосвязь между понятиями "природа"  и "Родина". Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учитель выслушивает ответы и мнения учащихся.Подводит итог.
Тема урока: "Редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края". Ребята, на сегодняшнем уроке мы действительно с вами поговорим о редких и  исчезающих видах растений и животных и  мерах по их охране.
Слайд 1.
    2. Беседа с классом с использованием информационно-коммуникационных технологий.
    С момента появления человека на планете Земля началось его воздействие на растительный и животный мир. С каждым десятилетием масштабы этого воздействия резко возросли. Из простого охотника человек стал скотоводом, научился создавать новые породы животных, освоил промышленные технологии, изобрёл транспорт, железные и автомобильные дороги. Научился вырабатывать электроэнергию и многое другое.
Каждый шаг на пути к прогрессу был сделан за счёт природы. Только из-за человека и его хозяйственной деятельности исчезло за последние столетия около 100 видов млекопитающих и более 100 видов птиц.
Обычно различают два вида воздействия на флору и фауну - прямое (когда уничтожаются особи вида) и косвенное (когда животные и растения   не истребляются, но изменившаяся среда их существования вынуждает животных уйти или погибнуть). По последствиям второй тип значительно опаснее, так как он затрагивает все организмы конкретного вида, обитающие на данной территории. Например, осушение болот, распашка целинных земель, вырубка лесов приводит к тому, что резко сокращаются ареалы диких копытных. Вслед за ними сокращается поголовье хищников, растёт численность грызунов.
За последние 400 лет охотниками уничтожено 175 видов животных, а 400 видов исчезли в результате изменения условий существования.
Человечество не может остановить этот процесс. Но нужно отдавать себе отчёт в том, какой ценой достаются человечеству блага цивилизации. Если в итоге исчезнет половина видов животных, то люди лишат себя многих благ, а на планете Земля будет безвозвратно утеряно более 50 % потенциальных источников ценных продуктов; изменятся отработанные эволюцией цепи питания; увеличится число животных-вредителей, паразитов опасных болезней.
Приоритетное место в системе мер по охране природы отводится охраняемым природным территориям. Как вы думаете, что значит особо охраняемая территория?
Охраняемая природная территория - это участки земли, где расположены природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, эстетическое значение, они изъяты из хозяйственной деятельности, установлен режим особой охраны. Какие вы уже знаете охраняемые территории? (примерные ответы детей).
Итак, давайте подведем итгоги: что же такое заповедник? Заповедник - главный вид охраняемых территорий, наиболее надежно обеспечивающий охрану природы, где полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека.
Одним из видов охраняемых природных территорий являются заказники. Чем отличаются заказники от заповедника? (примерные ответы детей).
А у нас в Краснодарском крае есть охраняемые территории? (примерные ответы детей).
Одним из крупнейших заповедников нашего края является Кавказский государственный природный биосферный заповедник.
Слайд 2.
                                    
Он был основан 12 мая 1924 года в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями. Кавказский заповедник - крупнейшая охраняемая территория Кавказа - второй по величине в Европе. Он является крупнейшим горно-лесным заповедником страны и эталоном нетронутой природы Северо-Западного Кавказа. Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа, является своеобразным "хранилищем" растительного и животного мира региона. Флора заповедника насчитывает около 1600 видов, из которых реликтовых - 22 %, эндемичных - 24 %. В Красную книгу России занесен 81 вид редких и исчезающих растений. Животный мир заповедника неоднороден по своему происхождению. Фауна заповедника включает 89 видов млекопитающих, 253 вида птиц, в т.ч. 112 гнездящихся, 9 видов земноводных, 16 пресмыкающихся, 21 вид рыб, 1 вид - круглоротых, более 100 видов моллюсков и около 10 000 видов насекомых. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу - 3 вида.
Слайд 3 .
Кавказский государственный биосферный заповедник - "резервуар" уникальной природы Западного Кавказа. Расположен он в координатах: 44-45,5 градусов северной широты и 40-41 градус восточной долготы. Ландшафт заповедника характеризуется отметками 260 - 3360 метров над уровнем моря. Заповедные земли расположены на территории Краснодарского края (Сочи, Мостовской район), Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики Российской Федерации, вплотную примыкает к границам Республики Абхазия. Непосредственно в Сочи (Хоста), в трех километрах от морского побережья находится заповедная тисо-самшитовая роща.
Общая площадь заповедных территории 280335 га.   
Слайд 4.           Слайд 5.
Флора Кавказского заповедника насчитывает около 3000 видов, из которых более половины сосудистые растения. В составе дендрофлоры - 165 видов, из них 142 - листопадных, 16 - вечнозеленых лиственных и 7 - хвойных. Реликтовых видов - 22 процента, эндемичных - 24 процента от общего числа видов. Высокогорная флора включает 819 видов травянистых растений, из которых 287 - эндемики. В Красную книгу России занесено 30 видов редких и исчезающих растений.
Слайд 6.             Слайд 7.
Слайд 8.               Слайд 9.
По данным ученых осталось:  
- тис ягодный - 199 веток,
- иглица колхидская - 11 622 веток,
- подснежник Воронова - 300 экземпляров растений,
- морозник кавказский - 12 665 экземпляров растений,
- цикламен кавказский - 30 430 экземпляров растений.
Слайд 10.
Фауна Кавказского заповедника насчитывает около 70 видов млекопитающихся, 241 вид птиц, в том числе 112 гнездящихся, 10 видов земноводных, 19 видов пресмыкающихся, 18 видов рыб. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу - 3 вида.
Богат и животный мир заповедника, включающий 74 вида млекопитающих: горный зубр, кубанский тур, кавказский благородный олень, косуля, кабан, кубанский волк, медведь, рысь, шакал, лисица, кавказский барсук, кавказская выдра, кавказский лесной кот, лесная и каменная куницы и др. Гордость заповедника - могучие зубры.
Слайд 11.               Слайд 12.
В орнитофауне - 241 вид: кавказский тетерев, кавказский улар, белоголовый сип, гриф, бородач, беркут и др., в том числе 112 гнездящихся видов.
Слайд 13.             Слайд 14.  
Кавказский государственный природный биосферный заповедник - один из старейших в России. Учрежден в мае 1924 года декретом Совнаркома. Известен же еще с 1888 года - с "великокняжеской кубанской охоты". Это самый крупный горно-лесной заповедник Европы. Расположен по обе стороны Главного Кавказского хребта. Включает в себя все  ландшафтные зоны Большого Кавказа. Отличается высоким биоразнообразием: три тысячи редких видов растений, 70 видов млекопитающих, 241 вид птиц и 18 видов рыб. А главная гордость - с трудом восстановленная  популяция горных зубров. В 1999 году заповедник включен в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО - это высший природоохранный статус мирового значения. Кавказский заповедник за годы своей деятельности стал одной из крупнейших научно-исследовательских природных лабораторий мира. С 1984 г. в заповеднике функционирует биосферная высокогорная станция "Джуга", включенная в Международную программу комплексного мониторинга, основной целью которого является определение и прогнозирование состояния экосистем и их изменений под влиянием антропогенной нагрузки.
Слайд 15.
Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа.
     Ребята, мы очень часто ходим с вами в походы.
Что же нам, людям, необходимо делать, чтобы сохранить нашу природу?
Учитель выслушивает ответы и мнения учащихся, подводит итог.
Теперь выделим основные принципы охраны природы:
1. Сохранить разнообразие и красоту природы.
2. Предусмотреть значение и место каждого организма в будущем.
3. Помнить о существующих в природе взаимосвязей.
И сейчас давайте  выработаем правила поведения туристов для учащихся нашей школы, которые будут отражать нормы поведения во время экскурсий, походов и путешествий.  

3. Выполнение мини-проектов в группах.
Учащиеся делятся на 2 группы и разрабатывают правила поведения туристов в лесу и в степной зоне. Для работы в группах предложен список животных, птиц и растений лесной и степной зон, а также общеупотребительные природоохранные знаки.   
Список животных, птиц и растений разных зон:
полевые мыши, сыч, хомяк, ондатра, суслик, степная пеструшка, тушканчик, рысь, ласка, олень, соня, барс, заяц-русак, зубр, ежи, кроты, тур, овсянки, гадюка, землеройки, косули, лисы, кабан, барсуки, дикие козы, белка, жаворонки, серна, перепела, медведь, куница, енотовидная собака, лесной кот, шакал, волк., дятел, ласточки, совы, филины, тетерев, крокодилы, шимпанзе, тюлени, жирафы, белые медведи, шиншиллы, папоротник, рододендрон понтийский,   цикламен Черкесский, зимовник или морозник кавказский, примула, касатиковые (ирисовые), тюльпан Биберштейна, колокольчик Лескова, пион, колокольчик Биберштейна, бук, дуб, граб, сосна, ольха, иглица, тис, ковыль, клевер, ромашка.

1 группа разрабатывает правила поведения в лесу, из предложенного списка выбирает названия животных, птиц и растений леса, подчеркивает редкие и исчезающие виды растений, животных и птиц. Обосновывает необходимость их охраны.    

2 группа разрабатывает правила поведения в степной зоне, из предложенного списка выбирает названия животных,  птиц и растения степи, подчеркивает редкие и исчезающие виды растений  животных и птиц. Обосновывает необходимость их охраны.
   
4. Презентация выполненных мини-проектов.
В итоге создания мини-проектов дети зачитывают разработанные правила поведения туристов в каждой из предложенных природных зон; озвучивают список растений, животных и птиц, находящихся под охраной; и формулируют краткое обоснование  необходимости охраны этих животных, птиц и растений.

5. Закрепление знаний в процессе выполнения тестовых заданий.
Учитель: Вы все молодцы, работая в группах, вы составили очень важные и необходимые правила поведения для туристов в разных природных зонах.                                                             
Давайте проверим, как вы усвоили основные правила поведения на природе в процессе выполнения теста. Для ответа на вопросы используйте положительные (+) либо отрицательные  (-) формулировки.
Тест
1. Захочешь развести в лесу костер, найди старое кострище.      
2. Для костра наломай веток с ближайших деревьев.   
3. Гулять в лесу лучше по тропинкам.   
4. Если хочешь сделать девушке приятное, собери букет из лесных цветов.   
5. Шум - враг лесным жителям
6. Редкие растения и животные охранять нет смысла, ведь они все равно вымрут.   
7. В местах, где живут редкие растения и животные, можно создать заповедник.   
 
После выполнения теста происходит взаимопроверка результатов в каждой группе, после чего учащиеся озвучивают правильные ответы.

6. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Учитель: Ребята, я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы все будете бережно относиться к родной природе и любить свою малую родину - Кубань.

 В качестве домашнего задания для вас будет подготовка сообщения о каком-либо растении, животном или птице степной зоны или леса Краснодарского края, занесенном в Красную книгу.  



Этот урок  мне бы хотелась закончить  стихами  поэта С.Островского:                            

Как это страшно - умиранье рода,     

Всех поголовно, всех до одного, 

Когда опустошенная природа                                                                                         

Уже не в силах сделать ничего.                                                                                       
И поползет проказа запустенья,                                                                                                                   
И пересохнут ниточки воды.                                                                                                                            
И птицы вымрут,                                                                                                                        

И падут растенья,                                                                                                                

И зверь не обойдет своей беды…                                                                                    

Земля защиты  требует. Защиты!                                                                                                                                  

Она спасенья просит у людей.  
 Задумайтесь! И помните, вы - тоже частичка живой природы, и в ваших силах спасти эти прекрасные цветы, реликтовые деревья, редких животных и птиц.  
Спасибо за урок!

 

Прикрепленный файл Size
Мир растений и животных моей малой родины.zip 5.15 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн