Submitted by Гульназ Мунавировна Галлямутдинова on Wed, 19/05/2010 - 09:55
Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме «Лексика».
Цели:
1. Повторить изученный материал из раздела «Лексика», закрепить
навыки правописания.
2.Познакомить с понятием «паронимы».
3. Учить определять лексическое значение слов, находить синонимы и антонимы к словам.
4. Обогатить словарный запас учащихся новой лексикой.
5. Способствовать развитию устной и письменной речи.
6. Закрепить и систематизировать знания учащихся по лексике для успешного выполнения ЕГЭ.
Тип урока: Повторение пройденного, систематизация, обобщение.
Форма урока: Урок - практикум ( подготовка к ЕГЭ ).
Средства обучения: интерактивная доска, карточки с заданиями для групповой работы, тесты, оформление кластера на доске, на стенде «К уроку» высказывания о русском языке.
Предварительные задания:
- подобрать высказывания о языке;
- повторить пройденный материал и подобрать примеры по отдельным темам.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Язык наш беспределен и может, живой
как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н. Гоголь.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами повторяем раздел науки о языке «Лексика». Это нам поможет успешно решать задания ЕГЭ по лексике.
III. Словарная работа.
Но прежде чем перейти к основной части нашего урока, мы выполним словарную работу, пополним свой лексический запас. На интерактивной доске написаны слова. Нужно их правильно прочитать, переписать и проставить ударения.
1. грАждане,гражданИн,граждАнство,абонИровать,аккомпанИровать, бальзамИровать,мУскулистый и мускулИстый, грУшевый, кедрОвый, лАвровый и лаврОвый, лОзунговый и лозунгОвый, фОсфористый, развитОй-мАлорАзвитый, возрастнОй-великовОзрастный, характЕрный-разнохарАктерный.
Познакомимся с новыми словами, которые записаны на интерактивной доске. Как вы понимаете значения этих слов? (Учащиеся пытаются дать толкование словам. Далее учитель, помогая учащимся правильно сформулировать свои мысли, дает толкование слов. Ученики записывают в словари.)
Имманентный- присущий природе самого предмета, внутренний. (Имманентная причина).
Лояльный- держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно- нейтрального, как бы безразличного отношения к кому-чему-нибудь. (Соблюдать лояльность).
IV. Обобщение знаний по теме.
Теперь мы переходим к основной части нашего урока: повторяем изученное по теме «Лексика».
Учитель: Что такое лексика?
Ученик: Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также
Учитель: Как называется раздел языкознания, где изучается лексика?
Ученик: Лексикология.
Учитель: Как вы понимаете лексическое значение слова?
Ученик: Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми,
говорящими на данном языке.
Слово учителя: Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом: рьяный - очень усердный, повстречать- случайно встретить. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак). Например: бархат - плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким, гладким и густым ворсом, где общее- ткань, а различительное - шелковая или хлопчатобумажная, с ворсом. Слово может иметь и несколько лексических значений.
Учитель: Как называется наука, рассматривающая эти значения.
Ученик: Семантика, от греческого семантикос - обозначающий.
Учитель: А теперь посмотрим, как вы выполнили домашнее задание, ответим на вопросы, приведем примеры. Вспомним, какие понятия из этого раздела вы изучали в прошлые годы . А по ходу нашей с вами работы будем составлять на доске кластер по теме «Лексика». Итак, что такое синонимы? Антонимы? Омонимы? Заимствованные слова? Неологизмы? Архаизмы? Историзмы? Старославянизмы? Диалектные слова? Профессионализмы?
Учащиеся отвечают, приводя примеры, заранее подготовленные дома.
V. Знакомство с понятием «Паронимы».
Закрепив пройденный материал, мы сегодня познакомимся с новым
понятием «паронимы».
Паронимы - это однокоренные слова одной и той же части речи, близкие по звучанию, но различающиеся приставками или суффиксами и не совпадающие по значению. Например: уплатить- оплатить, одеть- надеть, длинный - длительный.
Это последнее звено в нашем кластере ( кластер изображен на интерактивной доске и воспроизведен в тетрадях учащихся).
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей проделанной работой.
VI. Выполнение заданий.
А теперь закрепим пройденный материал. Выполним несколько видов заданий.
1 задание(устно). Учитель читает, ученики отмечают вариант ответа. Далее учитель проговаривает правильные варианты, объясняя значения новых слов- паронимов.
1. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.
а) Он прошел непростой ЖИТЕЙСКИЙ путь.
б) ЖИТЕЙСКИЙ опыт очень помогает людям в трудных ситуациях.
2. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.
а) Я прочла о новом ЭКОНОМИЧЕСКОМ способе приготовления первых блюд.
б) В выступлении президента были изложены основные положения новой ЭКОНОМИЧЕСКОЙ политики государства.
3. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова НАСЛЕДСТВО.
а) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжелым НАСЛЕДСТВОМ прошлого.
б) Юрист сказал, что мне следует вступить в право на НАСЛЕДСТВО в течение полугода.
2 задание(на доске). Ученики отмечают правильный вариант словосочетания.
1.а) гуманное решение
б) гуманитарное решение
2. а) жесткий поступок
б) жестокий поступок
3. а) решающий человек
б) решительный человек
4. а) слова осуждения
б) слова обсуждения
5. а) абонент не отвечает
б) абонемент не отвечает
6. а) обратный билет
б) обратимый билет
3 задание(групповая работа). Ученики разделены на четыре группы. Задания на карточках. Указать, значение какого слова определено неверно.
2. а) фат- щеголь, любящий рисоваться, пустой человек.
б) трактат - научное сочинение.
в) провоцировать - вызвать на какие- либо действия путем провокации.
г) монополия - игра.
VII. А теперь следующее задание, более сложное, это работа с текстом (анализ текста).
Тут же сейчас же явился и защитник знаменитый Фетюкович и как (бы) какой (то) подавлен…ый гул пронесся в зале. Это был длин…ый сухой человек с длин…ыми тонкими ногами с чре…вычайно длин…ми бледными тонкими пальцами с обритым лицом со скромно причесан…ыми довольно короткими волосами с тонкими изредк… кривившимися не то насмешкой не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было (бы) и пр…ятным если бы не глаза его сами по себе (не) большие и (не) выразительные но до редкости бли…ко один от другого поставлен…ые так что их ра…деляла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом физиономия имела в себе что (то) резко птичье что поражало. (Ф. Достоевский.)
Задания к тексту: 1. Определите стиль и тип речи текста.
2. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
3. Письменно объясните, с какой целью автор использует неоднократное повторение прилагательных длинный и тонкий.
4. Подберите однокоренные слова к слову физиономия.
5. Подберите синонимы к слову невыразительный.
Ответы к заданиям:
1. Художественный стиль; описание.
2. Тут же сейчас же явился и защитник, знаменитый Фетюкович, и как бы какой-то подавленный гул пронесся в зале. Это был длинный, сухой человек, с длинными, тонкими ногами, с чрезвычайно длинными, бледными, тонкими пальцами, с обритым лицом, со скромно причесанными, довольно короткими волосами, с тонкими, изредка кривившимися не то насмешкой, не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было бы и приятным, если бы не глаза его, сами по себе небольшие и невыразительные, но до редкости близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом, физиономия имела в себе что -то резко птичье, что поражало.
VIII. Следующий этап нашего урока- заключительный- это работа по тестам (учащимся раздаются тесты) (смотри приложение).Учитель проверяет, выставляет оценки.
IX. Подведение итогов урока. Обобщение, систематизация изученного. Выставление оценок.
X. Домашнее задание. Учитель дает два разноуровневых задания по группам.
1 группа: 1. Определить этимологию слов голова, кропотливый.
2. Дать толкование слов: лизинг, эвальвация . Написать небольшое сочинение, используя эти слова.
2 группа: 1. Составить таблицу «Активный и пассивный словарный запас» и
заполнить соответствующими примерами.
Ответы к заданиям:
Голова. Общеславянское происхождение неясно. Одни считают это слово производным с помощью суффикса -ва- от основы гол- ; в этом случае первоначальное значение «череп».Другие объясняют его как родственное слову желвак(и), что кажется вероятнее.
Кропотливый. Собственно- русское. Образовано с помощью суффикса -лив- от кропт- «хлопоты, суета, забота», засвидетельствованного в диалектах и производного, вероятно, с помощью суффикса -от- от звукоподражательного кроп (лат. Crepo - «скрипеть, стучать, ворчать»).
Лизинг(англ.)- сдача во временное пользование имущества с периодической оплатой его стоимости; выдача оборудования напрокат.