Вы не зарегистрированы

Авторизация



Крышковец Л.П. Занятие в разновозрастной группе по ИЗО. Тема: Русская матрёшка.

Фото пользователя Людмила Павловна Крышковец
Submitted by Людмила Павловна Крышковец on чт, 17/06/2010 - 19:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Крышковец Людмила Павловна.
Место работы, должность: 
МОУ "Матвейщевская ООШ" Юрьев-Польского района
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Цель урока: 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России - 1 класс; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве - 4 класс; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: 

Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 4 / авт.-сост. Лободина Н.В. и др. - Волгоград: Учитель, 2007.

Стихи И.Кадухиной.

Используемое оборудование: 

Изобразительный  ряд: репродукции декоративно-прикладного искусства (расписные матрёшки из Загорска, Семёнова и Полхов-Майдана); методические таблицы "Декоративные приёмы растительного мотива", "Этапы росписи матрёшки".

Музыкальный ряд: фонограмма русской народной песни "Во поле берёза стояла"; частушки.

Литературный ряд: загадки, стихотворения.

Краткое описание: 
Данный конспект разработан для проведения занятия по изобразительному искусству в разновозрастной группе учащихся 1 и 4 классов. Проведение урока предполагает предварительную подготовительную работу с учащимися 4 класса. А именно: заучивание стихов, частушек, подготовка рассказов о матрёшках разных областей России, вырезание из картона трафаретов матрешки.

                                                                              ХОД  ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Дети распределяются в разновозрастные пары, в которых один их учащихся первоклассник, а второй - учащийся 4 класса. Коллективно обсуждается тема и задачи занятия.

II. Актуализация знаний учащихся. Творческая минутка.

  • Выступление учащихся 4 класса, загадывание загадки:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.                               (Матрешка).

  • Под негромкое исполнение русской народной песни "Во поле берёза стояла" учащиеся 4 класса читают стихотворение И. Кадухиной "Русская матрёшка".

Кто матрёшку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

 

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

 

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь всплеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

 

"Ну и ой, гуляй себе по свету,

Весели себя, честной народ",

И матрёшка через всю планету

До сихпор уверенно идёт.

  • Девочки исполняют весёлые частушки:

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём.

Вшестером поём частушки

И танцуем вшестером.

 

Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.

 

И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

 

III. Вступительная беседа об истории русской матрёшки.

-Русская деревянная кукла - матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде. Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. Интересно было то, что в большой кукле пряталось дружное семейство. И сегодня русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме.

 

                                                                              

- В чем же секрет такого успеха и  долголетия матрёшки?

- Почему она стала русским сувениром за рубежом?

- Образ женщины был почитаем и уважаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. "Лебёдушка", "пава", "утушка", "голубка" - это те слова, которые издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчёркивая её красоту и пластику.

- Вот поэтому образ деревянной матрёшки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного русского костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.

IV. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.

- Если поставить по мере нарастания декоративной выразительности несколько матрёшек из разных центров современных художественных промыслов, то получится такой ряд:  загорская, семёновская, полхов-майданская матрёшки.

- Сейчас о каждой из них нам расскажут и покажут иллюстрации учащиеся 4 класса.

1 ученик - Загорская матрёшка.

  Эта матрёшка пришла к нам изЗагорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

  Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафанс различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.

                                                                                               

 

2 ученик - Семёновская матрёшка.

  Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В   манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе - Семёнове Нижегородской области.

 

                                                                                                  

 

3 ученик - Полхов-майданская матрёшка.

   Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки.

  Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятро - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.

    

                                                                                                   

 

- В настоящее время росписью матрёшек занимаются во многих областях нашей Родины. И каждая матрёшка существенно отличается от тех, с которыми вас познакомили дети. Для украшения своих матрёшек художники используют не только различные цветочные узоры, но даже сюжеты из народных сказок.

 

                         

 

V. Чтение учителем стихотворения о матрёшках с одновременным показом.

Много кукол деревянных, круглолицых и румяных ,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, всех "матрёшками" зовут.

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой - будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную. притёртую,

И сумеешь ты найти - куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри: кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая куколка пустая -

В ней живёт шестая, а в шестой - седьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.

 

                                                                                         

 

- Как вы считаете, ребята, к какому виду относятся эти матрёшки?    (Семёновские).

  VI. Анализ иллюстративного материала - беседа. 

  •   Покажите семёновскую, полхов-майданскую и загорскую матрёшки.
  • Какого цвета платок, кофта и сарафан у загорской матрёшки?
  • С помощью какого декоративного приёма изображены цветы, украшающие фартук и платок матрёшки?
  • Что держит в руке семёновская матрёшка?
  • Какой узор украшает платок семёновской матрёшки?
  • Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховского Майдана, чтобы украсить свою матрёшку?

VII. Подготовка к выполнению  работы в альбомах. Этапы росписи матрёшки.

  • Анализ расположения рисунка на листе.
  • Обведение матрешки по трафарету.
  • Перьевой росчерк лица матрёшки (карандаш).
  • Рисоваие контурров платка, кофты, фартука (сарафана).
  • Декоративная роспись фартука, платка, кофты (сарафана).
  • Выполнение узоров в цвете (акварель).

VIII. Практическая работа в разновозрастных парах.

  Дети рассматривают элементы росписи разных умельцев, выбирают "украшения" для создания образа своей матрёшки. Выполняют творческие задания в парах на альбомных листах:

1 класс - роспись по образцу полхов-майданских мастеров;

4 класс - роспись по образцу загорской или семёновской матрёшки .

             В каждой творческой паре четверокласники оказывают помощь в выборе декоративных приёмов росписи первоклассникам.

IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Оформляется выставка рисунков детей.

- Давайте придумаем название нашей выставки.      (Весёлый хоровод).

Дети делятся впечатлениями от совместного творческого труда. Делают анализ работ, оценивают.

Наша  русская матрёшка

Не стареет  сотню лет.

В  красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

 


»  Размещено в сообществах: