Обобщающее повторение по теме «Южные материки Земли»
Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on чт, 20/05/2010 - 15:38
Класс делится на две команды. Вводится элемент соревнования. Урок делится на этапы, состоящие из различных заданий. За каждый этап команды получают баллы, которые фиксируются в листе учета знаний.
Презентация
Слайд 1
Итак, ребята, мы исследовали четыре континента. За это время вы узнали много нового, интересного и удивительного о Южных материках нашей планеты. Сегодня у нас особенный урок. Мы отправляемся с вами в путешествие по Южным материкам.
Слайд 2
Цели нашего урока:
Повторить изученный материал по Южным материкам;
Выявить общие географические черты присущие Южным материкам;
Продолжать отрабатывать умение работать с географическими картами;
Применять полученные знания в исследовательской деятельности;
Развивать умение работать в группе.
Слайд 3
Разминка.
Определите, о каких материках идет речь? Определите, есть ли географические ошибки в прозвучавшем отрывке. Назовите особенности каждого материка (учащиеся определяют материки и географическую ошибку в прозвучавшем фрагменте об Африке).
Это самый сухой материк, осадков на нем выпадает в пять раз меньше, чем в Африке.
Это самый высокий материк планеты.
Это материк с самым большим числом жителей, живущих на высоте более 2 км. Этот континент один из самых древних цивилизаций мира.
4. Африку почти посередине пересекает экватор. Этот материк полностью расположен на восточном полушарии.
Слайд 4
Этап 1. Географическое положение.
Команды отвечают на вопросы.
1. Почему Африку, Австралию, Южную Америку и Антарктиду принято называть южными материками?
2. Какие одинаковые природные зоны имеются на данных материках?
Слайд 5
Задание “ Кто такой? Что такое?”
Учащиеся определяют по фотографиям животных и рассказывают, на каком материке они обитают, а также объясняют каждый термин.
Слайд 6, 7
Этап 2. История исследования материков.
Путешественники и мореплаватели были отважными людьми. Они открывали новые земли и целые материки, изучали природу, население, не боялись трудностей и лишений. Благодаря им мы узнали как велика и прекрасна наша Земля.
Вопрос для болельщиков. В каком порядке изучались южные материки учеными и исследователями? (Африка 1, Южная Америка 2, Австралия 3, Антарктида 4).
На слайде задание: на географической карте есть имена этих отважных мореплавателей и ученых. Определите географические объекты, названные именами этих людей, покажите и назовите их (фотографии Ф.Ф. Беллинсгаузена, А.Тасмана).
Слайд 8 Рельеф.
Этап 3. Рельеф Южных материков.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Что общего в рельефе Южных материков?
Почему Австралию называют “самым спокойным” в геологическом отношении материком планеты?
Слайд 9, 10 Климат
Этап 4. Проверь свои знания.
Герой романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта”, знаменитый географ Ж. Паганель, отличался удивительной рассеянностью. Собираясь в очередное путешествие, Паганель перепутал все климатограммы. Помогите ему разобраться с какого материка эти данные.
Учащиеся определяют по климатическим диаграммам тип климата.
Слайд 11 Внутренние воды.
Команды отвечают на вопросы.
Самая полноводная река планеты – Амазонка. Объясните почему?
Почему озеро Эйр меняет свои очертания? С каким озером его можно сравнить?
Чем озеро Титикака похоже на озеро Байкал?
Почему для жителей Африки р. Нил – божество?
Слайд 12 Природные зоны
Этап 5. “Где мы находимся?”
На слайде появляется фрагмент природной зоны. Учащиеся должны определить название природной зоны материка и объяснить свою точку зрения.
Слайд 13, 14
На слайдах изображены представители животного и растительного мира Южных материков. Учащиеся должны назвать их, сказать на каких материках и природных зонах их можно встретить.
Слайд 15
Презентация проекта учащихся "Самое интересное на материке"
Учащиеся представляют свою работу, используя знания, полученные на уроках географии.
Слайд 16
II. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.