Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий»

Submitted by Ольга Борисовна Амосова on чт, 03/06/2010 - 14:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Амосова О.Б.
Место работы, должность: 
МОУ "Якиманско - Слободская средняя общеобразовательная школа"
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
Познакомить учащихся с жизнеописанием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Познакомить с историей создания славянской азбуки.
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

Видеоаппрратура

Краткое описание: 
Урок интегрированный музыки и курса "Основы православной культуры". Знакомство с житием святых, славянской азбукой, слушание и исполнение гимна святым братьям. На уроке представлен фрагмент видеофильма "Крещение Руси".

Тема урока: «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий»

 

Задачи урока: Познакомить учащихся с жизнеописанием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Познакомить с ис­торией создания славянской азбуки.

 

К уроку: - икона святых Кирилла и Мефодия;

- Библия или Еванге­лие на церковнославянском языке;

- видеофильм «Крещение Руси» из серии «Земное и небесное»;

- иллюстрация памятника Кириллу и Мефодию в Москве;

- Гимн святым братьям  Кириллу и Мефодию.

 

Ход и содержание работы

 Проверка домашнего задания.

Дать возможность детям рассказать о своих родственниках участниках Великой Отечественной войны, обратив внимание на то, что все эти люди достойны почета и уважения как воины, которые, рискуя жизнью, защищали Родину, близких людей от врагов.

Вопросы для повторения:

  Кого называют великомучеником ?

  Кем был святой Георгий в юности ?

111

  Почему император разгневался на Георгия и приказал его му­чить ?

  Удалось ли императору с помощью пыток и казней избавить­ся от христиан ?

  Почему великомученика часто на иконах изображают на бе­лом коне с копьем, пронзающим змея?

  Откуда произошло слово «копейка» ?

  Какие качества русских воинов помогли одержать победу в Великой Отечественной войне?(Прокомментировать каждое качество.)

  Кто и как духовно помогал одержать победу?

  Как мы должны относиться к ветеранам Великой Отечест­венной войны ? Почему ?

 

Учитель: Наши далекие предки, славянские народы, говорили на почти одинаковом для всех славян языке. А записывать свою речь они не могли, потому что не имели ни азбуки, ни грамматики. Свя­тые братья Мефодий и Кирилл решили сделать перевод на славян­ский язык Святого Евангелия. Для этого они составили азбуку и ус­тановили правила грамматики для славянского языка, то есть дали славянам письменность.

                  Показ иконы святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

     Святые братья были родом из греческого города Солуни. Об­ласть эта была населена греками и славянами. Братья с детства хоро­шо говорили и по-гречески, и по-славянски. Кирилл, которого до принятия монашества звали Константином, был младшим. Братья получили прекрасное образование, а Константин, будучи с детства чрезвычайно одаренным ребенком, был взят ко двору императора, где воспитывался вместе с его сыном. Константина ожидало блестя­щее будущее в столице, но он предпочел присоединиться к Мефодию и удалился в монастырь.

Через некоторое время император дал задание братьям научить христианской вере славян. Святой Кирилл составил славянскую азбу­ку по образцу греческой и вместе с братом перевел на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги. Братья отправились в славянские земли, провели там четыре года и помогли славянам начать богослужение на родном для них языке. Как считают историки, святые братья посещали пределы Руси. Их проповедь имела громадный успех: за несколько лет христианство приняли целый ряд стран.

- Послушайте текст на церковнославянском языке, он очень бли­зок к тому языку, на который переводили книги святые Кирилл и Мефодий, и постарайтесь понять, что это за книга и о чем говорится в прочитанном отрывке?

 Учитель читает Евангелие: о явлении Иисуса Христа ученикам в присутствии апостола Фомы (Ин. 20:26,28—29).

И по днех осмих паки бяху внутрь ученицы Его, и Фома с ними. Прииде Иисус дверем затворенным, и ста посреде их, и рече: мир вам. И от-веща Фома и рече Ему: Господь мой и Бог мой. Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блаженни не видевший и веровавше.

Перевод:

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус гово­рит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Разобрать вместе с детьми текст по предложениям. Напомнить детям, что этот текст из Евангелия повествует о явлении Иисуса Христа Своим ученикам после Воскресения, а также о уверении апос­тола Фомы в истинности Воскресения.

                  Показ детям Библии или Евангелия на цер­ковнославянском языке.

     Западные священники преследовали братьев за то, что они учили славян совершать богослужение на их родном языке. Они счи­тали, что службу можно совершать только на трех языках - гречес­ком, еврейском и латинском. Труды и лишения подорвали здоровье святого Кирилла. Он умер в 869 г. в городе Риме, куда первоучители славян приехали искать защиты своего дела. Перед смертью святой Кирилл напутствовал брата:

- Мы с тобою, как дружная пара волов, вели одну борозду. Я па­даю на своей меже: день мой кончился. А ты не вздумай оставлять труд учительства, чтобы удалиться в свою гору — монастырь. Нет! Здесь ты скорее можешь обрести спасение. (Прокомментировать текст.)

Святой Мефодий пережил брата на 16 лет. Он продолжил пере­вод на славянский язык Священных Книг и, став епископом, много потрудился, проповедуя православную веру.

    Просмотр фрагмента видеофильма «Крещение Руси» из серии «Земное и небесное»

Язык, на котором святые братья впервые записали для нас Свя­тое Евангелие, стал общим для всех славян источником письменно­сти. Сейчас мы называем этот язык церковнославянским. Рус­ская Церковь молится на церковнославянском языке и совершает на нем богослужения. А азбука, составленная святым Кириллом, стала основой русской азбуки.

 Домашнее задание. По названию букв догадайся, какие слова эти буквы обозначают. Запиши эти слова в рабочей тетради:

добро, он, мыслете;

буки, рцы, аз, твердо;

слово, есть, слово, твердо, рцы, аз.

 

Устный русский язык существовал, конечно, задолго до церков­нославянского языка, но именно язык церковнославянский поло­жил начало литературному русскому языку, явился источником его богатства и красоты.

Поэтому будем бережно хранить великие духовные сокровища: церковнославянский язык и его собрата — рус­ский язык и с благодарностью вспоминать наших славянских перво­учителей — святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла!

На фоне слайда «Памятник Кириллу и Мефодию» звучит Гимн святым равноапостльным братьям Кириллу и Мефодию.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн