Официальный сайт teledu 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Куликовская битва

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Размещено: Рашид Рафаильевич Рахманкулов - чт, 20/05/2010 - 16:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Угольникова Елена Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ № 1 р.п. Степное учитель истории
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Цель урока: 
Обучающая: способствовать формированию представления о значении Куликовской битвы, влиянии данного события на дальнейший ход русской истории; создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Дмитрия Донского. Развивающая: содействовать развитию таких видов учебной деятельности как поиск, отбор и орга-низация информации; способствовать развитию навыков работы с различными источниками; форми-рованию информационной компетентности. Воспитательная: формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе данного историче-ского материала, а также умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые ЦОР: 

видеоролик

Краткое описание: 
В предмете отечественной истории имеются несколько типов учебного материала, кото-рые путём углублённого изучения их содержания и применения традиционных или инно-вационных методов обучения, способствуют развитию исторического мышления и пат-риотического воспитания учащихся. Основополагающей темой для воспитания патриотизма на уроке истории в 6 классе являются события, связанные с Куликовской битвой. Анализ исторических предпосылок и условий даёт возможность акцентировать вни-мание учащихся на следующих позициях: o политика первых московских князей, собиравших земли вокруг Москвы, не допус-кавших прямых набегов ордынцев в течение нескольких десятилетий, которая дала возможность укреплению экономики московского княжества; o роль митрополита Алексия и старца Сергия Радонежского в поддержке политики московских князей для борьбы с монголо-татарским игом; o историческая миссия русского народа, защитившая народы Европы от ордынского гнета. При изучении этого исторического периода ведётся работа не только с учебником истории, но и художественной литературой, например, повестью «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», дети пишут сообщения. Это позволяет раскрыть одну из сложных и интересных страниц истории Отечества 14 века, и ученики сами делают вывод, что на-каз Ивана Калиты своим детям и внукам: «Да свеча бы не угасла» актуален в России и се-годня. Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока оте-чественной истории необходимо применять комплекс приёмов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приёмам относится установление инте-гративных связей истории с такими предметами, как литература и музыка. На данном уроке возможно использование фонограммы кантаты А.Прокофьева «А.Невский» и «Русь под игом монголо – татар».

1. Русь и Орда накануне сражения

2. Подготовка к сражению

3. Сергий Радонежский

4. Ход сражения

5. Итоги

Туда! За Дон!... настало время!
Надежда наша - бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!"

 

Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь, на коне гремел.»

К. Ф. Рылеев "Димитрий Донской"

 


 

Учитель читает стихотворение на слайде и предлагает ученикам:

1) определить тему сегодняшнего урока.

2) определите для себя задачи урока.

Обобщает ответы детей и сообщает тему урока.

Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества, и даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого. Но в тоже время оптимизмом наполняются сердца от других воспоминаний и уроков истории, которыми восславили защитники свое Отечество, - это героические победы, выкованные храбростью, любовью к своей Родине, к своему народу. Об одном из таких событий мы сегодня и поговорим.

Итак, тема нашего урока «Куликовская битва» Обратите внимание, она сформулирована не полностью, к концу урока вы должны будете самостоятельно сформулировать тему в соответствии с вашими эмоциями, впечатлениями.

Сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.

В ходе урока мы должны выяснить, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (выделить причины победы русского войска).

В процессе работы подумайте над вопросом:

- По словам русского историка В. О. Ключевского «Московское государство родилось на Куликовом поле». Как вы понимаете эти слова? 

А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.

1. Русь и Орда накануне Куликовской битвы.

Дмитрий Донской. Прием «Я знаю» Ученики называют то, что знают о Дмитрии Донском: «Я знаю, что …»

 После смерти Ивана II в 1359г., оставившего  малолетнего сына Дмитрия, ярлык на великой княжение Владимирское удалось получить суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, но скоро (в 1362г.) стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен (за хорошее вознаграждение) для московского князя Дмитрия Ивановича. Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал вести энергичную и смелую политику. Он продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав своих владений Углич, Галич и Белоозеро и приобретя ряд новых городов с их округами… Он вел успешную борьбу со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, которые заключили союз с опасным противником Москвы великими князем Литовским Ольгердом… Но главной целью политики Дмитрия было объединение Руси.

Давайте запишем в тетрадь годы правление Дмитрия Донского 1359-1389г.

- Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы.

1. Русь и Орда накануне сражения.

Составить кластер. Дети в тетрадях вокруг ключевых слов «Орда» и «Русь» записывают свои знания и утверждения (на основе своих знаний, текста учебника, учебник – с.147 – 148, с.148, 1 – 4 абзацы)

Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы.

Золотая Орда

Русские земли

Начало усобиц – за 20 лет сменилось 25 ханов; Раздел Орды на западную и восточную;                      Слабость власти ханов                                                      Захват власти в западной части темником Мамаем; но ханом стать он не смог, т.к. не был потомкам Чингисхана. Поэтому он стремился доказать через завоевание Руси, что является продолжателем дела Чингисхана и Батыя

 

               

Дмитрий Иванович перестал выполнять требования Золотой Орды.                                           Князь становился защитником русских земель.   Он увеличил дружину.                                                 Заключил военные соглашения с другими князьями.                                                                                  В 1377 году московско – нижегородская рать совершила поход в ордынские земли и взяла с них большой выкуп.                                                           В 1378 году князь разгромил ордынцев на реке Воже.

- Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси?

- Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича?

Цель Дмитрия Ивановича – отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо – татарами, защитить Русь от нового нашествия.

Цель Мамая – повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул.

Вывод: впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении у реки Вожи. Эта битва поставила под сомнение власть Орды над Русью.

2. Подготовка к Куликовской битве.

Мамай не смог смириться с поражением. Это означало бы признание независимости Руси и потерю большой дани, которую выплачивали русские княжества.

- Познакомьтесь с отрывком из русской летописи и строками монгольской песни:

1. «Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «пойдем на русского князя и всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божьи спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».


 

2.

Вспомним, вспомним степи монгольские -

Голубой Керулен, Золотой Онон!


 

Сколько, сколько монгольским войском

Втоптано в пыль непокорных племен!

Мы бросим народам грозу и пламя,

Несущие смерть Чингиз – хана сыны!

Пески сорока пустынь за нами

Кровью трусов обагрены…


 

- Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи и словами монгольской песни?

- Что делать в этой ситуации русскому князю?

По всем городам русским зазвучали призывы московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской, обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

- Выяснить, как готовились к битве стороны. Работа с учебником (с.149 – 150).

Дмитрий Иванович

Мамай

Отказался платить дань Орде. Увеличил свою дружину, организовал ополчение. Заключил военные соглашения с другими князьями, которые прислали свои дружины. Организовал разведку. Представил борьбу с Ордой как общерусское дело. Итог: «от начало такой силы русской не бывало».

Собрал огромное войско из ордынцев и подчиненных народов Поволжья и Кавказа. Нанял военные отряды из Западной Европы. Заручился союзом с Великим княжеством Литовским и Рязанским княжеством. Итог: войско от 100 до 150 тысяч человек.

- Найдите общее в подготовке Москвы и Орды.

3. Сергий Радонежский.

Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу.

В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

- Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского. (Каково значение деятельности С.Р)  Церковь всегда стремилась к единству русских земель, народа, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву.

4. Ход сражения

В войско Мамая вошли полки подчиненных Орде народов Поволжья и Кавказа, а также нанятые за деньги военные отряды из Западной Европы. Союзниками Мамая стали Великое княжество Литовское и Рязанское княжество, которые обязались прислать ему свои отряды.

Мамай двигался навстречу великому литовскому князю Ягайло. Рязанский князь Олег Иванович скрепя сердце пошел на помощь Мамаю, ведь его земля граничила с Ордой и первой могла подвергнуться нашествию. Он не спешил отправлять свою дружину к Мамаю и постоянно сообщал Дмитрию о движении ордынцев. Московский князь в свою очередь наказывал своим воинам, чтобы при движении по Рязанской земле «да никто же не прикоснется к единому волосу земли их».

Дмитрий выступил навстречу татарам. Сплотив под своими знаменами силы почти всех земель Северо-Восточной Руси (кроме Тверской и Нижегородско – Суздальской; противоречивы сведения об участии в ополчении новгородцев), поддерживаемый двумя братьями Ягайло (Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским) перешел Дон, чтобы не дать возможности соединиться союзникам. Кроме того, этим действием он отрезал возможные пути отступления русских войск и продемонстрировал готовность сражаться до последнего.

Мамай не спешил, ожидая прихода литовских войск, русские войска же торопились опередить противников, чтобы не дать им соединиться. 20 августа 1380 года русское войско выступило из Коломны, обойдя земли Рязани, 5 сентября вышли к устью реки Непрядвы. 6 сентября состоялся военный совет, чтобы выработать план военных действий. Среди присутствующих князей и воевод  мнения разделились:

- часть: перейти Дон и на южном берегу сразиться с противником;

- часть: оставаться на северном берегу Дона и ждать нападения врага.

Но окончательное решение было за князем Дмитрием. Он сказал: «Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше не выходить против врага, чем придя и, ничего не сделав, возвратиться обратно. Перейдем сегодня все за Дон и там положим головы свои, за православную веру и братью нашу». Дмитрий сам выбрал местность для сражения – Куликово поле.

- Работа по карте с.152.

Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем его преимущество?

С трех сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва

За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить общий резерв и частично засадный полк. По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а местность дл конницы противника – 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров).

В таких условиях русское войско вынуждено будет сражаться до последнего вздоха – отступать за реку станет невозможно.

- Как расположил свои войска князь Дмитрий на поле битвы?    

Дмитрий стал строить войска таким образом, чтобы не дать монголам использовать свою грозную конницу.

Он расположил свои войска в следующем порядке: в центре он поставил большой полк, впереди — передовой полк, по флангам - полки правой и левой руки, а за полком левой руки, в лесу, — засадный полк. Во главе засадного полка великий князь поставил своего самого опытного полководца Дмитрия Боброка Волынского и своего двоюродного брата Владимира Андреевича, удельного князя серпуховского и боровского.

 Дмитрий решил упорной обороной передового и большого полков измотать основные силы врага, а затем ударами полков правой и левой руки и засадного полка завершить разгром ордынцев. Такое расположение русских войск затрудняло маневр конницы Мамая. Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого ратника, стал в ряды воинов большого полка.

- Анимированная карта.

- В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

- Засадный полк, который повлиял на исход дела, пригодное для битвы место на Куликовом поле, т.к. на нешироком, зажатом с двух сторон лесами и оврагами поле татарская конница лишалась наступательных достоинств, татары вынуждены принимать фронтальный бой, в таком бою русские были увереннее и упорнее своих восточных противников.

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русская армия перешла Дон, уничтожив переправы, тем самым, отрезав себе путь к отступлению. Это говорило о том, что князь Дмитрий готовится к решительному сражению... День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы.

Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь. Около 11 часов, когда туман начал понемногу рассеиваться, стало видно, как рати стеной стояли друг против друга. В этой битве не участвовали ни Ягайло, ни Олег, они были в одном дне пути, когда битва уже началась.

По преданию, бой начали поединком богатырей. Из полков выехали единоборцы: со стороны русских - Пересвет, а со стороны татар - Челубей. Их поединок был недолог - сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.

- А сейчас, прослушайте небольшой рассказ о ходе этого сражения. (см. приложения: анимированная карта «Куликовская битва»)


 

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.


 

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу». Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.

Назовите причины победы русских войск:

1. Полководческое искусство Дмитрия Донского

2.Патриотизм русских воинов

3. Объединение части русских княжеств.

Первичное закрепление. Перед Вами фрагменты выдающегося произведения древнерусской литературы « Сказание о Мамаевом побоище». Подберите текст к слайдам так, чтобы он отражал содержание иллюстрации (см. приложения).

Победа русского войска под командованием великого князя Дмитрия над ордынским войском была полной и блестящей. В честь этой победы народ прозвал Дмитрия - Донским, князя Владимира - Храбрым. Как вы думаете, за какие заслуги Владимир получил свое прозвище?

Работа с документом. Познакомимся с мнением историка Карамзина о Дмитрии Донском. Читают отрывок из сочинений Н.М. Карамзина и отвечают на вопрос.

«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

Вопрос. Почему Н. М. Карамзин ставит в один ряд с Дмитрием Донским Александра Невского и Владимира Мономаха?

3. Значение Куликовской битвы.

Прием «Архивариус»

Работа в группах: определение значения Куликовской битвы с разных позиций

Делим учеников на 3 группы.

Попробуйте определить значение Куликовской битвы

1) с позиции ордынцев,

2) с позиции Дмитрия Донского  

3) с позиции русского народа.

Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань.

Так каково же тогда значение Куликовской битвы? (отвечают)

1.      Битва имела огромное политическое и психологическое значение:

  1. еще более подняла значение Москвы как центра объединения русских земель.
  2. вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы.
  3. впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.
  4. разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси.

Вернемся к проблемному вопросу, как вы понимаете слова Карамзина о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле:

1.Битва подорвала могущество Золотой Орды и ускорило ее распад

2.Поднялся авторитет Московского княжества как собирателя русских земель

3.Победа способствовала росту и объединению русского государства.

4. Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья – защитников земли Русской.

Закрепление. Кроссворд «Куликовская битва».

Итак, подведем итог.

Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.

Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков...

Давайте дадим имя сегодняшнему уроку (предложения учащихся): «Куликовская битва - поле русской славы»; день воинской славы; сила русского духа; торжество мужества…

Большое спасибо вам, ребята! За то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой и сердцем. А это дорогого стоит.

Рефлексия. В результате урока «Куликовская битва

МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:


 

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных чувства:

Три самых важных качества:

 

Прикрепленный файл Размер
методическое обеспечение.doc 43 Кбайт
куликовская битва - современный урок.doc 88 Кбайт
Куликовская битва – 8 сентября 1380 год.ppt 4.27 Мбайт
п - 1.doc 33 Кбайт
источники.doc 63 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
"Информационные технологии в образовательном процессе"

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн