Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ "Новые приключения Колобка"

Submitted by Инесса Владимировна Шевченко on чт, 15/04/2010 - 12:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шевченко Инесса Владимировна
Место работы, должность: 
ТМДОУ "Дудинский детский сад комбинированного вида "Морозко учитель - логопед
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Педагогика
Цель урока: 
развивать интеллектуально - творческий потенциал личности. Задачи: 1. обучать детей составлению загадок, рифмованных текстов с использованием технологии ТРИЗ; 2. расширять, активизировать имеющийся словарь прилагательных и глаголов; 3. воспитывать положительную мотивацию к школьному обучению
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемая методическая литература: 

С использованием ТРИЗ Хоменко

Используемое оборудование: 

кукольный театр: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, бабушка, дедушка; таблица модели 1  для составления загадок, телевизор, mp3 плеер, картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются, набор карточек – звуков и набор карточек - букв

Краткое описание: 
занятие предусмотренно для детей подготовительной логопедической группы. Дети с диагнозами ОНР предварительно работали по ТРИЗ в течение 6 месяцев, что позволило значительно расширить и активизировать словарь прилагательных и глаголов.

 

Ход занятия
1. Вводная часть.
Логопед:
- Я хочу вам рассказать новые про новые приключения Колобка. Только мне понадобится ваша помощь. Вы мне поможете?  
Дети: Да.
Логопед:
- Скоро Колобку исполняется  7 лет, поэтому дедушка и бабушка решили  подарить ему букварь и школьные принадлежности.  «Зачем мне букварь?» - удивился Колобок. Дедушка ответил: - «Потому, что осенью 1 сентября ты пойдешь в школу». «А что такое школьные принадлежности?» - спросил Колобок у ребят.
Ответы детей.
Колобок: «А зачем нужны школьные принадлежности?»
Ответы детей.
«Я не хочу в школу, я и так все знаю» - сказал Колобок, сидя на окошке. Дедушка и бабушка пошли в магазин, а Колобок задремал. И приснился ему удивительный сон.
2. Основная часть.
2.1. Расширение глагольного словаря. Правильное употребление в речи приставочных глаголов.
Снится ему, что он стал взрослым, у него есть машина. Колобок сел в машину и запел свою любимую новую песенку.
Логопед:
- Ребята, когда я сделаю паузу – вы мне подскажите слово.
Песенка Колобка: «Ехал я, ехал и к речке подъехал, мост переехал, к горке подъехал,  на горку въехал, с горки съехал, и дальше поехал, и в густой лес приехал».  
Вышел Колобок из машины  и покатился дальше в лес. А в этом лесу тропинка была необычная. Она указывала путь только тому, кто знал алфавит.
2.2. Звукобуквенный анализ слова ВОЛК, пальчиковая гимнастика.
Логопед:
Ребята, догадайтесь, кого встретил в лесу Колобок.  Вы сможете узнать, определив, какая следующая буква алфавита появится на дорожке. Правильно буква В. Догадались, какого дикого животного первым встретил Колобок.
Дети:
- Колобок встретил волка.
Волк и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем».
Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
«Твою песенку я знаю, я сказку 3 раза читал. Я в школу лесную хожу, мне задали домашнее задание составить схему слова ВОЛК. Поможешь мне?   А не то я тебя съем».
 Колобок заплакал: «Я ничего не умею, я не слушал дедушку. Не хотел заниматься».
Рассердился волк – зубами щелк.
Логопед:
Не сердись серый волк, мы тебе пальчиковую гимнастику про лесных диких животных покажем.
Пальчиковая гимнастика.
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь с лесу.
Логопед:
-  Давайте поможем Колобку составить схему слова ВОЛК.
Сколько звуков в слове ВОЛК. Какие это звуки? Первый звук – (В), второй - (О), третий звук – (Л), четвертый – (К). Сколько в слове ВОЛК согласных звуков, сколько гласных. А теперь составьте слово ВОЛК из букв. Сколько букв  в слове ВОЛК.
Волк:
- Спасибо, ребята! Вы умные, трудолюбивые, аккуратные. А ты Колобок обязательно иди в школу 1 сентября.
2.3. Составление загадки про зайца, используя модель 1 технологии ТРИЗ.
Покатился Колобок дальше.
Кого Колобок встретил в лесу, подскажет тропинка – алфавит. Следующая буква З.
Дети:
Колобок встретил зайца.
Заяц сказал: «Колобок, Колобок, я тебя съем».
Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
«Твою песенку я знаю, я сказку читал. Ты лучше про школу расскажи и загадку про меня придумай. А не то я тебя съем».
Колобок заплакал: «Я ничего не знаю, я ведь ни в детский садик, ни в школу никогда не ходил».
Логопед:
- Давайте поможем Колобку.
Дети: - Хорошо.
Логопед: - Что в школе дети делают?
Дети:
- Учатся, читают, пишут, решают примеры, лепят, рисуют, занимаются физкультурой, отвечают на вопросы учителя, слушают, отгадывают загадки, делают домашнее задание.
Логопед:
- А теперь поможем Колобку составить загадку про зайца.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Какой? Что (кто) бывает таким же? (примерный текст загадки)
Трусливый как беззащитная мышь,
Быстрый как гоночная машина,
Длинноухий, но не огромный слон.
Логопед:
- Понравилась тебе загадка?
Заяц:
- Очень понравилась! Спасибо, ребята. Я устал. Хочу отдохнуть. Вы знаете зарядку.
Дети:
- Знаем!
2.4. Физминутка
«У нас славная осанка…»
2.5. Упражнение «Складные картинки»
Простился Колобок с зайцем и покатился домой, решил к дедушке вернуться и осенью в школу пойти. Вдруг видит - сидит лиса – красавица и лукавыми глазами в зеркало смотрит.
Увидела Колобка и говорит: - «Колобок, Колобок я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
«Я песенки только про себя люблю слушать, и стихи про себя. Я решила стать поэтом и писать стихи. Помоги мне подобрать рифму к словам.   А не то я тебя съем».
Колобок:
- Ребята помогите пожалуйста, я обязательно пойду учиться в школу. И буду таким же, как и вы умным, трудолюбивым, находчивым.
Упражнение "СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ"
Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
Ход: логопед раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Логопед поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.
Лиса:
 - Какая замечательная игра. Ну ладно отпускаю тебя. Но смотри не забудь то, что обещал ребятам.
 
2.6. Составление рифмованных строчек.
Покатился Колобок дальше. Видит под деревом сидит медведь. Держит в руках малину. Увидел Колобка и говорит: - «Колобок, Колобок я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».
«Твою песенку я знаю, меня мама – медведица читать давно научила. Я вот мечтаю стих написать о малине.   Помоги мне придумать рифмованные строчки  со  словом  малина?   А не то я тебя съем».
Колобок заплакал: «Я не знаю, что такое рифмованные строчки».
Логопед:
- Давайте выручим Колобка и придумаем рифму к слову малина.
Дети:
- Малина, рябина, Ирина, Марина, дубина, маслина, викторина, машина, долина.
Логопед:
- Какая малина?
Дети
Сладкая, красная, сочная.
Логопед:
Назовите рифму к слову малина.
Дети: машина (например).
Игра "ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ"
Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.
Ход: логопед предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.
Например: "Жил-был рак и был похож на мак".
Логопед поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).
В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак).
Медведь:
- Спасибо, ребята. Колобок помоги записать рифмованные строчки.
Колобок:
- Я не умею писать.
Медведь:
- Тогда осенью 1 сентября обязательно иди в школу. А не то я тебя съем.
Колобок: «Я пойду учиться в школу. Я хочу быть таким же как ребята: умными, сообразительными, находчивыми, трудолюбивыми. Ребята, помогите мне найти тропинку домой.
Дети: Хорошо.
3. Итог занятия.
Проснулся Колобок и стал рассказывать дедушке о своем приключении во сне. А телевизор подарил Колобку книжку о его приключениях. О том, как ему помогли умные, трудолюбивые дети из детского сада придумать для зайца загадку, для волка составить схему слова ВОЛК,  для медведя придумать рифмованные строчки со словом малина и для лисы найти рифму. А еще дети рассказали Колобку, почему важно идти учиться в школе.
Высказывания детей.
Логопед: - Молодцы! Вы будете хорошо учиться в школе.
Занятие закончено.

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн