Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Баба Яга в музыке и литературе

Submitted by Елена Евгеньевна Битютская on Tue, 15/06/2010 - 18:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Битютская Елена Евгеньевна /учитель музыки/ и Гвоздева Оксана Александровна / учитель русского языка и литературы/
Место работы, должность: 
Чапаевский губернский колледж
Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
интеграция предметов музыки и литературы
Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
урок позволяет посмотреть на сказочного персонажа бабу Ягу с точки зрения музыки Чайковского и Мусоргского а так же с помощью литературного разбора этого персонажа
Е. Е. Битютская – учитель музыкального искусства О.А.Гвоздева – учитель русского языка и литературы ГОУ СПО ЧГК Образовательной программы общего образования «БАБА - ЯГА» (интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе) Цель: написание сочинения на основе восприятия музыкального произведения через использование технологий сотворчества Задачи: 1. развитие творческих умений и коммуникации; 2. воспитание и развитие личностных компетенций учащихся; 3. формирование умения оценивать свою деятельность Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Детский альбом». «Баба- Яга» М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». «Избушка на курьих ножках». Медиапрезентация (фрагменты приводятся в уроке) Оборудование: • мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски с произведениями • карточки с характеристикой лингвистического понятия • таблицы • Этимологический словарь Ход урока Класс разбивается на микрогруппы по четыре человека, используя методику «Полный комплект». Задание: каждый ученик получает карточку с характеристикой лингвистического понятия. По знаку учителя каждый дважды читает то, что написано на его карточке. Цель: как можно скорее объединиться в группы. КАРТОЧКИ: • Обозначают признак, который может быть в большой или меньшей степени • Имеют краткую форму • С их помощью можно дать общую оценку предмету, охарактеризовать предмет по величине, по весу, по температуре и т.п. • Качественные • Могут сочетаться со словом «очень» * Указывают на то, что определяемый предмет имеет какое-то отношение к другому предмету, связан с ним * Обозначают признак по отношению к материалу, месту времени, действию * Относительные * Не имеет ни одного признака качественных прилагательных • Указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному • Притяжательные • Имеют суффиксы –ов-, -ын-, -ин-, -ий- • Отвечают на вопрос чей? * Обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени * Простая форма образуется от основы прилагательного с помощью суффиксов –ее, -ей, -е *Сравнительная степень *Составная форма образуется добавлением слов более, менее к начальной форме прилагательного 2. Сегодня мы будем выполнять творческое задание: на основе восприятия музыкального произведения писать небольшое сочинение. Попробуйте сформулировать свои ожидания от этого урока, заполняя первые две строчки таблицы: Ожидания Причины, побудившие выбрать данные ожидания Результативность работы 1. Самое интересное было... 2. Я бы мог (могла), но не спросили... 3. Мне понравилось... 4. Если бы я был учителем... «Я» «Мы» «Дело» 3.-Сегодня разговор пойдет о мифическом герое русских народных сказок. Баба – Яга. Русские композиторы неоднократно обращались к этому образу. С этими произведениями мы знакомились еще в начальной школе. Вспомните, что это за произведения? (П.И.Чайковский «Детский альбом». «Баба- Яга» М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». «Избушка на курьих ножках».). - Совершенно верно. Только давайте вспомним, что вы знаете о П.И.Чайковском? - Почему альбом называется «Детский»? - Как было написано произведение «Избушка на курьих ножках»? - Какому художнику была посвящена сюита «Картинки с выставки»? - Скажите, а одинаковая ли Баба-Яга в этих произведениях? 4. Слушание и анализ произведений П.И.Чайковский «Баба-Яга» Мелодия – диссонанс Характер – зловещий, устрашающий Темп – быстрый Динамика – громкая Ритм – двухдольный Регистр – средний М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» Мелодия – диссонанс Характер - тревожный, беспокойный Темп – убыстряющийся Динамика – громкая Ритм – двухдольный Регистр - низкий 5. Словарно – лексическая работа. • Вы много говорили о Бабе-Яге – сказочном существе, персонаже пьесы Модеста Петровича Мусоргского. Мы сейчас продолжим этот разговор, и я вас приглашаю в творческую мастерскую. • Баба – Яга... Что значит это имя? • Какой словарь может дать ответ на этот вопрос? Этимологический словарь – особенный. Если к обычному словарю мы обращаемся за справкой и получаем, читая его, точные сведения о значении, употреблении, произношении слов, то из этимологического словаря мы узнаем только о гипотезах происхождения того или иного слова. Этих гипотез может быть несколько. А иногда (не очень часто, к счастью) гипотезы вообще нет никакой. Как пишет в таких случаях один из первых русских этимологов Макс Фасмер, - «темное слово». Так что, читатель этимологического словаря должен во многом сам решить вопрос, какой гипотезе верить, а может быть, даже попытаться найти свое объяснение происхождению слова. Что мы сейчас и попробуем сделать. (Учащиеся выступают в роли ученых - этимологов). • Баба. Это слово относят к так называемой детской речи (имеется в виду лепет совсем маленького ребенка, учащегося говорить). Зубов у младенца нет, язычок ворочается плохо, и самый «рабочий» орган его речи – губы. Вот и получается ба-ба, мА-мА, па-па. Потом язычок пойдет в ход – и получится де-да, те-тя, дя-дя. Так сложилось, что за комплексом ба-ба закрепилось значение «старуха». Потом возникла масса производных слов: бабка, бабуля, бабушка. У этих слов и у самого слова баба развилось много новых значений: «замужняя женщина» (не обязательно совсем старая), «жена», «ведьма, колдунья», «вид выпечки» (может быть, слышали – ромовая баба) и многие другие. Баба-Яга. С первой часть этого наименования злой колдуньи-людоедки все ясно. А вот яга объяснить трудно. Одна из наиболее достоверных догадок заключается в том, что это образование от звукоподражательного глагола со значением «душить», «давить». Другими словами, Баба – Яга – колдунья, душащая, давящая людей, обычно по ночам. 6. Рассматривание репродукции картины И. Я. Билибина «Баба-Яга». Угадать слово по его лексическому значению: • Металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут что–либо. Здесь: деревянный предмет, Баба-Яга в нем летает по воздуху (СТУПА). • Стержень с утолщенным округленным концом, употребляемый для толчения чего-либо в ступе (ПЕСТ). • Палка с привязанными на конце пучками хвойных веток (или мочалом, тряпками) для обметания и прочищения труб (дымоходов, печей) (ПОМЕЛО). Лексическая подготовка. • Подбор слов и словосочетаний, которые можно употребить вместо имени персонажа Баба-Яга: колдунья, ведьма, ужасное существо, засохшая карга, зловредная старуха, злая волшебница, чудовищное существо... • Подбор слов и словосочетаний, которые могут пригодиться для описания внешнего облика Бабы-Яги (самостоятельное заполнение учащимися таблицы). Производимое впечатление злая колдунья, злобная старуха, чудовищное существо, злая волшебница, коварная старуха... Особенности телосложения старческая скрюченная фигура, согнутая в дугу, огромный горб... Лицо старое, обезображенное, злое, уродливое, острый подбородок, длинный нос крючком Глаза черные, безжизненные... Волосы седые, не чесаные, не мытые, развевающиеся на ветру космы Одежда рваная, лохмотья.... • Подбор языкового материала для описания действий Бабы-Яги. Воспринимая отрывок из книги Д. Б. Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке», выписать из него глаголы и отглагольные имена существительные, обозначающие действия Бабы – Яги. • Характеризуя пьесу Мусоргского «Баба – Яга», композитор пишет: «Ни одного простого, естественного звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчанье в самых глубоких басах. Музыка, только что куда-то стремительно несшаяся, вдруг почти останавливается. Мелодия какая-то скрюченная – сперва топчется на месте, потом движется вприпрыжку или вдруг как-то нарочно преувеличенно хромает. И, в общем, все это получается каким-то совсем не добрым... Баба-Яга прямо-таки и выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке... И опять она перед нами все время в движении – летит куда-то, останавливается, хромает, злится, бранится...» Получается ряд: повизгивание, бурчание, несется, останавливается, топчется на месте, движется вприпрыжку, хромает, выглядывает, летит, злится, бранится. Мы с вами сейчас еще раз прослушаем пьесу. Какие названия она имеет? («Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга») Мы сейчас попробуем описать место, где происходит действие, где живет Баба-Яга. Представьте себе: то, что вы описываете, сейчас перед вашими глазами. Вы хорошо видите это (допустим, у вас бинокль) и подробно описываете товарищу (который сидит рядом и у которого бинокля нет). Попытка по опорным словам на карточке составить описание: ГЛУШЬ, ДЕРЕВЬЯ, ЛИСТЬЯ, КОРА, МУХОМОРЫ, БРЕВНО, СТУПА Мрачная лесная глушь. Деревьев здесь много, но все они какие-то безжизненные, мертвые. Листьев на них или совсем нет, хотя идет лето, или кое-где висят жалкие остатки высохших, порыжевших. Даже на вечнозеленых сосенках и елках – ни одной свежей хвоинки. Кора на стволах деревьев почернела, потрескалась, местами отвалилась большими кусками. Кажется, лес этот кем-то и чем-то отравлен. Только ядовитым мухоморам здесь раздолье! Вот они, нарядные, красные, усеяли всю поляну большими и малыми семьями. А самые яркие из них, прямо-таки пунцовые, - около бревна, на котором стоит с наклоном вперед, готовая взмыть ввысь, деревянная ступа, высокая и глубокая. Синтаксическая подготовка. Цель – подсказать детям уместность употребления в описаниях действий Бабы- Яги предложений без подлежащих. Для этого используется сравнение двух вариантов одного и того же фрагмента текста. • Я иду на эти звуки. И вдруг я вижу огонек. Я бегу на него. Я прячусь за каменным выступом и наблюдаю за происходящим. Она стремительно бежит. Она волнуется. Она кому-то машет рукой. • Иду на эти звуки. И вдруг вижу огонек. Бегу на него. Прячусь за каменным выступом и наблюдаю за происходящим. Стремительно бежит. Волнуется. Кому-то машет рукой. - В каком варианте фрагмента описание действий более динамично, выразительно? (Во втором) - Чем это достигается? (Употреблением предложений без таких подлежащих, которые обозначают действия одного и того же лица) - Какой вывод из наших наблюдений? (Употреблять такие предложения в своих описаниях действий) - Еще одно пожелание: использовать в описании глаголы в форме настоящего времени. Примерный (но не обязательный!) план: 1. Появление Бабы – Яги. 2. Ее внешний вид (портрет, одежда). 3. Действо – злодейство. 4. Исчезновение Бабы – Яги. - Модест Петрович Мусоргский пьесе, на основе восприятия которой мы будем сегодня писать сочинение, дал два заглавия: «Избушка на курьих ножках» и «Баба- Яга». Во время слушания музыки у каждого из вас возникает своя картина, поэтому вам предоставляется право озаглавить сочинение по-своему. 7. Слушаем творческие работы. 8. Этап оценивания. • Письменный ответ учащихся на вопросы таблицы: - Самое интересное было... - Я бы мог (могла), но не спросили... - Мне понравилось... - Если бы я был учителем... • Ученикам предлагается оценить по десятибалльной системе свою работу с позиций «Я», «Мы», «Дело». «Я»: как работал: допускал ли ошибки? «Мы»: насколько мне помогали одноклассники, учитель, а я – им? «Дело»: оправдались ли ожидания, довольны ли результатом?
Прикрепленный файл Size
баба яга.ppt 1.65 MB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн