Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль цвета в портрете

Фото пользователя Маргарита Ивановна Голованова
Submitted by Маргарита Ивановна Голованова on вс, 18/04/2010 - 19:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Голованова Маргарита Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ Покрово - Пригородная СОШ
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 
: 1. Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете. 2. Дать понятие цвета, тона и освещения в портрете, познакомить с приемами чиароскуро и контражур. 3. Развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета. 4. Воспитывать интерес к личности М.Ю. Лермонтова.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Изобразительное искусство. 6 класс

Используемая методическая литература: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

1.     Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6. Интегрированные уроки: Научно – практическое пособие для учителей, методистов, рук – лей ОУ, студентов пед. учеб. завед., слушателей ИПК. – Ростов н /Д: Учитель, 2008. – 253 с.

2.     Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М. «Просвещение», 2007. – 253 с.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

3.     Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М. «Просвещение», 2007. – 175 с.

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Оборудование

для учителя: 1. Экран

                       2. Проектор

                       3.Презентационные слайды:

                        а) Лермонтов- ребенок. Портрет неизвестного художника.

                        б) М.Ю. Лермонтов в детстве. Портрет неизвестного художника.

                        в) Автопортрет. М.Ю. Лермонтов.

                        г) Лермонтов. Художник П.Е. Заболоцкий.

                        д) М.Ю. Лермонтов в мундире лейб – гвардии Гусарского полка.

                            Портрет Ф.О. Будкина.

                         е)Портрет Лермонтова  -  К.А. Горбунов

                       4. Таблица «Этапы работы над портретом»

 

Оборудование

для учащихся: 1. Альбом

                          2. Кисти, краски

                          3. Гуашь

  

 

Краткое описание: 
Самоанализ урока «Педагог – носитель, передатчик новым поколениям именно целостного фундамента художественной культуры». Б.М.Неменский Урок 3 четверти «Вглядываясь в человека» .Тема: «Роль цвета в портрете». (6 класс) Цель урока: 1. Формировать навыки в передаче портрета в цвете. 2. Познакомить с приемами чиароскуро и контражур. 3. Дать понять, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета. 4. Воспитывать интерес к творческой личности М.Ю. Лермонтова. Урок расширяет круг знаний об изобразительном искусстве, развивает навыки владения цветом, способствует самоопределению личности ребенка в ценном мире творчества М.Ю. Лермонтова. Тип урока: По дидактической цели – комбинированный. Использовала технологию личностно – ориентированного урока. Я перевела ребенка в залы музея портретной живописи, создала обстановку направленную на восхождение субъекта образования к созданию отношения «человек – культура». Портреты передают духовное состояние человека, его идеи, взгляды. Дети при помощи цвета передавали настроение. Это эмоционально – чувственный конструкт технологии. Дети стремились весь урок к личному действию: • читали стихи • писали цветом • анализировали картины • работали в музее Анализ рисунков учениками определил их готовность к выходу в реальную среду культуры. Вот оно, естественное положение человеческих мыслей, лишь оформленное для воспитательных целей: 1. мотивация 2. образ 3. анализ 4. действие 5. проповедь Это наиболее приемлемая форма для передачи любого знания или содержания: доброго или злого. Но создано оно лишь с единственной целью – воспитать добро. Передавать лишь культурное наследие. Главное – научить естественно, гармонично жить и действовать в настоящем, имея в себе прошлое для будущего. Использовала основные методы: единство восприятия и созидания, метод постановки эмоционально – отношенческих задач в практической работе, метод внеклассной поисковой работы, метод диалогичности. Основным принципом организации данного урока является художественность(целостность,образность,ассоциативность, эмоциональность). Присутствовало активное расширение опыта эмоционально – ценностных отношений мира и человека. Осуществлялось развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах языком пространственных искусств. Состоялся акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся. Развивались художественно – творческие способности учащихся. На уроке присутствовало сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа. В данном случае функционирование произведения изобразительного искусства рассматривалось не как обьект, а как субъект во время свободного, заинтересованного диалога. Осуществлялась свободная интеграция с другими видами художественно – эстетической деятельности.(литература, музыка) Использовалось современное оборудование. Учащиеся с заданием справились. Поставленные цели урока достигнуты.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

                        Ход урока:

1.Отправляемся в зал портретной живописи. Мы знаем, что пластика цвета способна выразить все многообразие явлений.

Любите живопись поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

 

Мне хочется чтобы мы поприветствовали друг друга эмоциональными Лермонтовскими строками.Так как Лермонтову было свойственно именно живописное видение мира. Его поэтической системе присущи такие эпитеты и сравнения, которые помогают создать впечатление живописной картины с определенной красочной гаммой.( дети произносят любимые строки)

 

Учитель:

 

 

Поэт

 

Когда Рафаэль вдохновенный

Пречистой девы лик священный

Живою кистью окончал,

Своим искусством восхищенный

Он пред картиною упал!

Таков поэт: чуть мысль блеснет

Как он пером своим прольет

Всю душу; звуком громкой лиры

Чарует свет, и в тишине

Поет, забывшись в райском сне,

Вас, вас! Души его кумиры!

 

И художник и поэт в каждой строчке преследует определенное настроение.

Попробуем услышанное настроение передать цветом.( дети набирают цветом услышанные строки, опираясь на собственные чувства).

 

 

2.Русская портретная живопись, наша национальная гордость и богатство. Портрет в русской живописи – явление яркое, многогранное.

 

     Поисковая группа учащихся.

Учащийся: До нашего времени сохранилось 15 прижизненных изображений Лермонтова. Перед нами самый ранний портрет Лермонтова – 3х – 4х летнего ребенка – выполнен неизвестным художником, возможно крепостным. Мальчик изображен в натуральную величину, в белом платье. Румяный круглолицый мальчик с большими карими глазами, только что перестал плакать. Слезы еще не высохли на его пухлых щеках, но улыбка уже рождается. Видимо, мальчику позволили заняться своим любимым делом – рисованием, и он успокоился. В его руках необычные для такого возраста детей предметы:

в левой – лист бумаги, в правой мелок. Художник не случайно запечатлел их: с детства мальчик много рисовал. Пол в комнате маленького Лермонтова был покрыт сукном. Величайшим удовольствием мальчика было ползать по нему и чертить мелом. На портрете запоминаются выразительные глаза мальчика, умное сосредоточенное лицо, резко очерченный нос, губы, светлые волосы. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый лоб, большие глаза с выражением доброты и задумчивости, слегка вздернутый нос.

Учащийся: Второй портрет Лермонтова Тарханской поры относится к 1822 – 1824 годам. Он также выполнен неизвестным художником, вероятно, тоже крепостным. Когда Лермонтову исполнилось 7 лет, бабушка окружила его деревенскими мальчиками – сверстниками. Это было «войско» юного Мишеля. По приказу бабушки всем мальчикам сшили военную форму. Они собирались точно к назначенному часу во дворе, все одетые в военные, специально для них сшитые костюмы, очень гордые своим парадным нарядом. Ребята были вооружены: у каждого из них за спиной висело деревянное ружье, на поясе были привязаны сабля и большой пистолет. Шапки у всех были сшиты треугольные с султанами. В военном мундирчике «своего полка» изображен Лермонтов на портрете. Это 6 – 8 летний мальчик с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетый в красную куртку и синий костюм с золотым шитьем.

 

Учитель:  В портрете, как в никаком другом жанре живописи, важно умение угадать характер, «проявить» движение чувств. Оттого так и притягивают нас автопортреты художников.

Автопортрет – это еще одна разновидность портретного жанра. Для того чтобы художник написал самого себя таким, каков он есть в действительности, требуется определенное мужество. Не каждый решится рассказать о себе правду. Художник в автопортрете стремится не только к внешнему сходству, но и к сходству внутреннему, запечатлевая свою « духовную биографию», свое отношение к жизни, людям, искусству.

                  В акварельном автопортрете Лермонтов создает свое изображение на фоне кавказского пейзажа. На портрете мундир Нижегородского драгунского полка: в мохнатой буке, накинутой на куртку с красным воротником и кавказскими газырями на груди, эполеты. Через плечо на ремне перекинута черкесская шашка. В походе у него было и ружье. Акварельный портрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту. Данный портрет демонстрирует применение приема контражур, при котором силуэт выглядит темным пятном на светлом фоне. Контражур буквально означает «против света». Решая применить контражур, художник чаще всего старается использовать источник света, расположенный выше, отчего значительная часть переднего плана становится темнее и на ней уже невозможно изобразить мелкие детали. Данный прием демонстрирует весомость, значимость изображаемого. Я бы отнесла этот портрет по характеру к задумчиво – сосредаточенному.

История этого произведения необыкновенна и романтична. Лермонтов предназначал его В.А. Лопухиной, желая напомнить о себе любимой женщине.

            В рисунках и акварелях Лермонтов часто обращался к портрету. Ему всегда удавалось передать не только внешнее сходство, но и характер, уловить внутренний облик человека. Женских портретов у Лермонтова почти нет. Тем большее внимание привлекает портрет В.А. Лопухиной. Ее тонкое, правильное лицо с удлиненным овалом и очень большими глазами неоднократно появляется в рисунках и акварелях Лермонтова.

Он писал о Вареньке:

…все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

 

Самая ранняя из дошедших до нас работ Лермонтова в технике масляной живописи – портрет легендарного «Предка Лермы» или «Герцога Лермы». Семейное предание о происхождении рода Лермонтовых от испанского герцога Лермы (что не соответствует действительности) не раз волновало воображение поэта.В глазах и чертах лица не трудно заметить фамильное сходство с самим поэтом. Данный портрет демонстрирует использование художником живописного приема чиароскуро. Это применение контраста света и тени. Обратите внимание на то, что свет выхватывает из темноты волевое лицо герцога Лермы.( используется темный фон и освещенное лицо). Этот прием применялся художниками не для драматизации изображения, а для создания задумчивой, порой несколько мрачной атмосферы.( использование приема Ремрандта, чье творчество оказало большое влияние на работы Лермонтова – художника).

 Учитель:                Когда по окончанию юнкерской школы Лермонтов вышел корнетом в лейб – гвардейский Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Будкину его парадный портрет.

                                    С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В руке шляпа. По словам родственника поэта М. Лонгикова в работе можно наблюдать абсолютное сходство с оригиналом. Это образец героического портрета.

                 Человек, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его увлечения, духовный мир – тема портретиста. Все эти стороны ярко раскрывает цвет.Через пластику цвета художник выражает чувства человека.

Вопрос: Какие качества Лермонтова вы смогли наблюдать сегодня в  портретах?

Ответ: Мы увидели образ человека грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного и мечтательного.

              Эти портреты внутренне чем – то схожи между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова.

              Если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении его внешности совершенно расходятся между собой. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. По одним воспоминаниям, глаза Лермонтова «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его «с пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него приветливо с душевной теплотой.

Учащийся:             Эти строки взяты из воспоминаний художника П.Е. Меликова, который особое внимание уделил в своем описании взгляду Лермонтова. «Он обладал большими карими глазами, сила обояния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову».

 

Учитель: Сегодня на уроке мы напишем портрет М.Ю. Лермонтова. Вам необходимо представить, каким по настроению будет ваш портрет: лирическим, или героическим, или задумчиво – сосредоточенным.Одним словом вы должны « прочесть» модель.

Цвет, используемый вами в портрете будет так же зависеть от выбранного вида портрета. Если портрет лирический, то это могут быть приглушенные светлые тона, задумчиво – сосредоточенный – то в этом случае будет другое колористическое решение рисунка.

Постарайтесь использовать в работе прием чиароскуро или контражур.

Учитель демонстрирует этапы работы на таблице.

 

3. Учитель работает у мольберта. Одновременно делает целевые обходы:

1) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

2) Контроль объема и качества выполняемой работы. 

 

4. Коллективный просмотр работ учащихся.

Заключительное слово учителя.

Слово портрет происходит от французского выражения « черта в черту». Но достаточно ли этого выражения для определения значения портрета? Конечно же, нет. Как вы сами убедились, в портрете запечатлено не только внешнее сходство. Портрет – это еще и духовный мир человека, который стремится постичь художник в искусстве, выразить его наиболее полно, правдиво, глубоко.      

 

Говорят: талант от Бога

Этим дан, а этим нет…

Всем зато дана дорога –

Кто какой оставит след?   (С. Викулов)

 

Сегодня вы сделали достаточно много. Вы смогли языком изобразительного искусства раскрыть образ талантливого человека.И хотя человека уже нет, но он остается живым благодаря великой силе искусства. Его творчество трогает наши сердца уже несколько десятилетий. Ваши портреты рассказали нам о душевном состоянии М.Ю. Лермонтова, раскрыли черты его характера.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн