Используемые учебники и учебные пособия:
Конспект урока окружающего мира по теме:
«Первое знакомство со звездами»,
2 класс, программа: «Начальная школа XXI века»
Автор: Баранова Е.В., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 г.Вольска Саратовской области»
Цель: Познакомить учащихся с Солнечной системой.
Задачи:1. Узнать, что входит в солнечную систему. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
2.Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы.
3.Воспитывать товарищество, умение работать в группе.
I.Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Будем тайны открывать.
Изучать, творить, искать!/ звучит музыка/
Отгадайте загадку:
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром — нет ничего.
Звезды на небе.
II. Объявление темы урока.
- Подумайте, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Тема урока: «Первое знакомство со звездами»
Цель: Познакомить учащихся с Солнечной системой.
Задачи:1. Узнать, что входит в солнечную систему. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
2.Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы.
3.Воспитывать товарищество, умение работать в группе.
Звучит музыка.
III . Работа над новым материалом.
С давних времен человека манило ночное небо.
- Давайте обсудим, почему люди смотрят на небо? /обсуждение в группах/
а) Людей интересовало, как устроен мир, кто его создал, почему сверкают звезды.
В древности, когда наши предки еще жили в пещерах, они каждую ночь смотрели на небо и удивлялись; над их головами ,в бездонной вышине, сверкали
бесчисленные точки; медленно проходя свой круг, они исчезали к утру, чтобы вновь появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму.
-Что это за точки сверкали?
-Что такое звезды? / Работа в группах./
Звезда - гигантский газовый шар, раскаленный до огромных температур и поэтому светящийся.
Звезды бывают самые разные: великаны и лилипуты, голубые и желтые, очень горячие и более холодные.
Откройте учебник на стр. 7.Найдите ответ на вопрос:
-Какие бывают звезды? Прочитайте.
Проверим по рабочей тетради на стр.3,№1.
-Кто назовет ближайшую к Земле звезду? Солнце.
Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Солнце – глава большой солнечной семьи.
В народе бытует много поговорок о Солнце. Прочитайте. Объясните их смысл.
К нам в гости на урок пришли: врач, поэт и астроном. послушаем , что они нам расскажут про солнце.
А вот что расскажет о Солнце астроном? Что вы знаете об астрономах?
(По словарю Ожегова «Астроном- специалист по астрономии)
-А что такое астрономия?
(Наука о космических телах, образуемых ими системах, и о Вселенной в целом)
Солнечной теплоты и света хватает всем живым существам на Земле. И если бы вдруг наше Солнце погасло, перестало светить и греть, то стало бы холодно. Погибли бы люди, животные, растения. Наша планета стала бы холодной и мертвой.
Фильм.
-Что же вы запомнили и можете рассказать о Солнце?
Открыли тетради на стр.3,№2. Выполняем самостоятельно. Проверяем.
Физминутка.
б) По небу движутся Солнце и Луна, на чистом небе видны тысячи звезд. Но невооруженным глазом можно увидеть еще пять небесных тел, не являющихся звездами, т.к. они медленно, но постоянно изменяют свое положение на небе. Это планеты.
Планета – это шарообразное небесное тело, твердое или газообразное, но не раскаленное, а холодное, которое светит отраженным от звезд светом.
- Чем же планета отличается от звезды?
-Какие планеты вы знаете?
Планеты носят название римских и греческих богов: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн ( которые видны). Еще планеты, которые видны только в телескоп. Это Уран, Нептун, Плутон. Ну и, конечно, наша родная планета Земля.
-Посчитайте, сколько планет назвали?
(стенд) Эти девять планет, вращающихся вокруг Солнца, и образуют нашу Солнечную систему.
Смотрим фильм.
-Посмотрите фильм и постарайтесь запомнить планеты солнечной системы. Солнечная система вместе с миллионами других звездных систем образуют Млечный Путь.
В) Сравните две схемы . Какая из них верна. (стр.9-10)
Сообщение ученицы « Открытия Н. Коперника»
Великий польский астроном Николай Коперник первым дал правильный план строения Солнечной системы, по которому утверждалось, что в центре мира находится Солнце, а Земля вместе с другими планетами движется вокруг него.
В России учение Коперника поддерживал Михаил Васильевич Ломоносов.
Работа в тетради стр.3,№4
д) Мы живем на одной из девяти планет, движущихся вокруг Солнца.
-Как называется эта планета? (Земля).
-Чем Земля отличается от других планет?
Ответить на этот вопрос вам поможет статья в учебнике на стр.12-13. Самостоятельно читаем, обсуждаем в группах.
1. На земле есть жизнь.
2. Наша планета получает от солнца тепло и свет.
3. Температура на земле ни слишком высокая, ни слишком низкая.
4. На Земле есть вода и воздух.
У Земли есть спутник – Луна. Она всегда сопровождает нашу планету , двигаясь вокруг нее. Луна обращена к Земле только одной стороной.
Вокруг Земли вращается один-единственный спутник-Луна, а также множество искусственных спутников и их обломков. Вместе с Луной Земля движется вокруг Солнца, так же как и все остальные планеты. Спутники вращаются вокруг своих
планет, как Луна вокруг Земли. Меркурий, Венера, Земля с единственным спутником Луной, Марс- с двумя спутниками: Юпитер - с шестнадцатью, Сатурн - с семнадцатью, Уран - с шестнадцатью, Нептун - с восемью, Плутон - с одним спутником.
У вас на столах стоят глобусы. Глобус – это – модель Земли.
Рассмотрите глобус. Какого цвета на нем больше – голубого или коричневого?
Чего больше на Земле – суши или воды?
VI . Итог урока.
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Кто запомнил план строения Солнечной системы? Расскажите. Как называется планета, на которой мы живем?
-Что находится в центре солнечной системы?
-Назовите планету , на которой существует жизнь?
-Назовите спутник Земли?
Вот закончился урок.
Он пошел ребятам впрок.