познакомиться с семью золотыми правилами быстрого чтения, особенностями поведения медленно и быстро читающего человека при изучении текста;
познакомиться с блоками интегрального алгоритма чтения для осмысленного и направленного чтения текста;
учиться применять данный алгоритм для повышения скорости чтения, для определения избыточности текста;
определить коэффициент внимания при выполнении диагностического теста;
определить собственную способность к антиципации при выполнении соответствующего теста;
продолжить формирование учебно-информационных умений при работе с печатным материалом.
Эпиграф урока:
«…Книги читают для того, чтобы постичь высшие принципы,
а высшие принципы постигают, чтобы применить их в жизни.
Если же впитывают прочитанное, не вникая в суть,
доходят до такой тупости, что причиняют вред другим людям».
(Цзи Юнь, древний Китай.)
Содержание занятия.
1.Шутка.
«Я могу угадать ваше прошлое, настоящее и будущее. Но для большей правдоподобности необходимо произнести заклинание, чтобы в год Тигра всё выглядело без обмана: «Р-Р-Р-Р-Р».
(Ученики повторяют за учителем «заклинание»)
Предсказание:в прошлом – рычали
в настоящем – слушаете меня;
в будущем - после окончания этого розыгрыша вы будете разрабатывать
собственную программу чтения и сделаете это успешно и
с удовольствием.
Разработать программу чтения под силу интеллектуально развитому человеку.
А какой он - интеллектуально развитый человек?
(В качестве подсказки большой цветной лист «Интеллектуальный потенциал личности»)
Запись темы занятия. Формулировка задачи занятия. Чтение эпиграфа занятия.
2. Семь золотых правил быстрого чтения.
У вас не пропал интерес научиться читать быстро?
Вот семь правил, семь золотых правил быстрого чтения.
(У учеников в качестве подсказки лист «Семь золотых правил чтения»)
Все ли правила вам понятны?(Не понятен интегральный алгоритм чтения)
3. Интегральный алгоритм чтения.
Каково значение слов «алгоритм», «интегральный»?
Алгоритм – это ряд конкретных действий (операций) с точным указанием их последовательности от начала до конца.
Интегральный – т.к. его действие распространяется на весь текст в целом.
Поток информации, окружающей нас, возрастает стремительно. Как найти действительно нужное, полезное, самое ценное? Эту задачу решает интегральный алгоритм чтения. Он создаёт количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации.
Пример алгоритма для пассажира автобуса:
1) Вошёл, купи билет.
2) Пройди и не мешай.
Этот алгоритм из 2-ух блоков.
Алгоритм чтения включает 7 блоков и нацеливает читателя на определённый вид аналитической деятельности.
(У учеников в качестве подсказки лист «Содержание интегрального алгоритма чтения»)
4.Пример восприятия действительности в зависимости от цели. Тест «Умеете ли вы подчиняться приказам».
(Мини-гимнастика)Учитель просит учеников подчиниться его приказу:
принять божественную позу (3 раза)
сдуваться как шарик на 4 счёта
и взять задания теста у педагога.
Выполнение теста «Умеете ли вы подчиняться приказам».
Помните, что вы должны выполнить все задания не более, чем за две минуты.
(Ученики выполняют тест по команде учителя.)
Вывод: Каждый из вас услышал свою цель: кто-то всё прочитать, а потом делать,
а кто-то сделать за две минуты!
Так в зависимости от цели вы видите девушку или старушку.
(Показ рисунка «Девушка или старушка»)
5. Определение по рисункам медленно и быстро читающего человека.
На каком из рисунков быстро и медленно читающий человек? Объясните, почему вы так решили.
(Показ рисунка)
Рис.8. Две программы чтения: быстрое и медленное. Где какое?
(Слева – программа медленного чтения. Справа - программа быстрого чтения.)
Вывод:Многократные повторения установки способствуют образованию устойчивого навыка.
6. Проблема избыточности текста.
Алгоритм помогает отсекать лишнее. Но в текстах, как правило, содержится избыточность. Пример тому - высказывание о лошади, пьющую воду из ведра.
Определите, какой из двух текстов содержит избыточную информацию?
(Работа учеников по листу «Проблема избыточности текста»)
Пояснение ктекстам:1 – ый текст имеет избыточность на 65%, а2 – ой- 0%.
1 – ый текст кратко читается так: «По глазам видно, что он плут».
7. Как запомнить интегральный алгоритм чтения?
Для создания зрительного образа алгоритма используйте любой предмет, картину, ситуацию. Но важно нарисовать его своей рукой. Укрепите его над рабочим столом.
Какой выбрать рисунок?
Человечек – один из вариантов зрительного образа интегрального алгоритма чтения.
(Показ рисунка)
Есть ещё вариант запоминания алгоритма в движении:
Рука на голову - название
Рука на лицо – автор
Рука на грудь – источник
Рука на поясе – проблема
Топаю ногами - факты
Сжимаю левый кулак - критика
Сжат правый кулак - новизна
8.Определение коэффициента внимания.
Степень понимания зависит от внимания.
(Ученики работают с листом «Определение коэффициента внимания»)
Проверяют и вносят данные в лист учёта достижений
9. Определение способности к антиципации.
И, конечно же, чтение невозможно без предвидения дальнейшего действия, или смысловой догадки, т.е. антиципации.
Это высказывание из индийского литературного памятника древности «Калила и Димна»:
«Тот, кто усиленно стремится собирать науки и читать книги без размышления о том, что он читает, достоин того, чтобы его постигло то же, что постигло одного человека. Учёные говорят, что он проходил мимо какой-то пещеры и ему попались следы клада. Он начал рыть и напал на большое количество золота и серебра. Он подумал: «Если я возьмусь переносить это богатство, то извлечение его и занятие переноской лишат меня того наслаждения, которое я могу от него получить. Я лучше найму людей, которые перенесут его в моё жилище; сам я буду последним и не оставлю за собой ничего, что занимало мою мысль переносом или какими-нибудь действиями. Таким образом, я получу избавление тела от труда за незначительную плату, которую вручу им.»
Потом он пришёл с носильщиками и стал передавать каждому из них столько, сколько тот мог снести, и говорил ему: «Ступай с этим к моему жилищу».
Носильщик, однако, шёл к своему собственному дому и обманывал его. Когда же от клада больше ничего не оставалось, он сам пошёл к своему жилищу и не увидел там никаких денег, обнаружив, что каждый из носильщиков воспользовался унесённым для самого себя; ему же от этого досталась только забота и утомление, потому что он не подумал о конце своего дела.
Подобно этому и тот, кто читает эту книгу, не понимая её цели, явной и тайной, не воспользуется тем, что ему выпадает на его собственную долю».
10. Подведение итогов. Какова же твоя программа чтения?
(Знать и использовать семь правил чтения, интегральный алгоритм чтения, уметь предвидеть дальнейший ход событий )
Следующее занятие – применение интегрального алгоритма при чтении, определение коэффициента понимания текста и способности к антиципации.