Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Применение технологии критического мышления в коррекционных классах VIII вида. Урок по рассказу Л.Толстого « Бедные люди». .

Фото пользователя Фёдор Киприянович Чернов
Submitted by Фёдор Киприянович Чернов on Wed, 26/05/2010 - 23:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чернов Фёдор Киприянович
Место работы, должность: 
учитель-дефектолог, Рыбно-Слободская сош №2
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
Стимулирование дискуссии; свободного высказывания своих взглядов учащимися; вдумчивое чтение текста. Конкретные цели при анализе текста определяем совместно со школьниками. Вступление.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемая методическая литература: 


 1.Лебедев И.Е. Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания. НПО «Образовательные технологии», Казань, 2002.
2.Петрова В.Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной
деятельности умственно отсталых учащихся.// Эмоционально-волевые
процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей.
Сборник научных трудов. Научное объединение «Компенс-Центр». М.
1993.
3.Сорокина Н.К. Особенности нравственной оценки поступков литературных
героев умственно отсталыми учащимися младшего школьного возраста.//
Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно
отсталых детей. Сборник научных трудов. Научное объединение «Компенс-Центр». М. 1993.
4.Стил Дж. Л., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Www. ippk. Ru /metod mater./
5.Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации
произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших
классов.// Дефектология. 2003. №2.
 6.Шатова Е.Г. Применение алгоритмов в обучении орфографии. Нерешённые вопросы.// Русская словесность. 2004. №1.1 Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов.// Дефектология. 2003. №2. с.18


 

Краткое описание: 
Применение технологии критического мышления в коррекционных классах VIII вида. Применение при работе в коррекционных классах технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ), называемой иногда Активно-продуктивным чтением, на первый взгляд может показаться неоправданным, сама технология - слишком сложной для учеников с дефектами интеллекта. Однако мой опыт использования данной системы, пусть небольшой, дал положительные результаты. Умственная отсталость, как известно, представляет собой стойкое недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы. Нарушения же познавательной деятельности ведут к значительному недоразвитию личности. : Для умственно отсталых детей характерно замедленное восприятие, преобладание конкретного над абстрактлым, обобщённым. Им свойственно отсутствие самостоятельности в работе. Страдает у них аналитико-синтетическая деятельность, проблемой является научить их сравнивать, классифицировать. На уроке чтения ученикам коррекционных классов бывает трудно установить связь между частями текста. Тяжело даётся им осознание мотивов действий основных персонажей художественного произведения. Часто олигофрены не могут осмыслить, выделить существенные особенности произведения. Л.С. Выготский отмечал, что при умственной отсталости в качестве вторичного синдрома чаще всего оказывается недоразвитие высших психических функций». Усилия учителей как раз и направлены на коррекцию и развитие этих функций во время учебного процесса. Одной из важнейших характеристик познавательной деятельности наших учеников служит произвольное внимание. На это указывают Ульенкова У.В. и Метиева Л.А. авторы статьи «Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов». Они подчеркивают, что «произвольное внимание выполняет функцию контроля в психической деятельности».1 Исходя из этого, они пишут следующее: «Его можно формировать, как и любое другое умственное действие, сначала в практическом плане, а затем в процессе его интериоризации перевести в умственный план. Внешний контроль, перешедшйй в контроль внутренний, т. е. самоконтроль, и есть произвольное внимание».1 Приёмы, используемые в технологии ЧПКМ, как раз способствуют концентрации внимания школьников, облегчают ученикам коррекционных классов усвоение знаний, выполнение трудных для них мыслительных операций, конкретизируют и делают более доступным учебный материал, развивая в то же время способность к обобщениям. ЧПКМ как содержательная техника реализации учебного процесса рассчитана на то, чтобы каждый ученик смог принять участие в работе, цель которой -проявление собственного опыта. Дети стимулируются к свободному высказыванию своих мнений о содержании произведения, приучаются не бояться того, что их мнение окажется неправильным. Доктор педагогических наук Шатова Е.Г. подчёркивает, что умственное развитие «связано как с накоплением ассоциаций, так и с накоплением хорошо «отработанных» и прочно закрепленных умственных приёмов».2 Накоплению ассоциаций и умственных приёмов эффективно содействует используемая мной технология. Содействуя коррекции и развитию наших воспитанников, ряд её приёмов позволяет осуществлять межпредметную интеграцию. Так, на уроке чтения попутно идёт повторение и закрепление материала по русскому языку, например, сведений о частях речи - в приёме «синквэйн» (по другому 5 строчек), подбор синонимов - в приёме «подбор кластеров (ячеек)», о чем будет сказано дальше. Чтение и письмо для развития критического мышления направлены на то, чтобы учащиеся не были пассивными на уроке, старались вникать в суть текста и заданий, воспринимали их личностно. Эта модель развивает самостоятельность школьников, она построена на основе партнёрских взаимоотношений между учителем и учениками, между детьми. Исследователь Сорокина Н.К. приводит данные о том, что только часть учеников начальных классов коррекционной школы в полной мере оценивают поступки литературных героев. Тем не менее она высказывает важное замечание: «Вместе с тем данные исследования говорят о том, что даже у той группы испытуемых, которая не смогла дать аргументированную оценку поведения героя, есть глобальное эмоциональное восприятие текстовой информация, что даёт основание предположить, что при условии взаимосвязи работы над информационным и эмоциональне - оценочным планами текста можно перевести нравственные понятия из зоны ближайшего в зону актуального развития умственно отсталых учеников младшего школьного возраста»3. Технология ЧПКМ как раз содействует взаимосвязи информации и эмоционального восприятия, к тому же она предполагает оценку учениками своих ощущений, выражение собственных сомнений. Речь в последней цитате шла о начальных классах. А вот что пишет об учениках старших классов коррекционных школ В.Г.Петрова: «По сравнению с учащимися младших классов старшеклассники более тонко характеризуют эмоции изображённых персонажей, используя при этом довольно болыное количество разнообразных слов, обозначающих различные по степени выраженности эмоции». 4В данном случае проводились эксперименты по исследованию восприятия умственно отсталыми картин художников. Но то же самое можно отнести и к восприятию ими литературных текстов. Таким образом, результаты исследований учёных свидетельствуют о том, что ученики коррекционных школ VIII вида способны анализировать тексты художественных произведений, давать оценку поведения их героев, характеризовать их. Технология ЧПКМ содействует коррекции и развитию их познавательной деятельности, нравственному воспитанию благодаря своеобразной структуре урока и разнообразным приёмам анализа, вызывающим интерес у школьников. «Чтение и письмо для развития критического мышления» разработали американские ученые Дж.Л.Стил, К. Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер. Они дают такое определение: «Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами .Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельныи навык или умение, а сочетание многих умении».5 Структура РКМЧП состоит из трёх этапов: 1.Вызов. 2.Реализация смысла. 3.Рефлексия. Татарстанский педагог И.Е.Лебедев, плодотворно использующий обсуждаемую технологию, определяет эту основу так: «Она позволяет ученикам самостоятельно определять цели обучения, активно осуществлять поиск информации и размышлять на стадий рефлексии о том, что они узнали на занятии». Привожу конспекты двух уроков чтения (литературы) в 9 коррекционном классе, подготовленных в соответствии с данной технологией.

 Урок по рассказу Л.Толстого « Бедные люди»  
   
  Используемый приём - чтение со стопами (остановками).
  Цели: Стимулирование дискуссии; свободного высказывания своих взглядов учащимися; вдумчивое чтение текста. Конкретные цели при анализе текста определяем совместно со школьниками.
  Вступление.
  1. Слово о писателе.
  Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он создал большой роман «Война и мир», другие замечательные романы и повести. В то же время он писал и небольшие рассказы и сказки. В 8 классе вы читали рассказ «После бала». Вспомните, почему главный герой произведения - молодой человек, пылко влюблённый, постепенно стал реже встречаться с любимой девушкой, а потом чувство его совсем исчезло?
  Ученики говорят, что это происходит после того, как он стал свидетелем расправы полковника - отца его возлюбленной над подчинённым солдатом.
  Задаю вопрос: -Каким был полковник по отношению к дочери?
  Нежным, внимательным, любящим.
  А каким он предстал во время наказания солдата?
  Суровым, злым, жестоким.
  Учитель:
  Оказывается, человек может нежно любить своё дитя и плохо относиться к
другим людям. Встречали вы таких людей в жизни? Некоторые ученики
отвечают утвердительно.
  Но всё -таки тех, кто по-доброму относится и к семье своей, и к другим людям,
надо думать, намного больше.
  Сейчас мы с вами все вместе будем читать рассказ
Л. Толстого «Бедные люди». Разделим его на 3 части. 1 часть заканчивается
словами «Сохрани его, Господи, спаси и помилуй! — говорит она и крестится».
  Пометьте конец 1 части карандашом. Итак, начнём.
  Текст 1 части.
  « В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны... На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух ещё огонь; на полке блестит посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро детей под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался ещё. Слышит рыбачка гул волн и рёв ветра. Жутко Жанне. Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа всё нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток всё нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный,- хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. «Ну да, слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается к буре. - Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!» - говорит она и крестится».
  Первая остановка! Прошу не смотреть в текст и ответить на следующие вопросы:
* Что вы видели и слышали?
* Что вы почувствовали, прочитав текст до 1 остановки?
* Что здесь надо понять?
 Учащиеся пытаются ответить на заданные вопросы, выразить свои чувства. Ответы получаются разные, неравноценные.
-- Какие приметы говорят о том, что это бедная семья?
Приводятся примеры из текста:
«...земляной пол, старый парус, старые часы; еле-еле кормятся. У ребяток нет обуви». Пища - ржаной хлеб и рыба.
- Как описана забота родителей о семье?
- С утра до вечера трудятся. В хижине тепло и уютно, в доме чистота и порядок. В
печи - огонь, блестит чистая посуда. Над кроватью - полог. Отец весь день в море
рыбачит.
  Предлагаю самим ученикам придумать ещё вопросы к этому отрывку. Учащиеся задают по очереди вопросы классу:
* Сколько детей в семье?
* Какая погода на море?
* Почему муж Жанны рыбачит в бурю?
* О чем думает Жанна?
  И даже такой вопрос: «Зачем она крестится»? После того, как подростки ответят, спрашиваю:
  - Как относятся муж и жена к своим детям и друг к другу?
  Школьники говорят, что супруги очень любят друг друга и своих детей, жалеют их, заботятся о них.
  Чтение до 2 остановки.
  Прочитаем второй отрывок, оканчивающийся предложением « И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати». Попробуйте при чтении представить картину происходящего. Текст 2 отрывка:
  «Спать ещё рано. Жанна встаёт, накидывает на голову толстый платок, зажигает фонарь и выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли, и горит ли лампа на маяке, не видать ли лодки мужа. Но на море ничего не видно. Ветер рвёт с неё платок и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна вспоминает о том, что она ещё с вечера хотела зайти проведать больную соседку. «Некому и приглядеть за ней», - подумала Жанна и постучала в дверь. Прислушалась... Никто не отвечает.
  «Плохое вдовье дело, - думает Жанна, стоя у порога. - Хоть и немного детей — двое, а всё одной обдумать надо. А тут ещё болезнь! Эх, плохое вдовье дело. Зайду, проведаю».
  Жанна постучала ещё и ещё. Никто не отвечал. - Эй, соседка! — крикнула Жанна. «Уж не случилось ли что», - подумала она и толкнула дверь.
  В избушке было сыро и холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, - это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно; как лежат только мёртвые... И тут же, недалеко от мёртвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощёких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, ещё успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко.
  Жанна снимает колыбельку с детьми и, закутав их платком, несёт домой. Сердце её сильно бьётся; она сама не знает, как и зачем она сделала это, но она знает, что не могла не сделать то, что сделала.
  Дома она кладёт непроснувшихся детей на кровать со своими детьми и торопливо задёргивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит её совесть. «Что-то скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек — мало ещё ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет ещё!.. И зачем было брать!.. Прибьёт он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!»
  Дверь скрипнула, будто кто вошёл. Жанна вздрогнула и приподнялась со стула.
  «Нет. Опять никого! Господи, и зачем я это сделала?.. Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати.
  Вторая остановка! Не глядя в текст, скажите:
* Почему в соседней избушке было сыро и холодно?
* Почему Жанна не могла не взять детей умершей соседки?
* Почему она после этого стала бояться мужа, ведь он её любит?
  Подростки при ответе на первый вопрос говорят, что Жанна не могла не взять соседних детей потому, что те могли бы погибнуть без матери. «Ей стало жалко их», - это мнение поддержали все.
  Учитель:
  - Этих детей можно было взять временно, а потом попробовать пристроить в
какой-нибудь приют или отдать в монастырь.
  - Почему Жанна решила взять их насовсем?
  Ученики:
  - Соседские дети хорошо знают их семью, а в семье жить всегда лучше.
  На вопрос о том, почему героиня рассказа стала бояться мужа, предлагаются такие ответы:
  - Она боялась, что муж её будет бить.
  - Ей было стыдно, что она взяла чужих детей без разрешения мужа.
  - У них своих детей пятеро, еле-еле их прокармливают, обуви у своих нет. Живут
они очень бедно, а двое чужих детей добавят забот. Жанна не знает, как на это
посмотрит её муж.
  Учитель: - Почему вы так думаете?
  Подростки доказывают свои мнения, ссылаясь на текст. Но если высказавшие два первых мнения приводят в доказательство отдельные слова, то автор третьего высказывания, уровень развития которого выше, опирается на контекст.
  Поддерживаю третье мнение, при этом обращаю внимание учащихся на то, что фраза «Точно мучит её совесть» означает «Как будто мучит её совесть». Здесь слово «точно» означает «словно, как будто». Соответственно голосом нужно выделять не это, а последнее слово в предложении.
  Совесть мучает тех, кто совершает дурные поступки, а потом жалеет об этом, раскаивается в сделанном. Но разве Жанна совершила что-то плохое?
  Ученики одобряют поступок героини. Сообща мы приходим к выводу, что Жанна чувствует ответственность перед своими детьми, обязанность отвечать за свои поступки перед мужем. Она такой человек, что не могла не взять сирот. Но положение в семье очень тяжёлое, и Жанна не знает, как супруг отнесётся к её решению, которая она приняла, не посоветовавшись с ним.
Чтение до 3 остановки.
  Читая, попытайтесь определить в тексте место высшего напряжения, то есть место, где волнение Жанны оказывается самым сильным, а потом становится ясно, как относится муж к её поступку.
Третий текст:
  «Дождь перестал; рассвело, но ветер гудит, и море ревёт по-прежнему.
  Вдруг дверь распахнулась, в комнату ворвалась струя свежего морского воздуха, и высокий смуглый рыбак, волоча за собой мокрые разорванные сети, входит в горницу со словами:
  - Вот и я, Жанна!
  - Ах, это ты! — говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него
глаза.
  - Ну, уж и ночка! Страх!
  - Да, да, погода была ужасная! Ну, а как ловля?
  - Дрянь, совсем дрянь! Ничего не поймал. Только сети разорвал. Плохо, плохо!.. Да, я тебе скажу, и погодка же была! Кажется, такой ночи и не запомню.
Какая там ловля! Слава богу, что жив домой добрался... Ну, а ты что тут
без меня делала?
  Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки.
  -Я? - сказала Жанна, бледнея. - Да что ж я... Сидела шила... Ветер так
завывал, что страшно становилось. Боялась я за тебя.
  -Да, да, - пробормотал муж, - погода чертовски скверная! Да что поделаешь!
Оба помолчали.
  - А знаешь, - сказала Жанна, - соседка-то Симон умерла.
  - ну?
  - И не знаю, когда; верно, ещё вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей - крошки...
Один ещё не говорит, а другой чуть начинает ползать...
  Жанна замолчала. Рыбак нахмурился: лицо его сделалось серьёзно, озабоченно.
  - Ну, дела! - проговорил он, почёсывая в затылке. - Ну, да что станешь делать! Придётся взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да
что уж, как-нибудь перебьёмся! Ступай же скорей!
 Но Жанна не двигалась с места.
 Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?
 Вот они, - сказала Жанна и отдёрнула полог.
Третья остановка!
  С каким настроением пришел домой рыбак?
  Почему?
  Учащиеся говорят, что рыбак был хмур. Недоволен, так как ничего не поймал в этот день, еле добрался до дому.
  - Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и
дело умолкает?
  Подростки отвечают, что она очень переживает, боится, как воспримет муж двух приёмышей.
  - Итак, где место высшего напряжения?
  Ученики указывают, что такое место - сообщение мужу о смерти соседки и его решение взять к ним сирот.
  - Почему же она молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?
  Может быть, она не рада этому? Ответы учеников:
  Нет, она рада, что муж решил сделать так же, как она.
  Зачем говорить, если можно показать?
  - Жанна молчит, потому что у неё пропал голос от радостного волнения.
Учитель:
  - Какова главная мысль рассказа?
Ученики:
  - Надо помогать людям, которые попали в беду, нужно проявлять жалость,
доброту, сочувствие.
  - Какими можно назвать Жанну и её мужа?
  Школьники называют героев рассказа добрыми, жалостливыми. Учитель:
  - Жанна и её муж проявили милосердие. Запишем это слово и его объяснение на доске и в тетрадях.
  «Милосердие» по словарю С.И. Ожегова означает « Готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия».
  Подберём синонимы, то есть близкие по смыслу слова. Запишем их: «жалость, сочувствие, сострадание, человеколюбие»... - Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов?
  Милосердие - не просто чувство, это стремление сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то. Надеюсь, вы тоже будете проявлять милосердие в своей жизни.
  Домашнее задание: прочитать рассказ И.А. Бунина «Танька».
   
Урок по рассказу И.А. Бунина «Танька».
1. Вызов.
  Сегодня мы будем обсуждать рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Танька». И.А. Бунин - замечательный писатель и поэт.
  Прочтём вступительную статью о нём в учебнике.
 
  А теперь подумайте:
  - Какие чувства испытывал Бунин в эмиграции? Ученики:
  Он испытывал тоску по Родине и своему народу, отчаяние от разлуки.
  Можно назвать его несчастным?
-Можно...
 
  Учитель:
  - Но ведь в статье упоминается, что Бунин ждал, искал счастье и находил его.
Как же могут сочетаться такие разные высказывания?
 
  Совместно с детьми мы определяем, где мог находить счастье писатель: это счастье от возможности создавать свои произведения, чувство счастья могло приходить во время творческого акта, это и мечта о том, что творчество его вернётся на Родину.
 
  2. Смысловая часть Сравним наши предположения с тем, что писал Бунин в стихотворении,
  отрывок из которого помещён во вступлении. Прочитаю стихотворение
  полностью.
  Так когда человек может испытывать счастье, по мнению автора?
  Он может испытывать счастье в следующих случаях:
  От любования природой,
  от общения с людьми,
  от новых ярких впечатлений,
  от любви к родным и друзьям.3. Рефлексия. Разбивка на кластеры (ячейки). Отметим на доске и в тетрадях всё, что вам известно о Бунине, впишем слова и выражения в отдельных ячейки:

Переход к анализу рассказа «Танька».
Вступление.
* О ком говорится в рассказе?
* Как живет Танькина семья?
* Почему Танька удивляется матери?
( Девочка не понимала выражения «кусок в горло не идёт».
Осенью удивляется, почему мать стала сама отправлять её на пруд играть вместо завтрака).
- Куда привёз её барин?
1. Вызов.
 Поговорим об этой крестьянской девочке Тане и о помещике Павле Антоновиче.
Разбивка на кластеры (ячейки) Впишем в ячейки, какая это девочка:


А теперь - сведения о Павле Антоновиче до встречи с этой девочкой:

  Почему вы вписали слово «строгий»?
  Ученики говорят о том, как барин отправил назад пешком возницу искать соскочивший по дороге с кнутовища кнут.
  А сколько времени прошло с момента их выезда из города?
  4 часа.
  Да, тяжеловато будет Егору идти пешком по зимней дороге. Наверное, действительно, Павла Антоновича можно назвать и жадным, и безжалостным к людям? Или всё-таки он не такой плохой?
  Подумайте, вспомните, что случилось потом, после того, как барин отправил работника назад.
  2.Обсуждение в группах. Осмысление.
 
  Применяю приём «зигзаг». Разделяю учеников на группы по 3 человека. Каждому присваивается порядковый номер. Делю оставшийся текст на 3 части. Каждый ученик работает только со своей частью текста. После окончания отведённого времени, достаточного для выполнения задания, первые номера садятся за стол к первым номерам, вторые - ко вторым, третьи - к третьим. Эти новые группы обсуждают прочитанный отрывок, разбирают все вопросы, которые могут возникнуть, выбирают наиболее приемлемые способы объяснения и подачи материала остальным членам группы.
  Завершив работу, эксперты возвращаются в свои группы и по очереди принимаются объяснять свой материал.
  Затем дают ответы.
 
  Школьники утверждают, что Павел Антонович не такой уж и злой человек. Более того, он раскрывается с хорошей стороны. В 1 части рассматриваемого отрывка мы узнаём, что он взял к себе домой в гости Таньку, напоил её чаем с молоком. Он ласково улыбался ей. Приводится фраза: «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он купал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка...»
 
  Во 2 части мы видим, как Павел Антонович водил девочку по всем комнатам, заводил часы, чтобы в них играла музыка. Он накормил её черносливом, никогда не виданным ею до этого, дал несколько кусков сахару. Хозяин поместья причесал её, подпоясал голубеньким пояском. Лицо у него стало доброе, радостное.
  В 3 части, в конце рассказа Павел Антонович поцеловал в голову задрёмывавшую Таньку и стал думать о ней и о других бедных детях, их родителях, которые живут впроголодь.
 
  Сделаем вывод. Павел Антонович - не злой человек. Скупым он стал потому, что пришлось поднимать хозяйство после потери денег до ещё после того, как крестьяне были освобождены от крепостной неволи. Угрюмым он стал после смерти жены и ссылки сына в Сибирь. Видимо, сын его был революционером, хотел, чтобы бедные крестьянские семьи не голодали, жили счастливо. А для этого он, как и другие революционеры, считал, что нужно изменить порядки, прогнать тех, кто правит в стране.
  Павел Антонович не всегда был нелюдимом, затворником. Таким его сделали несчастья. Но в тот день, видя радость его маленький гостьи, он сам стал другим -
  добрым и радостным.
 
 
  3.Рефлексия.
  - Счастлива ли была Танька в тот вечер? Прежде, чем ответить на этот вопрос, скажите, что нового вы узнаёте о Тане, как она себя ведёт в гостях?
  - Когда часы играли музыку, девочка хохотала и удивлялась. Она «тихо
улыбалась», когда хозяин дома ухаживал за ней.
  Каким можно назвать её настроение в тот вечер?
  Весёлым, приятным.
  И, наверное, счастливым?
  Значит, можно сказать, что Танька в тот вечер испытывала счастье. Среди тяжёлой убогой жизни и у неё бывают моменты счастья. Об этом писал в стихотворении И.Бунин. Он в этом стихотворении испытывает счастье от чтения книги, а ещё больше - от наблюдения за всем, что его окружает, от любования природой. А Таньке что приносит в этот вечер счастье?
  - Новые, яркие впечатления; общение с барином, его доброе отношение к ней.
Составим пять строчек, определим, какой была девочка и что означало для неё посещение усадьбы.

Вспомним рассказ Л. Толстого «Бедные люди». Там герой произведения проявили милосердие. Можно ли сказать, что милосердие проявляет Павел Антонович?
Учащиеся отвечают утвердительно.
- Следовательно, милосердными могут быть не только бедные, но и богатые. А люди, у которых очень тяжёлая жизнь, могут иногда испытывать счастье. И нередко счастливыми становятся одновременно и те, кому оказывают бескорыстную помощь, и те, кто проявляет милосердие.



Задание на дом:
 
 Написать короткое сочинение по этим двум рассказам на тему: «Кто проявляет милосердие в рассказе Л.Толстого «Бедные люди» и рассказе И.Бунина «Танька» и почему они это делают?»
 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн