Submitted by Ольга Николаевна Орехова on вс, 21/03/2010 - 04:04
Ход урока.
Организационный момент.
Основная часть.
Проверка домашнего задания
Слайд 2.
Географический диктант по теме: «Как люди открывали и изучали свою Землю»
n I- вариант.
Создатель первого глобуса.(греческий ученый Кратес Малосский)
Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
Имя ученого, составившего карту, где Индийский океан показан как озеро? (Птолемей)
Кто возглавлял экспедицию, отправившуюся из Испании в 1492 г. на запад в поисках новых земель? (Х. Колумб)
Древнегреческий ученый, который дал название науке географии.(Эратосфен)
n II- вариант.
Создатель первой карты мира.(Эратосфен)
Ученый, открывший широтную зональность. (Геродот)
Какой мореплаватель первый достиг берегов Индии, обогнув Африку? (Васко да Гама)
Путешествие какого мореплавателя доказало, что Земля- шар? (Ф. Магеллан)
Мореплаватель, открывший восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею? (Дж. Кук)
Изучение нового материала.
Слайд 3.
n Отгадайте загадку.
«Страны без людей,
Города без домов,
Лес без деревьев,
Море без воды.
Что это такое?»
(географическая карта)
Беседа с учащимися, что они знают о карте, отвечая на вопрос 1 в начале параграфа 3 (стр. 17 или слайд 3). В ходе беседы выясняем роль карты в жизни человека, чем отличаются карты друг от друга, используя форзацы учебника.
Рассмотрим в учебнике рис. 7 стр. 18 «Деление карт на группы». Беседуя по данному рисунку, выясняем с обучающимися, на какие группы делятся карты, сколько их. Далее останавливаемся на каждой из групп, даем характеристику, находим пример карт в учебнике.
Например, (слайд 4) по охвату территории: мировые (рис. 15 стр. 35 или рис. 26 стр. 54 учебника); карты материков и океанов (рис. 43 стр. 82 или рис. 54 стр. 118); карты государств и их частей (см. в атласе).
Слайд 5. Вспоминаем, что такое масштаб, для чего он необходим. Обращаемся вновь к вопросам в начале параграфа 3 (вопрос 2), выполняем задания на слайде 5.
Каково расстояние между двумя объектами, если:
А) на карте масштаба 1:10 000 между ними 5 см;
Б) на карте масштаба 1:15 000 000 – 2 см.
Далее учитель переходит на рис. 7 стр. 18 учебника + слайд 6 – деление карт по масштабу, вместе с учащимися приводим примеры из учебника атласа, настенных карт, карт атласа.
Слайд 7. Деление карт по содержанию. Обучающиеся по рисунку определяют, что карты бывают общегеографические и тематические. Находят примеры карт в учебнике, называя страницы и номера рисунков. Далее учитель поясняет, что существуют комплексные карты. Предлагает найти в учебнике на стр. 20 определение комплексной карты, выяснить, чем она отличается от тематической. Учащиеся делают выводы, работая с атласом, находят комплексные карты и подтверждают примерами.
Закрепление
Учитель знакомит обучающихся с планом характеристики карты (см. приложение учебника с. 311). Затем показывает слайд 8 и просит открыть учебник на странице 118 рис. 54. «Климатическая карта Африки». Вызывает к доске учащегося, остальные в тетради описывают карту по плану.
Слайд 9. Выполните задания на скорость, первые пять человек получают оценку.
С помощью схемы (рис. 7, стр.18) составьте характеристику карт, помещенных в учебнике и в атласе. Карты государств и их частей, а также материков, океанов и их частей объедините под общим понятием «Региональные». Пример: «Африка. Климатическая карта» (с. 15 атласа): Региональная, тематическая, мелкомасштабная.
«Природные зоны мира» (форзац 1 учебника):_____
«Климатическая карта Северной Америки» (стр.211 рис. 83):_______
«Зарубежная Европа. Комплексная карта» (в атласе):___