Вы не зарегистрированы

Авторизация



исследовательская работа "Спасообыденная церковь - прошлое и настоящее"

Фото пользователя Елена  Юрьевна Милькова
Submitted by Елена Юрьевна Милькова on пн, 17/05/2010 - 23:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Милькова Елена Юрьевна, научный руководитель исследовательской работы
Место работы, должность: 
МОУ Сольвычегодская СОШ, учитель истории
Регион: 
Архангельская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
исследовательская работа Сегодняшний Сольвычегодск – это маленький городок на правом берегу Вычегды. Сольвычегодск состоит преимущественно из одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий, на фоне которых выделяются несколько действительно уникальных архитектурных памятников, важных для российского культурного наследия.

 

Тема «Спасообыденная  церковь – прошлое и настоящее».

         (исследовательская работа)

 

 

 

 

 

Повалихина Алена Игоревна, 8а класс,15 лет

муниципальное общеобразовательное учреждение «Сольвычегодская  средняя  общеобразовательная школа, г. Сольвычегодск  Котласского района Архангельской области

 

Научный руководитель:

Милькова Елена Юрьевна

 учитель истории МОУ «Сольвычегодская 

средняя общеобразовательная школа»

т. 8 9214740008

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сольвычегодск, 2009

 

Оглавление

 

1.Введение....................................................................................................... 3

2. Спасообыденная  церковь – прошлое и настоящее……………………4

2.1. Историческая справка……………………………………………………4

2.2.Описание строения ………………………………………………………..6

2.3. Судьба церкви в наши дни………………………………………………7

3. Выводы ………………………………………………………………………..8

 

4. Заключение................................................................................................. 8

 

Литература..................................................................................................... 9

 

Введение

В XVI - XVII вв.  Сольвычегодск был центром северных земель и «колыбелью» купцов Строгановых. При содействии купцов строились церкви и соленые варницы. Сегодняшний Сольвычегодск – это маленький городок на правом берегу Вычегды.  Сольвычегодск состоит преимущественно из одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий, на фоне которых выделяются несколько действительно уникальных архитектурных памятников, важных для российского культурного наследия.  

Еще в конце XVIII века академик И. И. Лепехин, посетивший в 1781 г. Сольвычегодск, нашёл в нём 16 церквей (8 каменных), один монастырь, 400 домов; солеварение же в это время было в совершенном упадке. В 1894 году в городе было 12 каменных церквей, 1 каменный монастырь [1].  В данный момент их осталось всего три. Две на берегу Вычегды и одна почти в центре города. На берегу стоит Благовещенский собор - в настоящее время музей. Введенский монастырь - действующая церковь.

Мы выбрали работу по изучению Спасообыденной церкви, потому что она малоизвестна, и материалов по ней почти нет. Этой работой мы хотим подчеркнуть  необычайность и значимость данного здания для истории нашего города.

С самого начала своего создания эта церковь была не похожа на все остальные. И сохранила свой прежний вид. Она привлекает нас этой непохожестью и интересной историей происхождения.

Объект исследования: история происхождения Спасообыденной церкви.

Цели исследования:

- знакомство и изучение  происхождения Спасообыденной церкви;

- привлечение внимания общественности к дальнейшей судьбе уникального памятника архитектуры.

Для выполнения поставленной цели нам нужно было решить следующие задачи:

1)    Изучить  документы и материалы о Спасообыденной церкви, находящиеся в музее, библиотеках г. Сольвычегодска, в Интернете.

2)    Показать  значимость данного памятника архитектуры для города Сольвычегодска и его жителей.

Методы исследования: изучение и анализ летописных источников из архивных фондов  Сольвычегодского историко-художественного музея, литературных источников.

 2.    Спасообыденная  церковь – прошлое и настоящее.

2.1.         Историческая справка

«В лето 1571 года 16 августа был освещён храм во имя Всемилостивого Спаса, который поставлен был единым днём, а ставили храм всем миром в большой мор( высокая смертность). Для того чтобы отвратить  праведный гнев Божий с православных христиан». Наипервейшее условие — уп­равиться от восхода до заката солнца. Не успеешь — начи­най сызнова. Сможешь уложиться вовремя, гласило поверье, — отступит беда. Одни валили лес, другие тут же его корили, третьи под­возили, четвертые ладили сруб... Старики, женщины, дети — все заедино. Уже к полуночи на маленькой главке устанавли­вался, тоже из дерева, крест... Удивительно, говорится в лето­писи, скверна исчезала и воцарялась благодать. Таким обра­зом, храм становился вестником победы Добра над Злом.  И единым днём построили и освятили, и обедню служили [7].  Мор же этот начался в 1570году 8 июля, а закончился 1571 году 1 ноября, следовательно, продолжался 117 дней.

Долго ли стоял первозданно - однодневный храм, отсюда и получивший  название « обыденный» никому неизвестно. Но по всей вероятности,  вследствие однодневной постройки и его небольшой вместимости, он скоро был заменён другим, а  вернее  того сгорел в 1579 году, в пожаре. Тогда сгорело в городе  500 дворцов и десять церквей. [5].  

Потом в 1625году (как видно  из книги писца Ивана Благово или предшественника его Тарфинтия Мансурова,  да подьячего Василия Архипова),  было в то время два храма деревянных:

1.     Холодный - Спас Всемилостивого Обыденного

2.     Теплый - Происхождение Честного Креста.

В 1613 церковь была разграблена литовцами и 1625 г не успела

восстановиться. Затем из сведений, взятых  из церковного архива, узнаем,  что будто бы церковь «воспряла»  в 1638 году по благословению Варлаама Митрополита Ростовского и Ярославского, это благословение и относится к построению нового храма.

Недолго существовал и этот храм, ибо через 52 года, в 1690 г. построен был уже нынешний - каменный. Частые пожары вынудили население  построить более прочное помещение. Церковь эта и осталась  до настоящего времени почти без изменений, только в 1865 г. внизу иждивением купцов Хаминовых расширены окна, так как было слишком мало света. И ими же устроен новый иконостас.

В 1625 году по писцовой книге содержание церкви лежало на мирных людях, которые давали по 3 рубля в год, а в 1710 году  ей принадлежало уже 2 двора половничьих в деревнях Октурово и Рычково,  Михайловской и Шамаха. Сейчас  в верхней холодной церкви, кроме главного храма Спаса Нерукотворного, находиться еще и придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, а в нижнем, теплом Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.[6]

1989 году в августе купол с крестом снесло во время грозы.

2.2.         Описание строения

Спасообыденная церковь представляет собой двухъярусное трёхчастное здание с высоким нижним этажом, над которым возвышается основной храм –  двухъярусный  куб с небольшой пониженной папертью с запада и пятигранным суженным алтарём. Хорошо скомпонованное венчание церкви, которое типично для первой половины XVIII века: выпуклая кровля с небольшим световым восьмериком и маленькой главкой на тонкой шейкой (переделана в XIX в.). Особенностью этого сооружения является ступенчатость его композиции, наиболее заметна с восточной стороны. Алтарь верхней церкви поставлен не над нижним алтарём, а со значительным отступом к западу и находится над помещением собственно храма, в то время как основной куб оказывается расположенным над его трапезной, в результате чего создаётся нарастание объёмов к центру.

Внешнее убранство храма тяготеет к формам нарышкинского барокко рубежа XVII - XVIII  вв. Парные полуколонки  с белокаменными капителями красиво и четко членят стены верхней церкви, располагаясь на углах и между окнами: завершает её объёмы антаблемент с раскреповками; окна украшают типично нарышкинские нарядные наличники с полуколонками и разными фронтончиками.  Лишь возникший ранее нижний ярус имеет более архаичный декор. Его парные полуколонки, короткие и приземистые, лишены капителей и вообще каких-либо деталей из белого камня, а окна заключены в простые рамочные обрамления с килевидными кокошниками. Подобные формы, восходящие к архитектуре середины XVII столетия, преобладали как в Сольвычегодске, так и вообще в зодчестве Севера конца XVII - начала XVIII  вв.

        Интересной деталью фасадного убранства нижнего храма являлись отдельные полихромные, «цененные» изразцы, значительно усиливавшие нарядность здания. В настоящее время почти полностью утраченные. В 1898 году появилась шатровая колокольня. Перелицовка не испортила внешний вид церкви, прида­ла ей своеобразие. Тогда же, на исходе девятнадцатого века, ее окружила чугунная ограда, облицованная белым изве­стняком с Северной Двины. Будучи одним из первых каменных приходских храмов Сольвычегодска, Спасообыденная церковь стала прототипом многих последующих культовых зданий города.

2.3.         Судьба церкви в наши дни.

Время не пощадило старой церкви. Немилосердны ока­зались к ней люди. В годы сталинских репрессий тут находились временно спецпереселенцы, гонимые этапом в глухой Коми край ... [2].  Одним из  «хо­зяев» числился универмаг. В его быт­ность и исчезли с куполов кресты (один снесло бурей, второй сняли), «с мясом» вырваны кованые решетки на окнах, а про­емы заложены силикатным кирпичом, стены изнутри покры­ли масляной краской... А обреченный на долгое молчание ко­локол выдворен со своего места. Сейчас церковь передана Сольвычегодскому музею, но из-за недостатка финансирования реставрационные работы или идут крайне медленно, или приостанавливаются на неопределенное время.

3.       Выводы.

Время идет быстро, оставляя на каменных стенах Спасообыденной церкви новые зарубки. С каждым днем люди и природа наносят уникальному памятнику архитектуры непоправимый урон. Хочется верить, что найдет государство и общественность города  деньги на долгожданный ремонт. У этой церкви, как и у других исторических зданий, есть перспектива на будущее. После тщательной реставрации они могут стать музеями и привлекать туристов. И пусть  по утрам восходят зори и   спешат по делам люди. А весёлые ученики бегут в школу. И рождаются дети, которые когда-нибудь смогут с гордостью сказать: «Мы из Сольвычегодска». И будут очень гордиться этим.

4.       Заключение

          На наш взгляд мы должны уделять больше внимания изучению архитектуры  Русского Севера. Ведь у каждого из них своя интересная история, которая не должна быть утеряна и забыта.  В те века действительно умели и хотели строить. Здания тех веков ослепляют своей красотой. К сожалению  не все шедевры русской архитектуры удалось сохранить или поставить под охрану  государства.  Одни здания реставрируются, а другие разрушаются или вообще исчезают. Примером этого разрушения может служить Спасообыденная церковь. Дожди, сырость, безразличное отношение привели её к ужасному состоянию, хотя на сегодняшний день церковь частично  восстановили, но это лишь малая частичка уже потерянного. Общество на наш взгляд не должно оставаться равнодушным к своей истории, истории своего родного края.

Люди, строившие эту церковь, видели в ней своё спасение, и может, поэтому у неё такой необычный стиль постройки.

Список литературы

1.     Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона

2.     В. Ноговицын «У «Соли Вычегодской», 1992, Котлас, с 45.

3.     А.Н. Власов «Сольвычегодская старина В.Попова», Сыктывкар, 1997 год, с 145  

4.     О.В.Овсянников «Сольвычегодск», 1973, Северо - Западное издательство, с. 95.

5.      А.Соскин «История города Соли - Вычегодской», Сыктывкар, 1997 год, с 200 

6.     Сольвычегодская старина, материалы и исследования к 500- летию Сольвычегодск, Сыктывкар ,1994, с 202

7.     Папка из основных фондов Сольвычегодского историко-художественного музея.

 



Фото пользователя Людмила Константиновна Подгорнова

На: исследовательская работа "Спасообыденная церковь - прошлое и


Уважаемая Елена Юрьевна! Я вместе с ребятами уже несколько лет занимаюсь изучением храмов нашего района, естественно Ваша работа мне интересна, но хотелось бы увидеть фото описываемой Вами церкви.  

Подгорнова