Submitted by Анна Владимировна Боднарь on вс, 09/05/2010 - 22:54
Программа факультативных занятий по истории в 10-11 классах по теме:«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
Программа составлена Боднарь А.В.
За основу программы факультативных занятий использованы:
·«Элективные курсы по истории России. 10-11 классы». Автор-составительС. Н. Чермошенцевой, учителем истории и обществознания СОШ № 1 им. Левченко, г, Новониколаевск. Издательство « Глобус» 2007 год.
·Программа факультатива "Реформы и реформаторы" Автор- составительТимакова Ирина Михайловна,учитель общественных дисциплин, педагог-психолог.
Пояснительная записка
Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям.
Программа курса составлена с учетом следующего:
1.Данный период российской истории является очень сложным, содержит много фактического материала.
2.Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках.
3.Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных деятелей периода империи.
Целькурса:
• Расширить представления учащихся о реформах и реформа
торах Российской империи.
Задачи курса:
•Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса.
•Формировать у учащихся понимание исторического прошлого.
•Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
•Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
• Формировать чувство гражданственности на примере жизни
и деятельности известных людей данного периода.
В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.
При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам. На материалеXVIII- началаXXвв. школьники могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе российского реформаторства.
В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).
Основныеумения и навыки:
•анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;
•работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);
•владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
•анализировать и сопоставлять факты.
Условия для реализации: кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала.
Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
•проблемные задания;
•исторические диктанты;
•обобщающие вопросы и задания;
•тесты.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.
Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме.
Iфактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин.
Курс рассчитан на 36 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование тем курса
Всего часов
1.
Введение
1
2.
Первые отечественные реформаторы и их преобразования.
2
3.
Реформаторы Киевской Руси.
2
4.
Реформаторы Московской Руси.
1
5.
РеформыXVIвека: Избранная рада и Иван Грозный.
4
6.
Реформаторская деятельность вXVIIвеке.
3
7.
Реформы ПетраI: Истоки и последствия.
4
8.
Эпоха просвещенного абсолютизма.
1
9.
Екатерина Великая и её реформаторская деятельность.
1
10.
ПавелI.
1
11.
Реформы и реформаторы первой половиныXIXвека.
3
12.
Великие реформы АлександраII.
5
13.
С.Ю.Витте : человек и политик.
2
14.
П.А.Столыпин – последний реформатор Российской империи.
2
15
М.С.Горбачев- на пути к демократии.
2
16
Итоговое занятие. (защита рефератов)
2
ИТОГО
36 часов
Литература.
1.Аверх ,А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991г.
2.Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1989 г.
3.Головатенко А. История России : спорные проблемы. М., 1994 г.
4.Исаев,И.Н. История государства и права России, М., 1994г.
5.Павленко Н.И. Петр первый и его время.М.,1989г.
6.Энциклопедия Аванта+ история России в 3-х частях. М., 2002г.
7.Энциклопедия кто есть кто в мире. М., 2004г.
8.Дейкин,А. Великий эконом самодержавия: сто лет назад завершилась денежная реформа С Витте //А. Дейкин/ Новое время. – 1997.
9.Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги// М. Румянцев/ вопросы экономики. -1990. - № 10.
10. Ананьич, Б.В. Сергей Юльевич Витте // Б. В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин/ Вопрсы истории. – 1998. -№ 8.
11.Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России / С.Г. Горяйнов- Ростов н/Д: Феникс, 1996.
12. Великие государственные деятели России/ под ред. А.Ф. Киселева. –М.: Владос, 1996.
13.Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский.- М.: Правда, 1991г.