Тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа.
вокальные навыки,
музыкальные творческие способности,
умение взаимодействовать в коллективе,
умение, верно, оценивать свои действия и действия товарищей.
Организационный этап.
Дети входят в зал свободно.Педагог здоровается с детьми.
1.Распевка (проводится стоя).
1.Отрывисто поступенно вверх и вниз на слоги «ля», «ли», «ма», «да», «ди» и другие.
2.Скороговорки: «Насушила мышка сушек», «Масляна, масляна, куда ты идешь?».
3.На дыхание: «Милая мама».
4.На интонацию: «Музыкальное эхо». Дети повторяют вслед за педагогом.
Основная часть
2.Загадка.
Педагог.
Отгадайте, ребята, загадку:
"Как на масляной неделе,
Вдоволь мы чего поели?" Дети отвечают (Блинов, пирогов, оладий и т.д.). Правильно, ребята. (Слайд №1-2)
Проводили зиму с почетом. Давайте, вспомним русскую народную песню "Блины" и споем её, задорно, приплясывая, как на празднике! Исполняется р.н.п. "Блины". Запевалу в последнем куплете выбирают по желанию.
3. Письмо.
Слышатся звуки леса: щебетание птиц, журчание ручья (Аудиозапись «Живая природа»).
Музыкальный руководитель берет с подоконника конверт.
Педагог.
Кто-то бросил нам в окошко,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Ребята, вам хочется узнать от кого пришло письмо? Адрес наш: Детский сад "Аленушка". Отправитель – Весновка – свистунья. Достает письмо и предлагает прочитать его кому-либо из детей.
Ребенок (уже умеющий читать).
Здравствуйте, ребята!
Зиму вы уже прогнали,
А меня еще не звали.
Я пробудилась ото сна.
Спешу на песен зов!
Весна.
Дети рассматривают изображения на экране (Слайд №3).
4.Сообщение по теме.
Педагог.Ну, конечно, как же я раньше не догадалась. Давным-давно у многих народов новый год начинался не зимой 1 января, а в первый весенний праздничный день. Назывался он на Руси – Весновкой – свистуньей и приходился этот праздник по нашему современному календарю на 14 марта. Будем весну зазывать, петь заклички. Закличка – от слова «кликать», то есть звать (поет):
Ваня, Ванюша, иди сюда, послушай. Ау!
Катенька, конопатенька, ты где?
Это тоже заклички, но весну зовут особенно.
5.Повторение знакомых закличек.
А теперь солнышко позовем.
Дети поют знакомые заклички.
1.Весна-красна, приди сюда!
Нам зима-то надоела,
Все живое переела. Ау!
2.Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Там детки сидят,
Тебя видеть хотят. Ау!
Педагог.
6.Сочинение веснянки – творческое задание.
Весенние заклички еще называются – веснянки. Сегодня вы сами попробуете веснянку сочинять, а я вам помогу. Начало такое:
Весна-красна,
Нам добра принесла. Дети поют 2-3 раза.
С помощью наглядного материала (Слайды №4-12), дети вместе с педагогом придумывают окончание попевки.
Солнце лучистое,
Небо чистое,
Звонкие капели,
Птичьи трели,
Талую водицу,
Веселые лица,
Набухшие почки,
Первые цветочки.
Педагог.
Вот какая у нас получилась закличка. А раньше пели так:
Весна-красна, нам добра принесла.
Солнца клочок и соломы пучок,
Хлебушка краюшечку и водички кружечку. У!
7.Русская народная хороводная песня. (разучивание)
Солнце снег топит, воды становится все больше, начинается половодье. (Слайд№15). Исполняет р.н.п. «Как под наши ворота»
Дети разучивают припев песни.
Ой, калина моя,
Ой, малина моя.
8.Игра-шутка.
Педагог.
Вы, конечно, знаете, что весной птицы возвращаются в родные места. Я буду петь, о летящих птицах, а вы, повторяйте за мной - «летят, летят», поднимайте руки и машите ими, как птицы. Будьте внимательны – не ошибитесь.
1. Грачи летят, на всю Русь кричат:
«Гу-гу-гу! Мы несем весну».
2. Воробьи летят, на всю Русь кричат:
«Чи-вить, чи-вить, мы хотим полить».
3. Поросята летят, полосатые визжат:
«Хрю-хрю, хрю-хрю, надоело нам в хлеву»!
Дети выполняют движения по уговору, некоторые ошибаются и кричат, когда не нужно. Все смеются.
9.Игра с движением и пением.
Педагог.
А каких перелетных птиц вы еще знаете? Ответы детей.
Предлагаю поиграть в игру «Утка и селезень»
Проводится игра «Утка и селезень» р.н. мелодия «Пойду ль я, выйду ль я».
Селезень ловит утку,
Молодой ловит серу:
«Пора утице домой,
Пора серенькой домой.
У ней семеро детей,
Восьмой селезень».
10.Знакомая песня по выбору.
Педагог.
Днем погожим, днем весенним
Разгорается веселье.
За речкою, за Миасскою
Мы гуляем и поем, да с перепляскою.
Дети по желанию выходят исполнять песню. Остальные дети с места оценивают выступление: красная карточка - «хорошо», синяя карточка – «плохо».
11.Сюрпризный момент.
Педагог.
Ну, а теперь для вас – неожиданный подарок. Вносят блюдо с «птушками» (печенье из песочного теста в форме птички). Поет еще одну закличку.
Жаворонушки - перелётушки,
Прилетите к нам! Гу!
Весну красную, весну ясную
Принесите нам! Гу! Взрослые раздают печенье детям.
12.Закрепление материала.
Педагог.
Раньше, дети подбрасывали птичек из теста вверх и звали весну. Давайте и мы позовем еще раз!
Еще раз все вместе поют закличку. Выходят из зала.
На: "Весенние заклички" тематическое занятие для дошкольной вок
Спасибо
На: "Весенние заклички" тематическое музыкальное занятие для дет
Елена Анатольевна, спасибо за публикацию. Уверена, что Ваш опыт будет востребован коллегами. С удовольствием воспользуюсь им и я. Удачи Вам и новых творческих находок.