Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тенденции развития художественного образования школьников на современном этапе

Выберите действие:

Тенденции развития художественного образования  школьников на современном этапе

Пьянкова Н.И.,

АПКиПРО, канд.пед.наук, доцент

 

                                                                   «…искусство есть общественная техника чувства,
орудие общества, посредством которого
оно вовлекает в круг социальной жизни самые
интимные и самые личные стороны нашего существа»
Л.С. Выготский

Последнее десятилетие ушедшего века в отечественной педагогике прошло под знаком гуманизации образования и в поиске путей решения этой проблемы. Гуманизация, то есть «очеловечение» образования предполагает создание  условий для раскрытия и развития способностей ребенка,  уважение к его личности и достоинству, принятие его личностных запросов и интересов, учет особенностей социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира. В центре общественного внимания и надежды возникла идея личности человека (его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность) как основы прогрессивного развития  страны.

Средством гуманизации образования стала его гуманитаризация, которая реализовывается в насыщении содержания знаниями о человеке, человечестве и человечности (выделение гуманитарного аспекта всех учебных предметов) и в улучшении качества преподавания. В.В. Краевский определяет результат гуманистической направленности образования как становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающего себя и способного уважать других, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. 

Современная образовательная политика России отражает новые социокультурные условия и общенациональные интересы в сфере образования. Они вызваны ускорением темпов развития общества, расширением возможностей политического и социального выбора, необходимостью повышения уровня готовности гражданина к такому выбору, переходом к постиндустриальному, информационному обществу, значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия и особой значимостью в связи с этим факторов коммуникабельности и толерантности, необходимостью решения глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, требованиями формирования современного мышления у молодого поколения, постоянной потребности в повышении его профессиональной квалификации и профессиональной мобильности.

Основной миссией современного образования становится «обеспечение условий для самоопеределения и самореализации личности».

Важную роль в реализации миссии образования занимает искусство. Специфика и многообразие функций искусства, таких как повествовательная, познавательно-эвристическая (знание и просвещение),  общественно-преобразующая (духовно-практическая деятельность), эстетическая (развитие способностей художественного восприятия и творчества),  интеллектуально-нравственная (развитие ценностно-смысловых ориентиров личности), информационно-коммуникативная (сообщение, обобщение, общение), гедонистическая (наслаждение), прогностическая (предвосхищение) и др. делают его неотъемлемой частью мирового культурного наследия, необходимой и незаменимой частью современного содержании образования.

Концепция содержания образовательной области «Искусство» (2000 г.), определяя значимость художественного образования для развития личности ребенка, подчеркивает уникальность и значимость искусства в образовательном пространстве ребенка. В первую очередь они связаны с тем, что в односторонне интеллектуализированной и вербализованной современной школе предметы, входящие в эту область развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве; непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.

Пожалуй, ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии.

В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности (науки, политики, др.), искусство удовлетворяет универсальной потребности человека – восприятию окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности и универсальной способности – воплощать в материально-духовной практике человека эмоционально-ценностный сплав объективного и субъективного. То есть – творить.

Характерной чертой развития современного школьного  художественного образования является естественное сочетание основных тенденций развития педагогической теории и практики и тенденций, связанных со спецификой средств предметной области.

Среди основных тенденций развития образования мы можем констатировать следующие позиции:
-демократизация школьной системы;
-гуманизация и гуманитаризация содержания образования;
-стандартизация образования;
-непрерывность образования;
-приоритет личностно-ориентированного взаимодействия учителя с учеником;
-дифференциация школьного образования;
-профилизация школьного образования;
-использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся;
-развитие дополнительного образования;
-информатизация образования;
-интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования;
-углубление интеграции школы, семьи, микро и макросоциума;
-дистанционное образование;
-развитие творческого потенциала и профессиональных качеств учителя;
-опытно-экспериментальная деятельность по совершенствованию структуры и содержания образования.

Цель эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования школьного художественного образования  является выявление организационно-педагогических, организационно-методических и психолого-педагогических условий достижения нового качества общего образования для личностного самоопределения и самореализации школьников.

-реализация принципов целостности, преемственности, образности в процессе занятий искусством;
-использование методик и технологий, новых форм организации художественно-педагогического процесса, основанных на принципах искусства, адекватных возрасту, благотворно действующих на здоровье детей, способствующих сотрудничеству и сотворчеству учителя и учащихся;
-апробация новых программ и учебно-методических комплектов, обеспечивающих обновление художественного образования в школе по традиционной системе («Начальная школа XXI века», «Школа 2100», «Гармония», системе Л.В. Занкова, системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова; реализующих предпрофильную подготовку учащихся (9 кл.) и профильное обучение в старших классах (предметные, межпредметные, надпредметные, профильные курсы);
-организация системы диагностики и оценивания личностных изменений, интелектуальных и креативных достижений школьников с учетом специфики предметов образовательной области «Искусство»;
-обеспечение соответствующей кадровой и материально-технической базы.

Важную роль всей системы воспитания В.А. Сухомлинский видел в том, чтобы «школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом» (В.А. Сухомлинский. Избр. Пед. Соч. т.1 М., 1979с.61

Поиски в области художественной педагогики

На настоящий момент в образовательной области «Искусство»:

-разработана «Концепция образовательной области «Искусство»;
-разработаны обязательные минимумы содержания образования по  искусству («Изобразительное искусство», «Музыка», «МХК»); в начальной, основной и средней общей школе;
-определены требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной, средней школы;
-разработаны примерные программы по  искусству («Изобразительное искусство», «Музыка», «МХК»);
-осуществлен переход от единой програмы и учебников к вариативным;
-существенно обновлено содержание обучения: в минимумах, программах и учебниках;
-подготовлены и введены в практику работы школы новые учебники и учебные пособия;
-подготовлены методические материалы и рекомендации по формированию содержания предметных, межпредметных, надпредметных, профильных курсов;
-существенно активизировалась подготовка учителей к реализации профессиональной деятельности в условиях совершенствования структуры и содержания образования как в рамках повышения квалификации, так и в рамках самообразования.

Однако современные тенденции развития школьного художественного образования требует большего совершенствования профессиональной деятельности и профессиональной культуры педагога искусства. На современном этапе в качестве важнейшей задачи в реализации практической деятельности учителя искусства выступает способность и готовность учителя к самостоятельному конструированию содержания учебного предмета в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, к овладению новыми педагогическими технологиями. Основная трудность связана с тем, что педагогам трудно самостоятельно найти соответствие между социально-философскими, психолого-педагогическими, искусствоведческими , методическими и техническими проблемами в своей деятельности. Это затрудняет готовность учителя к свободному, осознанному и аргументированному выбору образовательной программы или созданию своей авторской программы, авторского урока.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн