Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Чувашская литература начала ХХ века.1900-1920 годы

Фото пользователя Олимпиада Тимофеева
Submitted by Олимпиада Тимофеева on Fri, 02/04/2010 - 13:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тимофеева О.В.
Место работы, должность: 
ПУ№29 п Вурнары
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Сформировать целостное представление о чувашской литературе начала ХХвека • проследить за возникновением литературных жанров; • развивать умения учащихся анализировать и оценивать литературное произведение на примере стихотворения в прозе «Удивительно»,новеллы «Шутка» М .Акимова; • расширить круг чтения учащихся, дать информацию о создании первой чувашской газеты «Хыпар». • формировать свободно мыслящую личность; осознать общечеловеческие ценности национальной самобытности лучших образцов творчества чувашских писателей начала ХХ века. • увидеть эстетическое и филосовское богатство чувашской литературы начала ХХ века.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Литература:
        Пушкин В.Н.Чувашская литература.10-11 кл.Часть 1.Ч.,1997
        Сироткин М.Я.Очерки дореволюционной литературы.Ч.,1967.

        Сироткин М.Я.Очерк истории чувашской советской литературы.Ч.,

Краткое описание: 
Урок дает целостное представление о чувашской литературе начала ХХвека

 

Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Вступительное слово учителя: На прошлом уроке мы с вами анализиро­вали литературное произведение "Нарспи" К. Иванова. Сейчас мы обобщим, закрепим пройденный материал.   (Учитель задает вопросы учащимся.Отве­ты учащихся в скобках).
Назовите жанр литературного произведения "Нарспи" К. Иванова.- (Поэма).
В каком году она написана? - (1908г.)
Сколько главных героев и персонажей? - (Четырнадцать).
Назовите их. - (Нарспи, Сетнер, Тохтаман, Михедер,...)
Нравятся ли вам эти герои? Почему? - (Высказывания учащихся).
Сравнения Нарспи и Сетнер с современной молодежью. - (Суждения учащихся)
Что изображено в поэме? - (Картины жизни быта старой чувашской
      
деревни XYIII века, патриархального уклада, резкого усиления классовых противоречий).
Что вам больше запомнилось в поэме? Почему? - (Высказывания учащихся).
Какие темы затронуты в поэме? - (Ребята их перечисляют).
Как вы относитесь к поэме "Нарспи", главным героям? - (Высказывают свои мнениия).
Слово учителя: Литературная деятельность К. В. Иванова началась в разгар революционных событий 1905-1907 гг .Поэма "Нарспи" - наиболее совершенное из всех поэтических творений. Большую помощь и творческуюподдержку оказывал ему просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев.
Сейчас К. В. Иванова мы считаем классиком чувашской литературы. " Он стал ... классиком чувашской литературы потому, что никогда не замыкался в национальной скорлупе, что его подлинно самобытное и национальное творчество питалось не только истоками чувашской народной поэзии, но и обогащалось достижениями русской литературы", - говорил один из исследователей его творчества И. Н. Сутягин.
 
        П. Изучение нового материала
Слово учителя: - Тема нашего урока связана с первой чувашской газетой. Поэтому давайте подумаем, вспомним, какие республиканские газеты выхо­дят в настоящее время. (Ребята называют названия газет).
Какая из вышеназванных считается первой чувашской газетой?
Вы слышали о газете "Хыпар"?
Что вы о ней знаете? - (ответы учащихся)
В 2001 году в нашей республике широко отмечалось 95-летие со дня выхо­да первой чувашской газеты. Так в каком же году была издана газета "Хыпар"?(1906).
-Правильно. Первая чувашская газета "Хыпар" издана в январе 1906 года в г. Казани. Выходила она с 8 января 1906 года по 27 мая 1907 года еженедель­но на 16 страницах. Вышло всего 65 номеров. Газета родилась в годы первой русской революции, основной задачей которой было свержение царского самодержавия путем вооруженного восстания. (Используется первый номер)
Первым редактором газеты был молодой ученый, преподаватель Казанс­кой духовной и учительской семинарий Николай Васильевич Никольский, уроженец деревни Юрмекейкино ныне Моргаушского района Чувашской Республики, (показываю портрет).
Заслуга первого редактора издателя газеты "Хыпар" Н. В. Никольского большая. Он создал эту газету, направлял ее по прогрессивному пути, при­нял на работу в редакцию тех сотрудников, которые исключены из Симбирс­кой чувашской школы за участие в революционных митингах, тем самым содействовал подготовке революционно настроенных кадров журналистов. После ухода из редакции он долгое время оказывал финансовую поддержку. С именем Н. В. Никольского связана история возникновения чувашской жур­налистики.
Газета "Хыпар" выходила в разное время под разными названиями: "Канаш", "Чаваш коммуни", "Коммунизм ялавё". В годы перестройки и де­мократии газете вернули прежнее название. (Показываю газеты)
За полтора года своего существования в газете работали пять редакторов, которые постоянно проверялись на благонадежность.
Газета "Хыпар" вырастила таких замечательных чувашских писателей и поэтов, как Т. С. Семенов, М. Ф. Акимов, Н. И. Полоруссов-Шелеби и др.(Показываю портреты)
 Вопросы и ответы:
- Давайте подумаем, почему же мы начали урок с газеты "Хыпар"?
(Потому что с газетой "Хыпар" тесно связана литературная деятельность
писателей и поэтов начала XX века.)
   Слово учителя:Первая чувашская газета – зеркало жизнидореволюционного чувашского народа. Из гущи трудового народа выходили первые чувашские журна­листы. Многие из них пробовали свое перо и в области художественной лите­ратуры. Вокруг редакции "Хыпар" создалась деятельная группа писателей и поэтов, которые оставили большое наследие для дальнейшего развития чу­вашской литературы.
Какой же была чувашская литература начала XX века?
Подлинный расцвет чувашской литературы, как литературы многих на­родов России, стал возможным только благодаря победе революции и пря­мой помощи великого русского народа. Огромную роль в становлении чу­вашской литературы сыграла русская литература и лучшие ее представите­ли. Русская литература еще в пору своего становления была полна глубокой симпатии к нерусским народам.
Немногочисленны были кадры дореволюционной чувашской литерату­ры, незначителен ее творческий фонд, создавшийся в эпоху гонения на жи­вое слово народных масс, питавших творчество писателей и поэтов дорево­люционной Чувашии.
Под воздействием русской литературы развивалась и чувашская печать.
В обстановке бурных политических событий и революционного подъема масс происходит оживление литературного движения. На смену писателям и поэтам одиночкам приходят новые литературные силы. В художественную литературу вливается большая группа новых писателей: Т. С. Семенов(Таэр), Н. И. Полоруссов-Шелеби, М. Ф. Акимов, Г. Кореньков, А. В. Васильева(И-тэсь), Г. Комиссаров, а несколько позже К. В. Иванов, Н. В. Васильев-Шубоссинни, И. Ефимов(Тхти), Ф. Павлов и другие.
Новые писатели и поэты принесли в чувашскую литературу новые темы и образы, с большой остротой изображали социальные противоречия в чувашской деревне. Их творчество, насыщенное жизненной правдой, наталкивало на революционные выводы и шло по путям, по которым вел русскую
литературу ХХвека М. Горький, всесторенне обличая существующий мир и
воспитывая революционную активность народных масс.                                                                                    
Появление в период первой русской революции значительного количества писателей и поэтов из среды чувашского народа свидетельствовало о росте общественно-политической активности трудящихся масс. Многочисленные корреспонденции чувашских крестьян-грамотеев, стихи и рассказы с описанием в них положения чувашской деревни, присылавшиеся в большом количестве в редакцию «Хыпар» говорили о той страсти печататься.
Широкой струей вливается в литературу устно-поэтическое народное творчество. На фольклорном материале создается поэма "Варусси"  1906 г. Я. Турханом и элегия "Шапчак юрри" 1907 г. С. Сорокиным.  Писатель стар­шего поколения И. Н. Юркин издает литературно обработанные сборники чувашского фольклора: "Халлапсем"- 1907г.: "Шутсем"-1907 г., "Юмахсем" - 1907 г., "Ваттисен самахёсем" - 1907 г.. Но поражение революции пресекло начавшийся расцвет чувашской литературы. Многие писатели и поэты  вынуждены из-за гонений царского правительства совершенно прекратить о литературную деятельность. Только незначительная часть продолжала упорно отстаивать революционно-демократические позиции. За три года революции (1905-1907гг.) рабочий класс и крестьянство прошли богатую школу политического воспитания. Расправа царского правительства с лучшими представителями революционного чувашского крестьянства вызвали у передовых писателей и поэтов чувство острого протеста против царского режима, глубокой ненависти к социальной несправедливости.
Несмотря на террор и преследование печатного слова на чувашском язы­ке, лучшие демократические традиции чувашской литературы продолжали развиваться и нашли яркое отражение в творчестве одного из лучших пред­ставителей дореволюционной чувашской литературы К. Иванова, произве­дениях Н. И. Полоруссова-Шелеби, Н. В. Васильева-Шубоссинни.
Чувашские писатели и поэты периода первой русской революции стара­тельно следуют в своей творческой деятельности лучшим традициям рус­ской литературы, перенимая утверждающий реализм М. Горького, не отка­зываясь вместе с тем от традиций критического реализма М. Е. Салтыкова-Щедрина, романтизма В. Г. Короленко.
Особо заметно в чувашской литературе выделяются два направления: мелкобуржуазно-демократическое (Ф. Н. Николаев, С. С. Сорокин, А. В. Ва­сильева) и революционное (Т. С. Семенов, М. Ф. Акимов, Н. И. Полоруссов-Шелеби).
Взращенные революционным подъемом новые писатели и поэты-демок­раты создают произведения большой эмоциональной силы и критической остроты. Поэт и прозаик-публицист Т. С. Семенов (1887-1916 гг.) пишет ряд ярко революционных призывных стихотворений, аллегорических рассказов и фельетонов ("Песнь славной смерти", 1906г; "Думы", 1906; "Новый год", 1906; "Пробиться бы к свету", 1906 ; ...) Герои Т. С. Семенова — типичные представители отважных революционеров. В своих стихах он передает дра­матическую ситуацию революционной борьбы, описывает трагедию и ее носителей.
В стихотворении "Песнь славной смерти" даны образы крестьянских ре­волюционеров, погибающих на виселице, но не теряющих надежду в светлое будущее. Они ясно осознают, что оно придет не легко, его нужно завоевать в кровавой борьбе, которая требует жертв.
Устами революционера поэт говорит, что за блага людей надо бороться не на жизнь, а на смерть, завоевать свободу только в бою, только сражаясь. Так разъясняет Т. С. Семенов людям необходимость революционной борьбы. Н. И. Полоруссов-Шелеби (1881 -1945гг.) отражая настроение трудового крестьянства, пробуждавшегося к революционной борьбе, показывал в са­тирической песне "Рассей", 1906 г., построенной на сочетании чувашских такмаков (частушек) и русских сатирических песен, противоречия социаль­ной действительности, паразитическую жизнь царской бюрократии, поли­цейщины,поповщины и полуголодные, бесправное прозябание трудящихся. Едкая сатира касается дальше порядков, при которых всякое проявление сво­бодомыслия жестоко подавлялась. Поэт подводил читателей к мысли, что настала пора скинуть со спины трудящихся всех захребетников.
    В стихотворении "Сёлен", 1906г. поэт, выражая уверенность в скором торжестве свободы и олицетворяя ее народно-поэтическом образе светлой птицы, восклицал:
Лети же, птица, гордо рей,
Кружись, могучая, над нами.
……….
Сойди! Из птицы стань огромной
И прочной правдой всей земли!
"Пусть навеки сгинет Змей!" - восклицает поэт подразумевая самодер­жавие.
Основным идейным мотивом был мотив торжества социальной справед­ливости. Пользуясь аллегорическими образами чувашских волшебных ска­зок, автор дает поэтическое обобщение развязки борьбы чудесной светлоли­кой птицы(символ свободы) со страшным змеем - драконом, воплощением всего гнетущего и темного в жизни.
"Змей" — первое произведение Н. Полоруссова-Шелеби, увидевшее свет. Оно было напечатано в 1907 году в чувашской газете "Хыпар".
М. Ф. Акимов - зачинатель политической сатиры. Многие его материалы в газете перекликались со "Сказками" М. Е. Салтыкова-Щедрина. Свой очерк "Шутка" ("Хыпар", №23 от 11. 06. 1906г.)
М. Акимов называет сказкой, где автор беспощадно обличает самодержавные порядки в России. Трудолюби­вому, доброму, умному крестьянину автор противопоставляет ленивого, невежественного, глупого помещика-мироеда.
В "Сказке" идет речь о бедняке Семене, у которого большое горе - пала лошадь. "Невежда" и "неуч" Семен рассуждает очень умно, логично, гово­рит спокойно. Помещик же задает неумные вопросы. Образы социально кон­кретизированы. Крестьянин трудолюбив, правдив,добр,умен, а барин-лен­тяй, обманщик, невежествен и неумен. Понимая всю резкость своего выс­тупления, автор в конце стремился смягчить тон. Однако публицист знал, что читатель поймет его правильно.
"Шутка" - мастерский образец сатирического произведения, язвительно­го остроумия, злой полемики.
Вся новелла построена на контрастах и основной из них - не извечное в сказках противопоставление невеселой мужицкой доли благоденствия бар, а то, что встреча с мужиком Семеном оборачивается для барина сугубой злобой дня. Именно в этом построена возрастающая градация в обрисовке об-34 раза Семена.
Финал известен из концовки сказки: увезли Семена и никто не знает, куда он девался. Еще до этого автор дает понять, кто именно увез Семена: это были "трое в мундирах со светлыми пуговицами". Как ясно, основное идейное содержание новеллы "Шутка" (она названа сказкой в целях отвлечения подозрения царской цензуры) - выражение ненависти к самодержавию, паразитизму и произволу господствующих классов. Этим обусловлено то, что в основном художественным средством в новелле является сатира, (литературная теория). Семен язвительно смеется над теми, и против кого выступает, не только с чувством ненависти, но и превосходства, что придает новелле саркастический характер. Новелла насыщена диалога­ми, что очень удобно для пересказывания с элементами драматизации.
В номере 25 от 29 июня 1906 г. газета "Хыпар" было напечатано стихотво­рение в прозе "Удивительно", в основу которого был положен вечный конф­ликт между богатыми и бедными.
Характеризуя чувашскую литературу периода 1910-1917 годов можно сказать следующее. Подавление революционного движения рабочих и крес­тьян сопровождалось репрессиями, расстрелами, тюрьмой, каторгой. Уси­лилось гонение царского правительства и на печать, литературу, школу не­русских народностей.
Революционный поэт Т. С. Семенов выдан гнусным провокатором в руки царских палачей и сослан в Сибирь. Н. Полоруссов-Шелеби, скрываясь от преследований полиции, бежит на золотые прииски, а затем вынуждается вместе с семьей к переселению в Сибирь. М. Ф. Акимов вынужден был отка­заться от литературной деятельности, К. В. Иванов растрачивает свой талант и здоровье на переводе библии. И так, литература была под строжайшим контролем, чувашская литература не могла развиваться должным образом. Лишь пышным чертополохом цвела религиозная литература.
Вместо безвременно погибших Т. Семенова, М. Акимова в чувашскую литературу приходят новые писатели, поэты. Готовятся к литературной дея­тельности Г. В. Зайцев (Тал-Мурза), М. К. Сеспель, И. Илларионов (Иван Мучи). Ф. Павлов работает над драмой "Ялта".
Большую роль в развитии чувашской литературы сыграла открытие в 1918 году в Казани Чувашского передвижного театра, организованное студентом Казанского художественного училища И. С. Максимовым-Кошкинским. Ар­тистами этого театра был поставлен первый в,истории чувашский спектакль, драма А. Н. Островского Не так лйгеи, как хочется , где выявились незауряд­ные таланты актеров, драматургов.
Драматургия в дореволюционной чувашской литературе была неразви­та. Кроме бытовой драматической сценки М. Акимова "Ялти пурнас" напе­чатанного в газете "Хыпар" других произведений драматургии не было.
В 1916 году Ф. Павлов начинает писать бытовую драму "Ялта", которую заканчивает в первые годы советской власти. Здесь изображается жизнь деревни периода первой империалистической войны, где личные трагедии глав­ных героев обусловлены социальными причинами: войной, разорявшей кре­стьянское хозяйство, грабежом и насилием кулаков над беззащитными людь­ми.
Хорошо зная быт чувашского народа, его образный язык и устную по­эзию, Ф. Павлов создал правдивые образы людей старой деревни. Драма на­сыщена этнографическими элементами, бытовыми эпизодами.
В литературной деятельности Ф. Павлова чувствуется благотворное влия­ние творческих принципов А. Н. Островского.
Таким образом, русская литература помогала чувашским писателям (не только Ф. Павлову) овладевать мастерством, наиболее полно выявлять свою национальную самобытность и создавать правдивые национальные произ­ведения, характеры.
III. Слово учителя: -Явам кратко рассказал о чувашской литературе начала XX века (1900-1920гг.)
     Вопросы – ответы:
Каких писателей и поэтов чувашской литературы начала XX века вы запомнили?
Что они писали?
О чем писали? Чему учили?
Какие трудности возникали перед ними?
Какие жанры были развиты в чувашской литературе начала XX века?
Какое отношение к чувашской литературе имеет первая чувашская га­зета "Хыпар"? Почему?
(Ответы учащихся).
Учитель: - Если тираж первой чувашской газеты колебался от 1200 до 3000 экземпляров, то тираж газеты "Хыпар" в настоящее время составляет 50000 экземпляров, что говорит нам о ее популярности.
Некоторые номера первой чувашской газеты конфисковывались, несколь­ко раз газета была на грани закрытия, редакторов арестовывали, проверяли на благонадежность, но газета выжила.
Несмотря на то, что писателей арестовывали, отправляли в Сибирь, отстраняли от творческой работы, чувашская литература развивалась. В настооящее время в чувашской литературе есть крупные произведения, с которыми мы познакомимся в течение IIполугодия учебного года .
Отсюда, какой вывод можно сделать? Давайте подумаем. (Ребята отвечают). Значит, мы были, есть и будем. (Показывает на доску, на эпиграф урока).
Ребята, мы сейчас остановимся на произведении М. Ф. Акимова "Удивительно!" ("Тёлёнмелле"). Вспомним год написания памфлета, политическую обстановку в России и проанализируем его.
            1.Выразительное чтение учителя.
            2. Сопоставительное чтение                                                 ,.
   3. Чтение по цепочке
   4. Выборочное чтение.   
            5. Беседа.
  6.Написание тезисов.
            7. Вопросы и ответы.
            -Что такое памфлет?
            -Что такое стихотворения прозе?
            - На каком языке памфлет звучит лучше?
            - Назовите главных героев памфлета.
            - В каких домах они живут?
            - Охарактеризуйте главных героев. Какие они?
            - Чем они занимаются?
          Делается индивидуальная и сопоставительная характеристики главных ге­роев. Слова
   (имена прилагательные, глаголы), касающиеся главных героев учащиеся находят в тексте.
  (В. Н. Пушкин. Чувашская литература. Часть 1. Ч., 1997. Стр. 223).  Все это записывается на доске.
 
1. Назовите главных героев памфлета.
Я (бедняк)                    Купец (богач)
 
2. В каких домах они живут?
Хижина                        в черных
 
3. Охарактеризуйте главных героев. Какие они?
Больной                        богатый
Бедный                          толстопузый
Голодный
 
 
 
 
4.            Чем они занимаются?
Роется (в глине)           Бродят (в добротных рясах)
Обжигает  (кирпичи) Ходят (в богатых сукнах)
Пашет (землю)             Сидят (без дела)
Сеет, молотит,прядет (лен)
Ткет
Снимает (шерсть)        Скучают
Голодают (дети, сам) Нехотя жуют
Страдает                        Жиреют
Помирают (с голодухи)
                              Удивительно!
Какие выводы можем сделать? (Высказывания ребят)
        Обобщение: Памфлет "Удивительно!" отнесен к малым эпическим фор­мам, но он мастерски                         написан.Мастерство М. Акимова состоит в том, что он использует форму стихотворения в  
прозе в политическом произведении. Даже по переводу видно, что от стихотворной формы в памфлете идет риф­
ма, хорошо выдержанная в каждой строфе. Есть и элемент ритма, что убеди­тельнее в чувашском оригинале.
Автор для создания образов взял весь социальный строй. Идет противоборство, конфликт между богатыми и бедными. Сопоставляется сытая жизнь кулака с ужасающей бедностью и нищетой обездоленных слоев деревни, рез­кие контрасты нищеты большинства и богатства немногих, чувствуется вы­ражение надежды на устранение этого неравенства. Памфлетом "Удивительно!" М. Акимов положил начало жанровому виду в чувашской литературе. Заложено противопоставление армии тружеников кучке тунеядцев. Цель - разбудить классовое самосознание трудящихся масс, поднять его на актив­ную борьбу против царского строя.
 
 
 
Тестирование по закреплению урока о чувашской литературе начала ХХвека.
1.Назовите основателя первой чувашской газеты «Хыпар».
   а) Н.И.Ашмарин
   б) Н.В.Никольский       х
   в) Т.С.Семенов(Таэр)
 
2.Где и когда впервые издана газета «Хыпар»?
 а) 1906 г.,Чебоксары
 б) 1906 г.,Казань             х
 в) 1907 г.,Казань
 
3.Перечислите писателей, активно сотрудничавших с газетой «Хыпар»
 а) К.Иванов
 б)М.Акимов                    х
 в) М.Сеспель
 г) Т.Семенов (Таэр)         х
 
4.Правильно укажите жанр произведения М. Акимова «Удивительно!»
 а) рассказ
 б) памфлет                       х
 в) новелла
 
5.Кто написал стихотворение «Змей»
 а)Н.И.Полоруссов-Шелеби   х
 б)М.Ф.Акимов
   в)К.В.Иванов
 
6. Назовите автора драмы «Ялта»
 а)Ф.Павлов                              х
 б)Г.Комиссаров
 в)И.Ефимов
7.Что обличает автор в произведении «Удивительно»(написать ответ)

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн