Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Публичная презентация опыта работы учителя русского языка и литературы А.Ф.Шахтариной.

ИКТ как фактор повышения качества знаний.
 
 
Слайд 2.
Актуальность:
Основным инструментом учителя на уроке остаётся и, наверное, останется, классическая доска. Однако использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Никто не будет спорить с тем, что урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю – работать с учеником индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
В то же время, на мой взгляд, компьютер – это лишь средство обучения, которое важно не само по себе, а именно как средство, помогающее усвоить содержание изучаемого на уроке материала. Как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
 
Слайд 3
Цель использования ИКТ на уроках русского языка и литературы:
·         повышение мотивации обучения, качества знаний учащихся,
·         развитие познавательной активности учащихся,
·         стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
 
Задачи:
·         воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
·         вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
·         повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.
 
Слайд 4.
Информационные технологии на уроках русского языка и литературы использую достаточно давно и определила для себя 4 основных направления:
·         Работа с программами MS Office.
·         Использование готовых программных продуктов.
·         Работа с ресурсами Интернета.
·         Создание коллекции цифровых образовательных ресурсов.
 
Слайд 5.
Как и многие мои коллегия начинала освоение компьютера с текстового редактора: набирала поурочные планы уроков, календарно-тематическое планирование, составляла программы элективных курсов и предметов, выступления на различные мероприятия, а параллельно начинала осваивать другие программы:

             Сегодня я уверенно могу сказать: информационные технологии   предоставляют   учителю   большой   резерв   технической   и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать   это общение даже более близким и человечным, чем ранее.
              Именно информационные технологии открывают новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные   проблемы, предоставляют принципиально новые возможности для активизации обучения. Они позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Именно поэтому ИКТ активно внедряются в учебный процесс. Новое знание испокон века притягивало человека:
 
Слайд 6
Видеоролик, подготовленный мною: «Готовые программные продукты, используемые на уроках русского языка и литературы».
 
Слайд 7
Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, знаний, накопленных предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. И в этом большую помощь учителю окажут готовые программные продукты.
За много лет применения компьютерных технологий на уроках и во внеклассной работе я научилась более требовательно относиться к их месту на уроках, научилась видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Хочу поделиться с Вами, какие программы и как я использую в своей работе.
Русский язык в 5-9 классах я преподаю по учебно-методическому комплекту (УМК) М.М.Разумовской. В этот УМК, кроме учебника, входят и мультимедийные приложения к учебнику – CD-ROMы.
Они интересны тем, что информационная структура дисков соответствует оглавлению учебников, содержат большое количество упражнений различной степени сложности по всем изучаемым темам.
          Оригинальная программа позволяет потренироваться в написании диктантов с разной скоростью диктовки и количеством повторений.
В состав диска также включены иллюстрации, которые используется мною на уроках развития речи при подготовке к написанию творческих работ.
Дополнительно к ним при подготовке и проведении уроков развития речи использую электронное пособие «Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы». Большую помощь оказывают и электронные учебники по русскому языку для углублённого изучения.
 
Слайд 7
 
И, конечно, привлекаю дополнительный занимательный материал, который не только украсит любой урок или меропритяие, но и углубит знания учащихся.
 
Слайды 8 - 12
 
Однако подробнее я остановлюсь на электронных дисках виртуальной школы Кирилла и Мефодия, которые стали моим первым помощником на уроках русского языка и литературы. Они разработаны в соответствии с Государственными стандартами образования РФ, помогают учителю донести знания до учеников, когда другие средства оказываются менее результативными. Использовать их можно для всех типов уроков:
  • изучение нового материала и формирование новых умений;
  • практического применения знаний, умений;
  • обобщения и систематизации изученного;
  • контроля и коррекции знаний, умений;
  • комбинированные (смешанные);
Используя «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» в сочетании с интерактивной доской учащиеся выполняют все известные традиционные виды заданий и  упражнений, а именно:
- на зрительное восприятие;
- вставку букв;
- постановку знаков препинания;
- графическое обозначение единиц языка разных уровней;
- редактирование текстов.
Очень красочно, систематизированно подаётся новый материал. После изучения каждой темы ребята все вместе проходят тестирование, проверяют степень усвоения изученного.
Я заметила, что за один урок, где используются электронные учебники, ребята успевают выполнить большее количество разнообразных упражнений, что в конечном итоге обеспечивает качественную отработку знаний, умений и навыков. 
 
Слайды 13 – 24.
 
Что касается «Уроков литературы Кирилла и Мефодия», то, на мой взгляд, это лучшее, что может быть сегодня у учителя-словесника. Данный CD рекомендуется использовать на уроке для объяснения, закрепления материала, для дополнительной работы, для индивидуального самостоятельного использования (учениками, учителем) во внеурочной деятельности по литературе.
         Достоинством дисков этой серии является удобный интерфейс (навигация, дизайн, цветовое оформление, легкость в обращении).
Хочется несколько подробнее остановиться на мультимедийном курсе «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для 10 класса, который содержит 40 уроков по курсу, 390 рисунков, фотографий, трехмерных моделей; 52 интерактивных тренажера; 42 видеофрагмента; 25 звуковых фрагментов; 220 тестов и проверочных заданий; экзамен по курсу; возможность повторения одной и той же темы и урока; тестирование по темам и урокам; дневник успеваемости; более 190 энциклопедических статей. Диск открывает ученику возможности
-          получения основополагающих знаний по изучаемому предмету;
-          факультативные материалы по курсу: энциклопедические и хрестоматийные статьи;
-          отработка умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров;
-          проверка знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме, всему курсу – экзамен;
-          занесение результатов тестирования в дневник успеваемости;
-          отслеживание динамики успеваемости;
-          обучение самостоятельной работе с учебным материалом;
-          выявление слабых мест в понимании предмета и стимулирование к более глубокому его изучению;
-          подготовка к уроку, контрольному занятию, экзамену.
Готовые уроки сделаны по одному принципу: лекция учителя с иллюстративным материалом (аудио, видео, рисунки, графики, фотографии и т.д.). Такие лекции вполне соответствуют объяснительно-иллюстративному методу обучения и могут быть использованы и как этап занятия («объяснение нового материала»), и как законченный урок. А также могут быть разделены на несколько отдельных уроков.
Как, например, уроки по творчеству И.С Тургенева (см. презентацию).

 

Любой урок, как уже было сказано выше, может быть отредактирован учителем в той степени, в какой это ему требуется в зависимости от поставленных учебных целей и задач. По запросу учитель легко найдёт нужные к уроку видео (фрагменты экранизации литературных произведений), аудиофрагменты, медиалекции; иллюстрации; словарные статьи и статьи литературных критиков, которые порою трудно найти в обычной библиотеке (см. презентацию) .

 

Более того, в базе знаний содержатся все тексты автора, изучаемые на уроках литературы в 10 классе. Такая богатая и разнообразная коллекция значительно экономит время по подбору и поиску нужной к уроку литературы.
 
В каждом уроке  существуют тренажеры и тесты, которые можно использовать для проверки усвоения материала учащимися (см. презентацию).

 

Отмечу и то, что достаточно высокая степень интерактивности программы стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
 
Слайд 25.                           
   
Думаю, что учитель, внедряющий в практику своей работы компьютерные технологии, активно использует и ресурсы Интернета. Лично я частый гость таких сайтов, как Русское слово, Открытый класс, Издательский дом «Первое сентября», Грамота.Ру и многие другие.
Используя интересный, богато представленный опыт коллег. Да и кто сможет остаться равнодушным, просмотрев неожиданные порою проекты, реализованные детьми.
 
Слайд 26
 
Видеоролик «Как объяснить бабушке слово «прикольный»?
Осваиваю проектно-исследовательские методы работы.
 
Слайд 27-28
 
 Использую возможности Интернета и для организации внеклассной работы. Ведь это один из способ обогащения знаний учащихся. В прошлом и этом учебном году я проводила олимпиады по русскому языку в режиме онлайн. Понравилось и мне, и ребятам.
 
Слайд 29
 
И наконец, четвёртое направление – создание ЦОР по преподаваемым предметам. В основном это, конечно же, создание презентаций.
          При планировании презентации стараюсь соблюдать стандартные  этапы разработки учебной мультимедийной презентации: определение целесообразности использования её на уроке; Определяю место работы с презентацией в структуре урока; «сцепление» презентации с методическим приёмом; продумываю содержательную и техническую составляющие (стороны) конкретной презентации; прогнозирую результаты, т.е. что должно быть достигнуто благодаря использованию мультимедийных презентаций на уроке.
Разрешите представить Вашему вниманию фрагменты двух презентаций: «Фразеологизмы» (с авторским видеороликом «Осторожно, грипп!»)  и «Подготовка к изложению по тексту Юрия Нагибина «Чистые пруды».
 
Слайд 30
 
Как-то в одном из блогов я прочитала отзыв о презентации Гари  Вайнерчука: “В своем выступлении он использовал ровно столько слайдов, сколько было необходимо. Ни одного».
И когда мне приходится слышать вопрос: когда следует применять ПК? Отвечаю однозначно - тогда, когда другие средства оказываются менее результативными. Где использовать? И в урочной, и внеклассной работе. При этом надо сразу подчеркнуть, что эффективность компьютерного обучения целиком и полностью зависит от качества обучающих программ: готовых программных ресурсов и ЦОР, созданных учителем.
Что об этом думают сами учащиеся?
 
Слайд 31.
 
Видеофрагмент «Урок с применением ИКТ глазами моих старшеклассников».
Слайд 32.
 
Правильная организация уроков с использованием   ПК способствует максимальной интенсификации процесса обучения, так как за ту же единицу времени учащиеся успевают выполнить большее количество разнообразных упражнений, что в конечном итоге обеспечит качественную отработку знаний, умений и навыков; иными словами – качество знаний.
 

Успеваемость по итогам учебного года

 

год

средний балл

обученности

качество

знаний

% успевае

мости

2007-08 3,95 83,3 100
2008-09 3,95 77,3 100

2009-10  (1и 2 четв.)

4,29 92,9 100

 

 

Слайд 33 – 34.
 
 

Результаты ЕГЭ по русскому языку

 

год

% успев.

% качества средний балл
2005-06 100 91,66 4,3
2006-07 100 91,66 4,5
2007-08 100 94,4 4,5
 
   
 
·         Средний балл 11а класса химико-биологического направления (2007-08) – 75,6.
     Максимальный балл – 100.
(Шубина Кристина – см. фото)
 
·         Для сравнения:
по Куженерскому району – 62,94
средний балл по РМЭ – 62,07
средний балл по РФ – 55,7
 
·         Успеваемость класса– 100%
·         Качество обучения – 94,4%
 
 
Слайд 35.
 
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-а класса (2008-09 учебный год) – по новой форме.
 
 

Результаты ГИА по русскому языку в 9-а классе

 

Сдали на "5" на "4" на "3" на "2" % успев. % качест. средний балл
7 6 4 ---- 100 76,47 4,2
 
 
 
 Максимальный балл – 44
(Глушкова Ел., Кутузова Ал., Разинова Ан. -  9а класс).
Минимальный балл – 32.
 
Слайд 36.
 
Опыт моей работы по данной теме был представлен:
 
·         на заседании РМО учителей русского языка и литературы – выступление по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как один из факторов, влияющих на повышение качества образования» - 2009г.;
 
·         на республиканском семинаре «Современные образовательные технологии в области преподавания русского языка и литературы» – выступление по теме: «Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка» - 26 июня 2009г.;
 
·         на общественной презентации деятельности учителя в рамках ПНПО – Поощрение лучших учителей премией Президента РФ – выступление по теме: «Информационные и коммуникационные технологии в работе учителя – словесника» - 13 февраля 2009г
 
Слайд 37.
Завершая своё выступление, хочу вспомнить слова Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». От себя добавлю: «В противном случае не помогут никакие наиновейшие технологии».
Благодарю всех за внимание!
 

 

Прикрепленный файл Size
Публичная презентация опыта работы Шахтариной А.Ф.ppt 8.89 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн