«Урок жизни в рассказе о войне» (по рассказу А.Адамовича «Немой»)
Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on чт, 20/05/2010 - 14:37
1.Вступление.
Великая Отечественная война для российской литературы - богатейший источник художественного познания эпохи и человеческих характеров. К этой теме обращались и продолжают обращаться писатели разных поколений - М. Шолохов и Л. Соболев,
К. Симонов и О. Берггольц, Ю. Бондарев и О. Гончар, А. Адамович и Д. Гранин,
В. Кондратьев, В. Астафьев, В. Воробьев, Г. Владимов и другие.
Давайте вспомним произведения о Великой Отечественной войне, которые произвели на вас особенно сильное впечатление. Это могут быть небольшие по объёму, но обязательно глубокие по содержанию и значительные по эмоциональному воздействию на читателей стихотворные и прозаические произведения.
(Учащиеся могут назвать известные им по курсу литературы, по урокам внеклассного чтения и самостоятельно прочитанные произведения).
Мне кажется, ребята, что новым для большинства из вас будет имя белорусского писателя и общественного деятеля Алеся Адамовича, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Великой Отечественной войной.
2.Краткий обзор жизненного и творческого пути писателя. (Рассказ учителя или подготовленного ученика)
Почему я решила привлечь ваше внимание к этому имени?
Во-первых, потому, что известный писатель стоит в ряду крупнейших мастеров прозы о войне. Несколько десятилетий назад его имя звучало очень громко, его книги были явлением в литературе.
Во-вторых, на меня произвело сильное впечатление одно из последних произведений А.Адамовича о Великой Отечественной войне, и я не могу не поделиться с вами этим впечатлением. Мне хочется, чтобы вы взглянули на войну другими глазами, увидели её в новом ракурсе, а после нашей беседы постарались ответить на следующие вопросы:
(их можно написать на доске)
Чем это произведение отличается от других прочитанных вами произведений о войне?
Как вы думаете, стóит ли сегодня обращаться к теме Великой Отечественной войны, ведь написано уже немало?
Итак, Алесь Адамович. Свидетель войны, участник войны, человек мира.
Писатель Алесь Адамович известен широкому читателю такими книгами, как «Хатынская повесть», «Каратели», роман «Сыновья уходят в бой», «Блокадная книга», написанная совместно с Даниилом Граниным. Он печатался в «Литературной газете», журналах «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Грани». Его произведения переведены на два десятка языков, многие из них экранизированы.
1970-1973 годы. Вместе с Янком Брылем и Владимиром Колесником они объехали с магнитофоном всю Беларусь, побывали в сотнях сожженных деревень, опросили и записали более трехсот свидетелей военной трагедии, рассказы которых и легли в основу документальной книги "Я из огненной деревни".
Ко времени перестройки Алеся Адамовича уже знали и как сценариста одного из самых страшных фильмов о войне: в 1985 году на экраны вышла картина «Иди и смотри», рассказывающая о сожженной дотла вместе со всеми жителями белорусской деревне.
А в1993 году в 12 номере журнала «Знамя» был опубликован рассказ «Немой» с подзаголовком «Быль» и эпиграфом на немецком языке
"ICH WERDE DICH SCHOTZEN"
"Я тебя защищу" (нем.).
4.Знакомство с рассказом А.Адамовича «Немой»
Композиция рассказа напоминает нам известные произведения мировой и русской литературы, в которых переплетаются разные временные пласты, автор делится с читателем своими мыслями, свободно обращается с категорией времени и находит нечто общее, важное для людей во все времена.
Экспозиция – это размышление писателя о национальных и политических проблемах, конфликтах, всё чаще возникающих в странах ближнего зарубежья. Он не может относиться к происходящему равнодушно. Чтобы убедить в существовании выхода из складывающейся тревожной ситуации, А.Адамович ищет примеры в истории (что не ново для нашей литературы).
Идёт Великая Отечественная война. Белоруссия. Деревня с очень мирным названием Петухи. В деревне расположилась немецкая часть. Ведут себя непрошенные гости довольно сдержанно, почти культурно. Успокоенные жители не подозревают, что немцы ожидают сигнала о начале акции по уничтожению деревни вместе с населением.
В доме, где они поселились, хозяйничают две женщины- «старуха» и её дочь Полина.
(Презентация 2. Слайд 3)
Можно ли предугадать дальнейшее развитие событий?
Наверное, вы согласитесь, что они предсказуемы. Но не забывайте, что идёт война, а молодые люди – представители враждующих сторон. Как же описывает автор зарождение отношений между Полиной и Францем?
(Презентация 2.Слайд 4)
Отойдём на минуту от Полины и вернёмся к напарнику Франца - немцу Отто. Два солдата одной армии- молодой и старый. Только ли этим они различаются? Через некоторое время пути их разойдутся. Почему? Объяснение этому можно найти в словах автора.
(Презентация 2.Слайд5)
Какой вы можете сделать вывод? Кто играет важную роль в становлении личности молодого человека?
(Семья и книги, точнее, русская классика в лице Ф.М.Достоевского)
Актуальна ли эта мысль на сегодняшний день?
( Несомненно)
Я думаю, вы уже обратили внимание на своеобразие повествовательной манеры писателя, на язык его произведения. Как бы вы его охарактеризовали?
(Близкий к разговорному, незамысловатый, проявляются юмор, насмешка,
передаются особенности народной речи, отсутствует наигранная патетика).
Уже на первых страницах рассказа автор проявил себя как мастер детали. Это и деталь в портрете немца Отто; в начале рассказа мы видим его глазами молодых людей: «Так его жалко- с его тусклыми, безразличными глазами, индюшачьей морщинистой шеей». Через несколько страниц, в сцене карательной операции, говоря об Отто, автор упоминает его «морщинистую шею стервятника». Добавлено всего одно слово, и перед нами уже не вызывающий сочувствие больной человек, а злобный, внушающий отвращение, жестокий враг.
А как умело в сцене трагического утра деревни А.Адамович проводит по тексту символ чистоты, мирной жизни – молоко!
( Презентация 2. Слайд 6)
Этот образ помогает передать и протяжённость эпизода во времени, и его напряжённую настороженность, и трагедию рухнувшего в одну секунду мира.
Как же разойдутся дороги двух солдат? В какую сторону направит дуло автомата юный Франц? Мучительная борьба в душе Франца заставляет и читателя напряжённо ожидать развязки.
(Презентация 2. Слайд 7)
Итак, выбор сделан. Первая часть рассказа завершается описанием трагедии. В масштабах одной деревни автор передал трагическую историю Белоруссии, своей многострадальной родины. 65 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, но историки продолжают подсчитывать и пересчитывать потери. Знаете ли вы, как пострадала Белоруссия от фашистов? (Возможно, учащиеся вспомнят известные им факты из истории)
(Презентация 2.Слайд 8)
Беда прошла по всей белорусской земле. Кругом пожары и пепелища, голодные и бездомные, убитые и раненые. А эти двое вопреки всему и всем оказались на пороге новой жизни. Как же найти в этом тревожном мире место двум таким разным людям: белорусской девушке, потерявшей дом, схоронившей мать, которая не перенесла потери родной деревни, близких ей людей, и молодому немцу, пришедшему на чужую землю, чтобы убивать, но нашедшему здесь свою неожиданную любовь?
Начинаются скитания двух молодых людей по горящей земле. Им некому довериться: двоякое положение Франца заставляет его притвориться немым. И появляется традиционный для русской литературы мотив дороги.
(Презентация 2. Слайд 9)
Судьба готовит беглецам всё новые и новые испытания. Убегая от власовцев, Франц получает тяжёлое ранение.
(Презентация 2. Слайд 10)
Предположите, как восприняли рассказ Полины беженцы.
(Возможные ответы: осудили её за то, что ведёт с собой и спасает немца, врага;
посоветовали прогнать Франца; не поверили её рассказу;
одобрили поступок Полины и др.)
Наверное, последнее предположение звучит нереальнее других, необъяснимо с точки зрения логики, однако Францу разрешили остаться среди крестьян-беженцев.
(Презентация 2 .Слайд 11)
Теперь мы видим жизнь беженцев его глазами, глазами автора, переплетаются рассуждения писателя, размышления Франца, и всё же последнее слово - за автором.
Это он даёт оценку поведению персонажей («Полина правильно сделала, что замолчала»)
Это автор достоверно передаёт чувства и мысли молодой женщины, понявшей, что вскоре она должна стать матерью.
Это именно автор, сравнивая поведение героев, не стесняясь, показывает превосходство Полины во всём: и в сообразительности, и в выносливости, и в ответственности за себя и за близкого человека.
Перед нами два человека одного возраста. На чём сосредоточил своё внимание автор, изображая Франца, описывая его поведение?
Франц много размышляет о жизни. Он постоянно сравнивает своё представление о земле, где оказался, о народе, с которым свела его судьба, - представление, полученное из книг и рассказов отца,- с настоящей жизнью. Он делает для себя открытия, недоумевает, удивляется, приобретает жизненный опыт, взрослеет.
А какова Полина? Она живёт на своей земле, общается с родным народом, в своём спутнике она не видит представителя другой нации. Он для неё обыкновенный сверстник, похожий на деревенских паренёк, поэтому Полина живёт, думая о завтрашнем дне, о будущем ребёнке, о возвращении домой. Она уже взрослый человек, по крайней мере, в ответственные моменты она проявляет бóльшую находчивость, решительность и самоотверженность.
Как вы думаете, чем закончилась история Полины и Франца?
(Выслушать предположения учащихся )
Они прошли много испытаний, вернулись в деревню Петухи: молодая мать с изуродованным взрывом лицом и всегда молчащий немец с ребёнком на руках. Через некоторое время отца Полины, жившего с ними, арестовывает МГБ. Мирная спокойная жизнь никак не установится.
( Презентация 2. Слайд 12 )
Момент, когда Франц заговорит, всё же наступит. Но настоящего конца этой истории мы так и не узнаем.
( Презентация 2. Слайд 13)
Грустная история? Не правда ли? А почему?
Ведь, несмотря ни на что, герои остались живы, сохранили любовь, свою семью, растят детей.
(Выслушать мнение учащихся)
Наверное, одной из важных причин этого грустного впечатления является фон, на котором разворачивались события,- война. Это время, когда обостряются все чувства: и ненависть, и человеколюбие, и презрение, и любовь, и понимание, и отзывчивость.
Когда читаешь о такой любви, как у Франца и Полины, очень хочется, чтобы всё закончилось счастливо. Но было бы это правдой? Много ли примеров этому даёт литература? Сразу и не вспомнишь. Скорее придёт на память печальная история Ромео и Джульетты. А.Адамович не из тех писателей, что приукрашивают действительность, поэтому его произведения порой выглядят страшными, даже жестокими для тех, кто не видел ничего подобного своими глазами.
5.Подведение итогов.
Ребята, подводя итоги, давайте попробуем определить тему этого произведения.
( Возможны варианты:
Война и человеческие чувства,
Любовь на войне.
Трагедия человека на войне.
Любовь как сила, противостоящая ненависти.
Любовь как объединяющее людей начало и т.д.)
Чтобы понять, зачем всё-таки автор вновь обратился к военному времени, давайте перечитаем уже знакомые строки из первой части рассказа «Немой»
(Презентация 2. Слайд 14)
Как теперь вы ответите на вопрос: с какой целью А.Адамович рассказал нам историю любви белорусской девушки и немецкого солдата во время самой жестокой войны, которую вело человечество?
(Выслушать ответы учащихся)
А вот как он сам сформулировал идею рассказа: задача всех людей на земле, вне веры, вне национальности, быть, прежде всего, братьями друг другу в любой ситуации.
Не случайно юбилейный вечер в Минске, посвящённый 80-летию писателя, был назван «Человек мира…» Мир как главное и необходимое условие существования человечества на Земле - вот что заботило А.Адамовича. Всю свою сознательную жизнь он посвятил борьбе за мир.
И рассказ о молодых людях – это не просто ещё одна, достаточно трагическая история любви. Через неё автор как бы говорит нам : посмотрите, если даже на той страшной войне человеколюбие, сочувствие, понимание нашли отклик в душе потенциального врага, если этот враг переступает через предрассудки своего сознания и делает шаг навстречу, если между людьми, говорящими на разных языках, оказались возможными чувства симпатии, взаимопонимания, так почему же сегодня порой вспыхивает вражда даже между теми, кто говорит на одном языке? Так не должно быть. История Франца и Полины - это урок не только отдельным людям, это урок и народам. Они учат нас заботиться и понимать, прощать и любить, оберегать и верить.
Давайте вернёмся к тем вопросам, которые я сформулировала для вас в начале
урока. Попробуйте на них ответить.
Чем это произведение отличается от других прочитанных вами произведений
о войне?
Как вы думаете, стóит ли сегодня обращаться к теме Великой Отечественной
войны, ведь написано уже немало?
(Выслушать ответы учащихся)
Надеюсь, что сегодняшний разговор о войне и о любви вам запомнится. Думаю, многим захочется самим прочитать рассказ А.Адамовича. Возможно, вы обратитесь и к другим произведениям этого автора.
Да, тема войны сложна и особенно ответственна для писателей, нельзя покривить душой, всякая фальшь заметна сразу. Всё меньше остаётся тех, для кого война была не просто Отечественной, но и их собственной. Только они могут правдиво рассказать, как всё было на самом деле, какими были люди, какими были их чувства и поступки, что могло произойти и что происходило на той войне. Прислушайтесь к их словам!
(Оценивание работы учащихся на уроке)
6.Домашнее задание.
1.Прочитайте рассказ А.Адамовича «Немой»
2.Напишите сочинение – рассуждение на одну из тем.
Для учащихся 9 класса:
1.Какой я представляю себе войну по рассказу А.Адамовича?
2.Почему А.Адамовича называли «человеком мира»?
Для учащихся 11 класса:
1.Как вы думаете, какие факторы и события особенно сильно повлияли на
формирование характера Франца?
2. В чём актуальность рассказа для нашего времени?