Урок русского языка в 5 классе «Род имени существительного»
Submitted by Мария Григорьевна Холупко on пн, 19/04/2010 - 15:12
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие, постановка цели, знакомство с планом занятия (Слайд №1).
II.Работа с текстом.
- Давайте вспомним героя любимой детской книги, у которого было одно заветное желание – иметь сердце.
- Кто этот герой?
( Железный Дровосек из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».)
Ученики кратко характеризуют героя.
(Слайд №2)
Учитель читает запись и задаёт вопрос: «Кто из них прав, как вы думаете?». Ученик расставляет знаки препинания при диалоге. Затем дети списывают текст, обозначая орфограммы. Учитель просит объяснить правописание слов с пропущенными буквами.
(Слайд №3)
- Проверьте себя, ребята. (Проверка, исправление ошибок.)
III.Работа по теме урока.
(Слайд №4)
1. Определение рода имён существительных.
- Определите род имён существительных.
- Каким образом вы определили род существительных?
(Подставили местоимения.)
- Запишите это в тетрадь, указав эти местоимения (он, она, оно).
Этот способ определения рода имён существительных более привычный для вас. Но существуют и другие.
2. Эвристическая беседа.
Поиграем в перевёртыши. (Слайд №5)
Ученики записывают слова в тетради.
- Каким образом вы определили род слов-перевёртышей?
(По окончанию.)
3. Работа со словарём.
- Почему Дровосек мечтал именно о сердце? Вспомните его слова: «Когда меня любили, я был счастливейшим человеком…».
(Приходим к выводу: «Если хочешь, чтобы тебя любили, научись любить сам».)
- Каким же должно быть сердце?
(Ребята подбирают эпитеты.)
- Объясните смысл слов чуткость, тактичность, искренность.
(После ответов учеников, делаем обобщение.)
(Слайд №6). Словарь.
4. Беседа.
(Слайд №7).
- Как зовут эту героиню, которая проявила удивительное чувство такта (отказала братьям так, что никто не обиделся)?
(Царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…».)
(Слайд №8).
- Из какого произведения следующий отрывок?
(Из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».)
- Только искренняя любовь Герды помогла Каю.
5. Выполнение упражнений.
- Теперь новое задание, определите род существительных и запишите их в тетради.
(Слайд №9).
- Есть ли в этих словах указание на род?
(На род могут указывать суффиксы.)
- Запишите это в тетрадь.
- Составьте словосочетания, включая в них слова: рояль, шампунь, мозоль, кофе.
Комментарий. Если возникают сомнения при определении рода у подобных имён существительных, следует обращаться к словарю.
Упр. 501.
IV.Сведения ознакомительного характера.
1.Существительные общего рода.
Рассказ учителя. (Слайд 9а)
2.Число имени существительного. Двойственное число.
(Слайд №10).
Форма двойственного числа, характерная для древних языков, постепенно исчезла из употребления, сохранившись у слов, называющих парные предметы, например, рукава, глаза, берега, рога и т. д.
Но и сейчас есть языки, в которых существует специальная форма для обозначения не только двух, а иногда даже трёх предметов, т. е. тройственное число.
Таковыми являются языки, на которых общаются племена Австралии, Новой Гвинеи, а также индейцы в Америке.
3.Несчитаемые существительные.
(Слайд №11).
Большинство несчитаемых существительных имеет только одну форму – форму единственного числа. Это названия веществ, собирательные существительных, названия качеств и действий.
Но в этой закономерности есть исключения. Так вещественные существительные чернила и очистки употребляются только во множественном числе.
4.Существительные, обозначающие парные предметы.
К существительным, обозначающим парные предметы, относятся слова типа очки, ворота, ножницы, брюки, щипцы (у этих существительных есть только форма множественного числа, хотя могут быть и один, и несколько предметов).
Существуют также существительные имеющие форму только множественного числа, либо только форму единственного числа. Эти существительные мы будем изучать немного позже.
V.Итог урока.
- Вспомните, кто это говорит. (Слайд №12.)
(Падчерица из пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)
- Это очень важно – научиться благодарить. Я благодарю вас за сегодняшний урок. А теперь вы, ребята, скажите, чем мы занимались на уроке и чему вы научились. (Ответы учеников, Слайд №13)
Выставление и комментирование оценок.
VI.Домашнее задание.
1. Выучить записи в тетради, подготовить связанный рассказ об определении рода существительных.
На: Урок русского языка в 5 классе «Род имени существительного»
Разработка урока очень интересная. Спасибо.