1.Отправляемся в зал портретной живописи. Мы знаем, что пластика цвета способна выразить все многообразие явлений.
Любите живопись поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Мне хочется чтобы мы поприветствовали друг друга эмоциональными Лермонтовскими строками.Так как Лермонтову было свойственно именно живописное видение мира. Его поэтической системе присущи такие эпитеты и сравнения, которые помогают создать впечатление живописной картины с определенной красочной гаммой.( дети произносят любимые строки)
Учитель:
Поэт
Когда Рафаэль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал,
Своим искусством восхищенный
Он пред картиною упал!
Таков поэт: чуть мысль блеснет
Как он пером своим прольет
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет, и в тишине
Поет, забывшись в райском сне,
Вас, вас! Души его кумиры!
И художник и поэт в каждой строчке преследует определенное настроение.
Попробуем услышанное настроение передать цветом.( дети набирают цветом услышанные строки, опираясь на собственные чувства).
2.Русская портретная живопись, наша национальная гордость и богатство. Портрет в русской живописи – явление яркое, многогранное.
Поисковая группа учащихся.
Учащийся:До нашего времени сохранилось 15 прижизненных изображений Лермонтова. Перед нами самый ранний портрет Лермонтова – 3х – 4х летнего ребенка – выполнен неизвестным художником, возможно крепостным. Мальчик изображен в натуральную величину, в белом платье. Румяный круглолицый мальчик с большими карими глазами, только что перестал плакать. Слезы еще не высохли на его пухлых щеках, но улыбка уже рождается. Видимо, мальчику позволили заняться своим любимым делом – рисованием, и он успокоился. В его руках необычные для такого возраста детей предметы:
в левой – лист бумаги, в правой мелок. Художник не случайно запечатлел их: с детства мальчик много рисовал. Пол в комнате маленького Лермонтова был покрыт сукном. Величайшим удовольствием мальчика было ползать по нему и чертить мелом. На портрете запоминаются выразительные глаза мальчика, умное сосредоточенное лицо, резко очерченный нос, губы, светлые волосы. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый лоб, большие глаза с выражением доброты и задумчивости, слегка вздернутый нос.
Учащийся:Второй портрет Лермонтова Тарханской поры относится к 1822 – 1824 годам. Он также выполнен неизвестным художником, вероятно, тоже крепостным. Когда Лермонтову исполнилось 7 лет, бабушка окружила его деревенскими мальчиками – сверстниками. Это было «войско» юного Мишеля. По приказу бабушки всем мальчикам сшили военную форму. Они собирались точно к назначенному часу во дворе, все одетые в военные, специально для них сшитые костюмы, очень гордые своим парадным нарядом. Ребята были вооружены: у каждого из них за спиной висело деревянное ружье, на поясе были привязаны сабля и большой пистолет. Шапки у всех были сшиты треугольные с султанами. В военном мундирчике «своего полка» изображен Лермонтов на портрете. Это 6 – 8 летний мальчик с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетый в красную куртку и синий костюм с золотым шитьем.
Учитель: В портрете, как в никаком другом жанре живописи, важно умение угадать характер, «проявить» движение чувств. Оттого так и притягивают нас автопортреты художников.
Автопортрет – это еще одна разновидность портретного жанра. Для того чтобы художник написал самого себя таким, каков он есть в действительности, требуется определенное мужество. Не каждый решится рассказать о себе правду. Художник в автопортрете стремится не только к внешнему сходству, но и к сходству внутреннему, запечатлевая свою « духовную биографию», свое отношение к жизни, людям, искусству.
В акварельном автопортрете Лермонтов создает свое изображение на фоне кавказского пейзажа. На портрете мундир Нижегородского драгунского полка: в мохнатой буке, накинутой на куртку с красным воротником и кавказскими газырями на груди, эполеты. Через плечо на ремне перекинута черкесская шашка. В походе у него было и ружье. Акварельный портрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту. Данный портрет демонстрирует применение приема контражур, при котором силуэт выглядит темным пятном на светлом фоне. Контражур буквально означает «против света». Решая применить контражур, художник чаще всего старается использовать источник света, расположенный выше, отчего значительная часть переднего плана становится темнее и на ней уже невозможно изобразить мелкие детали. Данный прием демонстрирует весомость, значимость изображаемого. Я бы отнесла этот портрет по характеру к задумчиво – сосредаточенному.
История этого произведения необыкновенна и романтична. Лермонтов предназначал его В.А. Лопухиной, желая напомнить о себе любимой женщине.
В рисунках и акварелях Лермонтов часто обращался к портрету. Ему всегда удавалось передать не только внешнее сходство, но и характер, уловить внутренний облик человека. Женских портретов у Лермонтова почти нет. Тем большее внимание привлекает портрет В.А. Лопухиной. Ее тонкое, правильное лицо с удлиненным овалом и очень большими глазами неоднократно появляется в рисунках и акварелях Лермонтова.
Он писал о Вареньке:
…все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Самая ранняя из дошедших до нас работ Лермонтова в технике масляной живописи – портрет легендарного «Предка Лермы» или «Герцога Лермы». Семейное предание о происхождении рода Лермонтовых от испанского герцога Лермы (что не соответствует действительности) не раз волновало воображение поэта.В глазах и чертах лица не трудно заметить фамильное сходство с самим поэтом. Данный портрет демонстрирует использование художником живописного приема чиароскуро. Это применение контраста света и тени. Обратите внимание на то, что свет выхватывает из темноты волевое лицо герцога Лермы.( используется темный фон и освещенное лицо). Этот прием применялся художниками не для драматизации изображения, а для создания задумчивой, порой несколько мрачной атмосферы.( использование приема Ремрандта, чье творчество оказало большое влияние на работы Лермонтова – художника).
Учитель: Когда по окончанию юнкерской школы Лермонтов вышел корнетом в лейб – гвардейский Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Будкину его парадный портрет.
С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В руке шляпа. По словам родственника поэта М. Лонгикова в работе можно наблюдать абсолютное сходство с оригиналом. Это образец героического портрета.
Человек, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его увлечения, духовный мир – тема портретиста. Все эти стороны ярко раскрывает цвет.Через пластику цвета художник выражает чувства человека.
Вопрос:Какие качества Лермонтова вы смогли наблюдать сегодня в портретах?
Ответ:Мы увидели образ человека грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного и мечтательного.
Эти портреты внутренне чем – то схожи между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова.
Если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении его внешности совершенно расходятся между собой. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. По одним воспоминаниям, глаза Лермонтова «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его «с пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него приветливо с душевной теплотой.
Учащийся: Эти строки взяты из воспоминаний художника П.Е. Меликова, который особое внимание уделил в своем описании взгляду Лермонтова. «Он обладал большими карими глазами, сила обояния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову».
Учитель:Сегодня на уроке мы напишем портрет М.Ю. Лермонтова. Вам необходимо представить, каким по настроению будет ваш портрет: лирическим, или героическим, или задумчиво – сосредоточенным.Одним словом вы должны « прочесть» модель.
Цвет, используемый вами в портрете будет так же зависеть от выбранного вида портрета. Если портрет лирический, то это могут быть приглушенные светлые тона, задумчиво – сосредоточенный – то в этом случае будет другое колористическое решение рисунка.
Постарайтесь использовать в работе прием чиароскуро или контражур.
Учитель демонстрирует этапы работы на таблице.
3. Учитель работает у мольберта. Одновременно делает целевые обходы:
1) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
2) Контроль объема и качества выполняемой работы.
4. Коллективный просмотр работ учащихся.
Заключительное слово учителя.
Слово портрет происходит от французского выражения « черта в черту». Но достаточно ли этого выражения для определения значения портрета? Конечно же, нет. Как вы сами убедились, в портрете запечатлено не только внешнее сходство. Портрет – это еще и духовный мир человека, который стремится постичь художник в искусстве, выразить его наиболее полно, правдиво, глубоко.
Говорят: талант от Бога
Этим дан, а этим нет…
Всем зато дана дорога –
Кто какой оставит след? (С. Викулов)
Сегодня вы сделали достаточно много. Вы смогли языком изобразительного искусства раскрыть образ талантливого человека.И хотя человека уже нет, но он остается живым благодаря великой силе искусства. Его творчество трогает наши сердца уже несколько десятилетий. Ваши портреты рассказали нам о душевном состоянии М.Ю. Лермонтова, раскрыли черты его характера.