Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Элементарное ритмическое воспитание на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Submitted by Людмила Викторовна Рахманова on Tue, 08/06/2010 - 11:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рахманова Людмила Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ ДОД ДШИ №5 г.Энгельса преподаватель отделения "Фортепианное искусство"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Воспитанием и развитием чувства ритма у ребёнка необходимо заниматься с раннего возраста.Педагог-музыкант должен владеть разнообразными приёмами проведения занятия и непрерывно находить новые возможности педагогического воздействия.

                   «Ритм лежит в основе движения музыки,

с него начинается любая традиционная культура.

Ритм организует жизнедеятельность и мышление.»

К. Орф.

     Всем хорошо известно, что огромное влияние на музыкальное развитие ученика оказывают первые впечатления от его знакомства с искусством. С первых уроков мы стараемся приучать ребёнка внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в её смысл и строение, работать над качеством звучания. На начальном этапе обучения мы особое внимание уделяем развитию музыкальных способностей ученика – слуха, ритма, музыкальной памяти.

      Ритм – одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста. Формирование чувства ритма у учащихся – одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и в то же время, как общепризнанно, одна из наиболее сложных.

      Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, художественно-смысловая. Как известно, слушая музыку, человек постигает, осознаёт её содержание. Но особенно углублённо он проникает в смысл художественной речи в процессе собственного исполнения. Именно в ходе исполнительской деятельности перед музыкантом раскрываются те нюансы творческой мысли композитора, которые в иной ситуации могли бы остаться и не раскрытыми. Тем самым создаются предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, способности активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

      Другая характерная особенность чувства музыкального ритма – его двигательно-моторная основа. Доказано, что ритмическое переживание человека всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями, его мышечным чувством. Основоположником системы ритмического воспитания был видный швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз, который считал, что «в образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело».

      На основе этих предпосылок строятся различные системы ритмического воспитания: дрезденская система Э. Жак-Далькроза, система музыкального воспитания, созданная немецким композитором Карлом Орфом, построенная на элементах музицирования, где ведущую роль занимает ритм и музыкально-ритмическое воспитание.

      Одним из важнейших начал, организующих волю ребёнка, является ритм, этот могучий строитель движения. Он мобилизует все имеющиеся у ученика ресурсы на выполнение поставленной задачи. Метрическая устойчивость и ритмическая гибкость ученика зависит от его природных данных и от степени умения педагога воспитать в нём эту ритмическую гибкость. Педагог-музыкант должен владеть разнообразными приёмами проведения занятия и непрерывно находить новые возможности, новые сочетания приёмов педагогического воздействия. Внешние приёмы (счёт вслух, графическое изображение ритмических фигур) могут помочь в разъяснении ритма, но не развить чувство ритма. Поэтому на начальном этапе обучения воспитание ритма не должно строиться на зрительном восприятии ритмических фигур и умении ученика считать «раз и два и».

          Первое время воспитание чувства ритма я основываю на восприятии учеником равномерности ритмической пульсации и навыках ритмичного движения ученика. Часть урока посвящается движению под музыку. Влияние ритмического рисунка марша огромно. Я играю марш и смотрю, как этот ритм вынуждает ребёнка двигаться, изображая марширующего солдата. После марша я играю польку, вальс, мазурку и смотрю как ребёнок подыскивает характерные движения и под эту музыку. Удивительно, но уже через несколько уроков ученик находит нужные движения сам! По тому, как ребёнок двигается, импровизирует под музыку, насколько выразительны его движения, можно определить степень развития чувства ритма. И ещё: для ребёнка необходимо музыкальное движение, так как оно развивает и укрепляет весь детский организм – укрепляет мышцы, улучшает кровообращение, дыхательные процессы, развивает мускулатуру. Важно, чтобы ребёнок почувствовал радость от ритмичного движения под музыку, так как оно положительно сказывается на психическом здоровье детей, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе.

     В статье «О развитии творческих способностей ученика» М.Н.Баринова отмечает: «Чувство ритма должно быть воспитано на слуховом, а не на зрительном восприятии. Сначала ребёнок приучается слухом различать разнообразие ритмических фигур. Только тогда, когда разновидности ритмических формул будут освоены и легко воспроизводиться ребёнком на слух, можно объяснять правила записи ритма – объяснять размер, такт, группировки. Воспитанием ритма является внедрение в музыкальное сознание ребёнка основ ритмического порядка, равновесие и разнообразие ритма в музыке».

        Одним из первых и важнейших навыков по развитию чувства ритма у начинающего пианиста является восприятие и воспроизведение им равномерной последовательности одинаковых длительностей. Народные песни предоставляют богатый материал для воспитания чувства ритма. Так, например, напоминаю ребёнку (проигрываю и пропеваю) русскую народную песню «Во поле берёза стояла». Чтобы ощутить внутренний ритм этой мелодии, прошу ученика спокойно походить под музыку, стараясь совместить каждый шаг с определённым движением в музыке. Если упражнение выполнено правильно, то шаги совпадут со слогами ВО, ЛЕ, РЁ, ЗА, Я, ЛА первой строки текста песни. Назовём эти шаги «музыкальными долями». Теперь повторим то же самое, но обратим внимание, что некоторые шаги кажутся более устойчивыми, сильнее, чем другие. Попробуем эти «сильные шаги» отметить хлопками рук. Если ребёнок хлопает на слоги ВО, РЁ, Я, и одновременно попадает в них одной и то же ногой, с которой начинал, то упражнение выполнено верно, а музыкальные доли, которые прохлопывали, назовём «сильными». Можно попросить ребёнка походить под музыку в два раза быстрее. Тогда шаги совпадут с каждым слогом этой строки и только на слоги РЁ, Я, ЛА уложатся по два шага.

     Здесь следует поговорить о существовании сильной доли (акцента) и слабой. С акцентом учащийся – пианист сталкивается на первых же уроках. «Нашей второй задачей (после выработки ощущения одинаковых длительностей) будет развить ощущение …. чередующихся пластических ударений…» - указывал Э. Жак- Далькроз. Шагая под музыку марша или танца, ребёнок точно выделяет метрический акцент, показывает чередующиеся сильные и слабые доли. Для песен характерна ясная фразировка, совпадающая с периодичностью стихотворных строк текста. Проговаривая текст песенки, ребёнок безошибочно определяет ударные и безударные слоги :

Маленькая мышка,

Спрятаться старайся,

Лучше, мышка, кошке

Ты не попадайся.

    Прохлопывая каждый звук песни, то есть её ритм, ребёнок легко понимает, что он (ритм) состоит не только из одинаковых равномерно чередующихся шагов – долей, но и из более коротких звуков. Теперь перед ребёнком ставим другую задачу: определить по слуху и прохлопать в ладоши точный порядок и соотношение коротких и длинных звуков, то есть осознать ритмический рисунок. Для этого я использую простую, любимую детьми попевку:

Дин, дон, дин, дон,

За- го- рел- ся кош- кин дом.

Бе- жит ку- роч- ка с вед- ром,

За- ли- ва- ет кош- кин дом.

     Вместе с учеником обязательно отмечаем, что хлопки, как и звуки могут быть долгими (длинными) и быстрыми (короткими). Это и есть ритмический рисунок песенки. А какое огромное удовольствие получают дети, когда в первый – же день знакомства с « волшебной клавиатурой» они разучивают сразу двумя руками песенку «Дин – дон»! Сначала играем её широкими, размашистыми движениями (как колокол) на нотках До через октаву, а на словах «Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом» переходим на группы из чёрных клавиш: правая рука – 234 пальцами, левая – 32пальцами. Диссонирующее звучание секунд, широкие октавные ходы, игра сразу двумя руками вызывают у детей восторг, ощущение свободы и уверенности в себе!

    Далее слова заменяем слоговыми названиями ДОН и ДИЛИ где слово «дон» обозначает один звук на одну долю, а слово «дили» удобно для произнесения ритмической группы из двух восьмых, и оно показывает, что на одну долю теперь исполняются два звука. Эти слоги звонкие, в них не нарушается двуединая функция произношения и исполнения, и они не мешают восприятию и воспроизведению характера мелодии. Так же в практике часто используются глухие слоги ТА и ТИТИ. Но я предпочитаю применять звонкие ДОН и ДИЛИ, где в сочетании ДИЛИ каждой из двух восьмых присвоен свой слог.

      Теперь приступаем к записи выученной нами песенки. Используем метод наглядности, записываем усвоенный ритм в тетради. Длинные звуки ДОН записываются вертикальными чёрточками, а короткие ДИЛИ – вертикальными чёрточками с перекладинками. Теперь уже, глядя на запись, прохлопываем этот ритм. Видя перед собой эту запись, ребёнок понимает: что такое «ритмический рисунок», увереннее ассоциирует длительности с «ритмической речью». Простукивание – прохлопывание ритма – особо предпочтительный приём, использующийся при решении ритмических задач. Ему сопутствует живое ощущение музыки: «…рукой можно отбивать счёт, а мелодию напевать», - советует А.Д.Алексеев в своей «Методике обучения игре на фортепиано».

     При знакомстве с половинной нотой использую упражнение «Прогулка всей семьёй» из Интенсивного курса Т.Смирновой, где четвертные ноты – «мамины шаги», восьмые –« рядышком идёт малыш», а половинные – «вот и папа пришёл с работы уставший». Детям очень нравится это упражнение, в котором можно использовать разнообразные формы для развития чувства ритма: здесь мы и шагаем, и хлопаем, и записываем различные ритмические схемы, и проигрываем двумя руками на двух клавишах. Самое главное – между ребёнком и педагогом происходит увлекательное эмоциональное общение, при котором ребёнок раскрывается, заинтересовывается занятиями, а педагог в свою очередь выясняет, что малышу удаётся с лёгкостью, а над чем в дальнейшем придётся поработать, чему надо будет уделить особое внимание.

      В работе по развитию ритма можно применять декламационный метод обучения. Этот способ работы по развитию метроритма ученика, наряду с просчитыванием и прохлопыванием, оказался весьма результативным! Педагог включает в работу стихотворные тексты, что позволяет усилить воздействие на ученика при параллельном включении слуха, речи и движения. Для этого используем речевые игры. Их основой является слово со своим ритмом и эмоциональным содержанием.

      На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе, состоять из достаточно коротких фраз, где чётко прослушивается метрический пульс:

Бай, бай, мой малыш, мой весёлый звонкий чиж. 

Спит на ветке птичка, спит в лесу лисичка.

       Чёткость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что даёт возможность быстро добиваться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства. Используя с первых уроков метод декламации, педагог воспитывает в учениках ощущение периода, т.е. умение исполнять не по тактам, а по фразам. Ф.Лист учил: «…фразировать мелодию по периодам, подчиняя счёт тактовых частей счёту ритмических тактов, подобно тому, как поэт считает не слоги, а строфы».

      От занятия к занятию задания постепенно усложняются, так как вводится понятие «пауза» - молчание в музыке. Ребёнку следует объяснить, что паузы являются частью музыки. Они означают не остановку в движении, а подготовку к следующему звуку. Для ощущения и осознания паузы я также используем известные песни. Кроме пения ритмическую фигуру следует прохлопывать. В качестве примера беру знакомую детскую песенку «Ехали медведи»:

Ехали медведи на велосипеде

А за ними кот… задом наперёд…

    Ребёнок с удовольствием поёт эту песенку и прохлопывает ритм, а во время паузы вместо хлопка разводит ладони в разные стороны. Здесь объясняю ученику, что данное молчание и обозначает паузу, равную четверти или слогу «дон». Но при этом движение не останавливается, мелодия продолжается.

      В дальнейшем, при разучивании упражнений и песен, ребёнок знакомится с другими длительностями нот и соответствующими им паузами.

      Так же этот навык вырабатывается на материале простейших номеров фортепианной азбуки, с которых открывает свой путь в обучении любой начинающий пианист и требует от ученика, говоря словами Г.П.Прокофьева, «Неуклонно выдерживать метрическую точность при игре различных упражнений».

      Педагог в своей работе может использовать различные приёмы и способы, которые помогают юному исполнителю устранить те или иные ритмические погрешности: прихлопывания, подстукивания, мерные похлопывания по плечу ученика, дирижирование и т.д.

      Действенным средством в развитии чувства ритма у начинающего пианиста является игра в ансамбле. «Чувство … ровности движения приобретается всякой совместной игрой…» - писал Н.А.Римский-Корсаков в работе «О музыкальном образовании». С самых первых упражнений и песенок ученик должен слышать аккомпанемент учителя, гармоническое сопровождение к исполняемой им мелодии. Это даёт ученику лучше почувствовать форму и содержание своей мелодии, приучает его играть ритмично. Если аккомпанемента нет в нотах, то учитель сам может сочинить. Поэтому я рекомендую всегда сидеть с левой стороны от ученика (если нет второго инструмента) и постоянно ему аккомпанировать. При игре в четыре руки, как известно, достигается синхронность движения, одновременность и согласованность игры.

        Первые ансамбли с педагогом – Г.Портнов «Ухти-тухти», Д.Уотт «Три поросёнка», Н.Соколова «Земляника и лягушки». Благодаря стихотворному тексту, ребёнок хорошо слышит музыкальные предложения, ударные звуки. Позднее в ансамблевый репертуар вводим любимые детьми «Песню кота Леопольда» Б.Савельева, «Кузнечик» В. Шаинского и т.д. Рекомендую использовать сборники, где написаны аккомпанементы для учителя : Н.Соколова «Ребёнок за роялем», «Пора играть, малыш!», Королькова «Крохе- музыканту» и др. В них даны очень простые и симпатичные пьески вместе с великолепным аккомпанементом.

        Итак, периоду первоначального воспитания чувства ритма принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, сказывается подчас решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся – музыкант не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Поэтому начальная фаза ритмического воспитания оценивается самым серьёзным образом. А систематические занятия активно воспитывают, разносторонне «упражняют» музыкально – ритмическое чувство, создают естественную, исключительно благоприятную среду для его развития и кристаллизации.

Литература.

Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1979.

Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой. М., 1978.

Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию. М., 1974.

Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей ученика. М., 1983.

Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1978.

Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М., 1976.

Милич, Б. Воспитание ученика – пианиста. К.: Музична Украина. 1997.

Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Муз. 1981.

Смирнова, Т.И. Интенсивный курс. М.: Изд. ЦСДК. 2003.

Соколова, Н. Ребёнок за роялем. М.: Муз. 1981.

Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1978.


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн