Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Строение и работа сердца

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on чт, 20/05/2010 - 16:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Силакова Елена Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ №1 р.п. Степное учитель биологии
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Цели урока: -изучить строение сердца; -раскрыть связь строения сердца с функциями; - познакомить с понятиями «сердечный цикл», «автоматизм сердца»; - показать связь нервной и гуморальной регуляции работы сердца. Задачи урока. 1. Образовательные: -продолжить формирование у учащихся анатомо-физиологические понятия о системе органов кровообращения, о строении и функциях сердца; -развивать у учащихся известные им понятия о мышечной ткани, нервной и гуморальной регуляции деятельности организма; -формировать у учащихся гигиенические понятия: о гигиене органов кровообращения, о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний; -развивать общебиологические понятия у учащихся о клеточном строении организма, о взаимосвязи строения и функций органов ( сердца и нервной системы, гуморальной системы); -развивать учащихся умения работать с текстом, тестами, готовить сообщения, обосновывать гигиенические правила. 2.Воспитательные: -показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение физиологии сердца ; -убеждать учащихся в необходимости и возможности каждому на основе условных рефлексов сознательно вырабатывать у себя полезные привычки правильного поведения; -разъяснять правила гигиены сердечно-сосудистой системы. 3.Развивающие: -продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления и применения знаний для научного объяснения физиологических явлений и гигиенических правил.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

мультимедийная  презентация по теме урока, рабочие листы учащихся с опорными конспектами и таблицами, тестовые задания, муляж сердца

Краткое описание: 
Данный урок подготовлен для учащихся 8 классов, обучающихся по УМК по биологическому образованию для основной школы под редакцией В.В. Пасечника. Программный материал изучается по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н. Беляева « Биология. Человек. 8 класс», изд. «Дрофа». Урок « Строение и работа сердца» - третий урок в теме « Кровеносная и лимфатическая системы». Урок начинается с проверки знаний учащихся. При этом учащиеся работают по заданиям 3 типов : 1 вариант работает с тестами, 2 вариант- с терминами ( дать пояснения), 4 учащихся ( по выбору учителя) работают с дидактическим материалом. По окончанию работы с тестами проводится самопроверка и оценивание задания. Изучение нового материала основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении курса зоологии. Материал урока имеет практическое значение для каждого ученика, т.к. содержит информацию об анатомии, физиологии и гигиене сердца. При планировании урока старалась использовать все положительные качества учащихся: самостоятельность, инициативность, умение пользоваться дополнительной литературой и орг. техникой.

1.Организационный момент.

 

2.Проверка знаний

1) тестовый контроль знаний – фронтально (тесты в приложении),

2)работа с терминами( слайд № 2  )

3) работа с дидактическим материалом по индивидуальным карточкам – 4 учащихся

( задания прилагаются).

4) самопроверка тестов ( слайд № 3), проверка работ по индивидуальным карточкам.

 

3.Изучение нового материала.

 

1). Сообщение учащимся темы и задач урока.( слайд № 4,5 6,7)

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся со строением и работой сердца  .

 

Эпиграф урока: « Сердце не просто полый орган, состоящий из двух параллельно работающих мышечных насосов, качающих кровь по всему организму. Во все времена и во всех культурах оно было символом мужества, широты натуры, человеческого сострадания и , конечно, любви".

 Слайд №5                                                                                                           Г. Герхардт.

 

2)Строение сердца ( объяснение учителя с использованием слайда №8, 9)

А) расположение в организме и внешнее строение.

 Слово « сердце» происходит от слова « середина». Сердце находится в середине груди между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины.

   Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака. Сердце не случайно называют полым мускульным мешком. Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани. Средний- миокард- мощный мышечный слой. Внутренний слой состоит из эпителиальной ткани. Сердце имеет те же слои, что и сосуды.

 Сердце находится в соединительнотканном «мешке», который называется околосердечной сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Кроме того, внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение сердца о стенки сердечной сумки.

 

Б) внутреннее строение сердца ( демонстрация слайда №10-12).

Сердце человека разделено сплошной  перегородкой на левую и правую части.

 Каждая из них состоит из предсердия и желудочка. Между ними находится по створчатому клапану. Сухожильные нити, прикрепленные к сосочковым мышцам, связывают клапаны с дном желудочков и не дают им вывернуться в сторону предсердий . При сокращении желудочков створчатые клапаны закрываются, и кровь в предсердия попасть не может. Из левого желудочка кровь поступает в аорту, из правого желудочка- в легочную артерию. Между желудочками и этими артериями имеются полулунные клапаны. Они препятствуют возвращению крови из артерий в желудочки . Поэтому кровь движется в одном направлении.

 

3) Сердечный цикл ( слайды№13,15,16)

Постановка проблемного вопроса: « Почему сердце способно работать в течении всей жизни не останавливаясь?»

Ребята, чтобы вы смогли ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать с текстом учебника на стр. 112, статья «Сердечный цикл» и заполнить таблицу в рабочих листах.

Обсуждение вопроса и проверка заполнения таблицы на интерактивной доске( проецирование слайда с таблицей   на доску, работа учащегося у доски).

Формулирование вывода: сердце ритмически сокращается и расслабляется. Последовательность сердечного цикла: сокращение предсердий (0,1 сек.), затем желудочков(0,3 сек.), потом пауза (0,4 сек.). Поэтому сердце может работать всю жизнь без остановки.

 

4) Автоматизм сердца( сообщение учащегося « Регуляция сердечных сокращений», подготовленного по материалам книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека авт. И.Д. Зверев, демонстрация слайда №15 с изображением изолированного сердца лягушки).

 

5) Нервная регуляция работы сердца (демонстрация слайда №22-23)

Сердце обладает автоматизмом- сокращается под влиянием раздражений, возникающих в нем самом. Благодаря этому последовательность работы камер сердца сохраняется при любых условиях.  Но под влиянием внешних и внутренних причин интенсивность работы сердца может изменяться. Изменение частоты и силы сердечных сокращений происходит под влиянием импульсов центральной нервной системы и поступающих в кровь биологически активных веществ.

 От центральной нервной системы к сердцу подходят два нерва: парасимпатический ( блуждающий) и симпатический. Блуждающий нерв замедляет работу сердца, а симпатический ее ускоряет.

 

6) Гуморальная регуляция работы сердца ( демонстрация слайда №24-25  с пояснениями).

На интенсивность работы сердца влияют гормоны и другие органические и минеральные вещества. Так ион калия замедляет и ослабляет сердечную деятельность, а ион кальция ее ускоряет и усиливает, как и гормон надпочечников адреналин.

В организме работа сердца всегда находится под регулирующим влиянием центральной нервной системы и   гуморальных факторов. Физическая работа, эмоциональное состояние, умственное напряжение сказываются на работе сердца.

 

 

 

3. Закрепление материала.

1) работа с опорным конспектом ( краткое повторение содержания новой тему по опорному конспекту с использованием слайда № 26-27 и рабочих листов).

2) тестирование учащихся( слайды № 28-31).

 

4. Домашнее задание ( слайд № 32).

П. 22, опорный конспект.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему « Нарушения артериального давления».

 

5. Подведение итогов урока.

 

Приложения.

 

 

 

 

Тестовый контроль знаний.

Выберите и запишите правильные ответы.

 

  1. Какие три типа жидкостей составляют внутреннюю среду организма?

А. Межклеточная жидкость                          Г. Лимфа

Б. Плазма                                                        Д. Кровь

В. Сыворотка                                                  Е.  Вода

 

 

 

     2.Что относится к жидкой части крови? ( см. ответы на 1 в. ).

 

3. Что обладает свойством присоединять и отдавать кислород?

А. Поваренная соль                                         Д. Антитела

Б. Фибрин                                                         Е.  Соли кальция

В. Гемоглобин                                                 Ж.. Лейкоциты.

Г. Фибриноген.

 

4. Что участвует в свертывании крови? ( см. ответы на 3 в. )

 

5. Какие компоненты крови отвечают за иммунную реакцию организма?

А.Эритроциты                                                 Д. Лейкоциты

Б. Тромбоциты                                                 Е. Гемоглобин

В. Фибрин                                                        Ж.. Антитела.

Г. Фибриноген

 

6. Какие особенности строения  характерны для эритроцитов, и какие функции они выполняют?

А.Ядра нет                                                       Д. Плоская круглая форма

Б. Движутся ложноножками,                         Е. Транспортируют кислород

меняют форму                                                 Ж.. Уничтожают бактерии.

В. Содержат гемоглобин

Г.Есть ядро

 

7.Какие особенности строения характерны для эритроцитов, и какие функции они выполняют? ( см. ответы на 6 в. )

 

8. От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?

А. От всех без исключения                             Г. От сердечно-сосудистых заболеваний

Б. Только от инфекционных                           Д. Ни от каких не спасают.

В. От многих инфекционных заболеваний

 

9. Какие клетки и вещества транспортируют кислород ?

А. Плазма                                                            Д. Эритроциты

Б. Тромбоциты                                                   Е. Фибриноген

В. Лейкоциты                                                     Ж. Гемоглобин.

Г. Фибрин

 

10. Какие клетки крови осуществляют фагоцитоз? ( см. ответы на 9 в. ).

 

11.Дошкольник заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему сделано не было. Чем это можно объяснить?

А.У него естественный  врожденный иммунитет

Б.У него естественный приобретенный иммунитет

В. У него искусственный иммунитет

Г. У него есть тромбоциты

Д. У него есть эритроциты.

 

 

 

 Составлено на основе  Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по биологии 8 класс (2004 г.)

Программа: Программа по биологии для основной (6 - 11 кл.) общеобразовательной школы. Москва, «Дрофа» 2004 г. Авторский коллектив под руководством  В.В. Пасечника.

УМК:   учебник Колесов Д.В., Маш

            Р.Д. «Биология. Человек. 8 кл». – М.: Дрофа, 2006.-336 с.. 

  • Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
  • Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. Тематическое и поурочное планирование  учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8кл.» , М.: изд-во «Дрофа».
  • О.А. Пепеляева, И.В.Сунцова Поурочные разработки по биологии «Человек» -М. «ВАКО», 2005 г.

Список дополнительной литературы :

1.      А.В. Пименов, И.Н.Пименова Биология. Человек. В вопросах и ответах.- С: ИЦ «Добродея».,1997 г.

2.      А.В. Пименов «Биология. Эволюция, экология, человек. - С. изд-во СГАУ,2002 г.

3.      И.Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». – М. «Просвещение», 1983 г.

4.      А.Г. Хрипкова и др. «Физиология человека».- М. «Просвещение»,1971 г.

5.      В.С. Анисимов, Е.П. Бруновт, А.В. Реброва «Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека»- М.»Просвещение», 1987 г.

6.      Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА, -М.«Астрель»2009 г.

Электронные издания:

 

  1. Биология. Анатомия и физиология человека, М.- электронная библиотека «Просвешение».2005 г.
  2. А.В. Пименов Биология 8класс Презентации к урокам

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Имя.doc аннотация конкурснойработы.doc 30 KB
конкурсный урок.doc 59 KB
приложение к уроку Силакова Е.И..ppt 3.59 MB
приложение к слайду № 6.AVI 3.84 MB
приложение к слайду №18.wmv 257.49 KB
приложение к слайду №23.avi 1.52 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
"Информационные технологии в образовательном процессе"

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн