Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка в 5 классе «Род имени существительного»

Фото пользователя Мария Григорьевна Холупко
Submitted by Мария Григорьевна Холупко on пн, 19/04/2010 - 15:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Холупко Мария Григорьевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Образовательные: - научить определять род имени существительного; - дать понятия «двойственного числа», «существительные обозначающие парные предметы»; - активизировать знания по литературе (произведения С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», Г. Х. Андерсена «Снежная королева», А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»); Воспитательные: - развивать в ребятах чуткость, тактичность, искренность.
Используемые учебники и учебные пособия: 
 Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. ]. – М.: Просвещение, 2005.
Используемая методическая литература: 

·        Русский язык: 5 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2003. (Я иду на урок).

·        Уроки русского языка в 5 классе Кирилла и Мефодия [электронный ресурс] /, ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.

 

Используемое оборудование: 

Презентация (Приложение 1), проектор, компьютер, экран (интерактивная доска), словарь С. И. Ожегова (либо орфографический), учебник русского языка для 5 класса (по программе М. Т. Баранова).

 

Краткое описание: 
Данный урок проводился в МОУ «Камышовская ООШ» в 5 классе. В классе всего 8 человек. Несмотря на это работа оказалась весьма продуктивной. Ребята заинтересовались тематикой урока, различными способами определения рода существительных, активно . Большинство учеников материал освоили отлично. Поэтому считаю, что цели урока мной были достигнуты. Тип урока: изучение нового материала, обобщение знаний. В конце урока производилась рефлексия, ребята с ней справились. Урок проходил соответственно возрасту и способностям детей. Данная работа состоит из конспекта урока, 2 приложений и пояснительной записки. Методические приёмы: Слово учителя, беседа, выполнение упражнений, работа со словарём, эвристическая беседа, конструирование словосочетаний.

 

Ход урока.
I.                  Организационный момент.
Приветствие, постановка цели, знакомство с планом занятия (Слайд №1).
 
II.              Работа с текстом.
 
- Давайте вспомним героя любимой детской книги, у которого было одно заветное желание – иметь сердце.
- Кто этот герой?
( Железный Дровосек из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».)
Ученики кратко характеризуют героя.
(Слайд №2)
Учитель читает запись и задаёт вопрос: «Кто из них прав, как вы думаете?». Ученик расставляет знаки препинания при диалоге. Затем дети списывают текст, обозначая орфограммы. Учитель просит объяснить правописание слов с пропущенными буквами.
(Слайд №3)
- Проверьте себя, ребята. (Проверка, исправление ошибок.)
 
III.           Работа по теме урока.
(Слайд №4)
1. Определение рода имён существительных.
- Определите род имён существительных.
- Каким образом вы определили род существительных?
(Подставили местоимения.)
- Запишите это в тетрадь, указав эти местоимения (он, она, оно).
Этот способ определения рода имён существительных более привычный для вас. Но существуют и другие.
2. Эвристическая беседа.
Поиграем в перевёртыши. (Слайд №5)
Ученики записывают слова в тетради.
- Каким образом вы определили род слов-перевёртышей?
(По окончанию.)
3. Работа со словарём.
- Почему Дровосек мечтал именно о сердце? Вспомните его слова: «Когда меня любили, я был счастливейшим человеком…».
(Приходим к выводу: «Если хочешь, чтобы тебя любили, научись любить сам».)
- Каким же должно быть сердце?
(Ребята подбирают эпитеты.)
- Объясните смысл слов чуткость, тактичность, искренность.
(После ответов учеников, делаем обобщение.)
(Слайд №6). Словарь.
4. Беседа.
(Слайд №7).
- Как зовут эту героиню, которая проявила удивительное чувство такта (отказала братьям так, что никто не обиделся)?
(Царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…».)
(Слайд №8).
- Из какого произведения следующий отрывок?
(Из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».)
- Только искренняя любовь Герды помогла Каю.
5. Выполнение упражнений.
- Теперь новое задание, определите род существительных и запишите их в тетради.
(Слайд №9).
- Есть ли в этих словах указание на род?
(На род могут указывать суффиксы.)
- Запишите это в тетрадь.
- Составьте словосочетания, включая в них слова: рояль, шампунь, мозоль, кофе.
Комментарий. Если возникают сомнения при определении рода у подобных имён существительных, следует обращаться к словарю.
Упр. 501.
 
IV.           Сведения ознакомительного характера.
1.                Существительные общего рода.
Рассказ учителя. (Слайд 9а)
2.                Число имени существительного. Двойственное число.
(Слайд №10).
Форма двойственного числа, характерная для древних языков, постепенно исчезла из употребления, сохранившись у слов, называющих парные предметы, например, рукава, глаза, берега, рога и т. д.
Но и сейчас есть языки, в которых существует специальная форма для обозначения не только двух, а иногда даже трёх предметов, т. е. тройственное число.
Таковыми являются языки, на которых общаются племена Австралии, Новой Гвинеи, а также индейцы в Америке.
 
3.                Несчитаемые существительные.
(Слайд №11).
Большинство несчитаемых существительных имеет только одну форму – форму единственного числа. Это названия веществ, собирательные существительных, названия качеств и действий.
Но в этой закономерности есть исключения. Так вещественные существительные чернила и очистки употребляются только во множественном числе.
4.     Существительные, обозначающие парные предметы.
К существительным, обозначающим парные предметы, относятся слова типа очки, ворота, ножницы, брюки, щипцы (у этих существительных есть только форма множественного числа, хотя могут быть и один, и несколько предметов).
Существуют также существительные имеющие форму только множественного числа, либо только форму единственного числа. Эти существительные мы будем изучать немного позже.
V.              Итог урока.
- Вспомните, кто это говорит. (Слайд №12.)
(Падчерица из пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)
- Это очень важно – научиться благодарить. Я благодарю вас за сегодняшний урок. А теперь вы, ребята, скажите, чем мы занимались на уроке и чему вы научились. (Ответы учеников, Слайд №13)
Выставление и комментирование оценок.
VI.           Домашнее задание.
1.     Выучить записи в тетради, подготовить связанный рассказ об определении рода существительных.
2.     Упр. 502.
Прикрепленный файл Size
Приложение №1. Род существительных.pptx 229.84 KB


На: Урок русского языка в 5 классе «Род имени существительного»


Разработка урока очень интересная. Спасибо.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн