Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нетрадиционный урок как средство повышения познавательной деятельности учащихся

 

Нетрадиционный урок как средство повышения познавательной деятельности учащихся
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.
Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь то гуманитарный класс, либо физико-математический.
В зависимости от направленности можно подобрать методы, эффективные именно для данного класса. Например, для класса с ярко выраженным гуманитарным уклоном, ориентированным на образно - чувственное восприятие материала, можно провести уроки физики в стихах, в сказках. Уроки в классах с физической направленностью, где материал изучается глубоко, в деталях, со всеми "тонкостями", хорошо провести в форме конференции или же экскурсии на производственное предприятие.
Таким образом, познавательная деятельность на уроке вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу. А для того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания. И когда учитель заставит биться радостно сердце ученика, тогда он будет всемогущ.
Нетрадиционных форм проведения занятий существует множество: это урок-КВН, урок-телемост, урок-сказка, урок-хоккей, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт, урок-исторический обзор и так далее. Все уроки перечислить просто невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели и задачи.
Эксперимент показал, что учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.
Сами учащиеся отметили, что такие уроки привлекают их тем, что вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение.
Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.
В традиционном процессе обучения учащийся играет "пассивную" роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика. Снижение уровня знаний также в значительной степени объясняется качеством урока: надежным стандартом, шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Лучшие педагоги и учителя ищут разные способы "оживления" урока, привлечения школьников к активной работе. Социальная динамика диктует необходимость пересмотра содержания и форм обучения с тем, чтобы новыми, нетрадиционными средствами активизировать процесс учения.
Многие творчески работающие учителя стали применять необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от так называемых стандартных уроков классического образца.
Однако, несмотря на достаточно широкий круг познавательного интереса учащихся, нетрадиционным урокам как средству стимулирования познавательного интереса учащихся уделяется недостаточно внимания. Кроме того, исследователи не дают подробной классификации таких уроков, слабо разработана технология их проведения. Поэтому, на наш взгляд, необходимо рассмотреть стимулирование познавательного интереса с помощью нетрадиционных уроков.
Интерес - стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии учебный материал усваивается с трудом, часто формально.
Особой и важной областью общего феномена “интерес” является познавательный интерес.
Познавательный интерес можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.
Предметом познавательного интереса является самое значительное свойство человека познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние и т. д.) Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. С этой целью учителя подбирают элементы для нетрадиционных уроков, такие как специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются по телевидению и радио. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
Одним из ценных методов стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций в качестве нетрадиционных уроков. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы учителей используются игры с познавательным содержанием. Например, это игры-путешествия, игры типа электровикторин, нетрадиционные уроки с помощью которых изучаются животный мир определенных районов, типы самолетов, кораблей. Весьма широко в последние годы стали использоваться игровые наборы «Конструктор». Их популярность у учеников общеизвестна. [1]
Традиционные методы обучения предполагают работу непосредственно с материалом предмета, нагружают память, но не активизируют внимание, мышление, т.е. решаемые задачи и проблемы включены в область собственных проблем изучаемой науки.
Нетрадиционные уроки, занятия побуждают к самостоятельной работе и к постоянному поиску чего-то нового, повышая эффективность обучения, человек познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
Таким образом, преимущество нетрадиционного урока связывает обычно с повышением мотивации, стимулированием инициативы и творческого мышления, вовлечением в учебную деятельность практически всех учеников, приобретением ими опыта сотрудничества и системных представлений, «структурированием знаний», которые могут применяться в различных областях. Это установление оптимального соотношения между игровыми и неигровыми формами обучения. При частом употреблении игры происходит «насыщение», поддерживать мотивацию становится все труднее. Оптимизация соотношений игровых и неигровых форм нетрадиционного обучения связано с использованием именно игровой среды, которая не ограничивает действия строгим набором правил, дает обучаемым большое «поле самостоятельности» и возможность выбора между игрой и не игрой.
 
Работу выполнила: Голубева Е.Н. – учитель русского языка и литературы

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн