Вы не зарегистрированы

Авторизация



 Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области ИТ требованиям жизни".

Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная
Submitted by Елена Анатольевна Остривная on Wed, 23/06/2010 - 01:36

Мероприятие Фестиваля

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

КУЛЬТУРА-ВОСПИТАНИЕ-ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

¥        Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области ИТ требованиям жизни".


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


Уважаемые коллеги!

Вы спрашиваете: "Где учителя?" Вспоминаю фильм "Тот самый Мюнхгаузен": "А где командующий? Командующий командует". По аналогии: "Где учителя? Учат". Прошу прощения за каламбур. Наша площадка свободная, добровольная трибуна для высказывания своих мнений.

Но меня всё это не очень смущает. В математической логике есть основополагающая теорема, вывод которой приведу: "В рамках одного алфавита, теории нельзя доказать её правильность, или её опровергнуть".

 

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


Уважаемые коллеги!

Предложение-раздумье моё следующее: издать "Красную (охранную) книгу", в которой записать всё ценное для образования в области ИТ; и "Белую книгу", а лучше "Чёрную книгу", в которой, образно говоря, "предать анафеме" всё то, что вредит образованию ребёнка в области ИТ.

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (Елена -ИТ, Wed, 22/09/2010 - 11:00).

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


Уважаемые коллеги!

В своём комментарии Иван Петрович акцентировал своё внимание на двух важных проблемах, которые в той или иной степени затрагивались и ранее. Учитывая чрезвычайную важность этих проблем, своё мнение, я, с вашего позволения, разобью на несколько частей. В этом комментарии я затрону некоторые стороны, относящиеся, в большей степени, к раздумьям, нежели дающие готовые рецепты.

Профессиональные психологи подразделяют человечество в эпоху информационной революции на два психотипа:

  1. Рожденные в эпоху 90-х годов, когда ИТ стали обиходными.
  2. Те, кто вступил в эту эпоху сформировавшимся, взрослым человеком.

Для первых наступившая реальность – это естественная среда со своими языком, возможностями, услугами и т.д. Для второй группы – это время решения проблем вхождения в эту среду и поиск своего места в ней.

Обе группы находятся в плену достижений ИТ, когда возможности стали доступны каждому человеку, который нажатием клавиши (нет ничего более лёгко выполнимого) может пользоваться гениально придуманными технологиями. И подавляющее большинство почувствовало себя властителями этих возможностей. Не понимая, что ИТ сами по себе не обладают никакой самоценностью (их нельзя съесть или потрогать). ИТ – это мощный современный инструмент, в руках мастера он даёт невиданные доныне возможности, а в руках неофита - это новая возможность потакать своим слабостям (игромания, возможность убить время, быть модным и т.д.). Предлагаю поделиться своими размышлениями на эту тему.

 

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


Уважаемые коллеги!

Считаю целесообразным включить в тему дискуссии Дополнительную образовательную программу Мультимедиа Студии Елены Остривной: АЗБУКА "Информационные технологии: Культура – Воспитание – Образование". Часть I (начальный курс). Для младшей группы воспитанников "АНИМАШКИ-next" (http://www.openclass.ru/blogs/154697). Программа является начальным базовым курсом для детей от 5 до 7 лет. Структура студии: с 5 до 7 лет – "Анимашки-next", с 8 до 10 лет – "Анимашки", с 11 до 14 – "Сталкер Анимации", старшая группа – "Лаборатория Анимации", далее группа для взрослых. Основополагающими темами программы для всех групп остаются: эстетика, изобразительное искусство; технология создания работ по компьютерной графике; изучение программно-технических средств ИТ; графических пакетов (сложность материала – в соответствии с возрастными особенностями и начальной  подготовкой) – Paint, PowerPoint, CorelDraw, Adobe Photoshop, Macromedia Flash, Adobe After Effects, Adobe Premiere, 3dsMAX и т.д.; создание тематических видеожурналов (создание 2d, 3d компьютерной графики, анимации, компоузинга, техника монтажа и т.д.). Программа прошла практическое апробирование за последние годы. Сегодня я выношу её на публичное обсуждение.

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


Уважаемые коллеги!

Открывая дискуссию, считаю необходимым на старте оговорить некоторые правила, обозначить ориентиры, задать вектор дискуссии.

Актуальность заявленной в дискуссии темы определяется не только требованиями сегодняшней жизни, но и курсом развития страны: создание инновационной экономики.

В качестве точки роста поставлена задача создания "Кремниевой Долины" (г. Сколково, Московская область), где развитие, достижения ИТ могли бы дать толчок к развитию других областей знаний. Научным руководителем назначен Ж.И.Алфёров, Нобелевский лауреат (за работы в области ИТ – микроэлектроника), вторым сопредседателем  - Баррет, бывший руководитель Intel (крупнейшей в мире фирмы по разработке и производству микропроцессоров – 75%).

Как заявил Президент РФ Д.А.Медведев, выступая перед активом "Единой России": "…Информационная революция произошла, тот, кто этого не понял, должен уйти…".

"ИТ – наше будущее, наша перспектива, сегодня – это наша головная боль" (Президент РФ Д.А. Медведев, из выступления на прошедшем недавно экономическом форуме в С.Петербурге).

Уважаемые коллеги!

Нужны ли ещё более побудительные мотивы, доказательства актуальности, заявленной в дискуссии темы.

Считаю необходимым обратить внимание на следующее:

¥                Требования представителей работодателей должны соответствовать реальным, а не мифическим, с учётом перспективы запросам; причём, эти требования заложены вами в Должностные инструкции;

¥                Мнение педагогического сообщества ограничено учебным планом, учебником, количеством отведённых часов; всё, что вне – это творческий подход, инициатива учителя; вопрос только в том – насколько оно носит массовый характер.

¥                И ещё одно обстоятельство, имея опыт работы в ИТ (производственные предприятия, ТВ, СМИ, реклама, преподаватель ИТ, руководитель Мультимедиа Студии), я, с вашего позволения, буду принимать участие в дискуссии то с одной, то с другой стороны.

С уважением,

 Елена Анатольевна Остривная,

руководитель Мультимедиа Студии,

                                                   автор проекта, e-mail: elena-ana-it@yandex.ru

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


gr

Уважаемый Иван Петрович,

безусловно, конкретные мероприятия нужно проводить.

Действительно, соглашусь, опыт, анализ свидетельствуют, что знания не могут лежать вне мировоззренческого поля, вне создаваемой этими знаниями культуры.

Информационные технологии – это область интеллектуальных знаний, со своей, пусть молодой, культурой. Знать её, понимать необходимо, без этого, можно совершать какие угодно мелкие шаги, но в разрозненном виде они никуда не ведут.

В дальнейшем нам не обойтись без конкретных примеров. Например, те, которые приводит Иван Петрович. Но, здесь возникает один очень важный вопрос, разрешение которого, святая обязанность работодателя, в т.ч. и Ваша, Иван Петрович. Удивительно?

Вам известно, что большинство руководителей, выставляя подобные требования к соискателям, сами им не отвечают.

Заверяю Вас, к сожалению практически никто не знает Word в соответствии с требованиями современного делопроизводства. Достаточно ознакомиться с приёмами и формами электронной переписки. По сути, Word сводится к набору текста с клавиатуры, скорость набора даже не беру в расчёт. Причём, самое интересное, что в требованиях к работнику (например, в объявлениях) обычная фраза: "Уверенный, опытный пользователь ПК, знание MS, Word, Excel". Вам дальше раскрывать? MS – это фирма Microsoft, которая имеет огромную номенклатуру. На Excel остановлюсь в следующий раз.

 Хочу подчеркнуть, прежде чем предъявлять претензии учителю, стоит подумать, насколько этим требованиям отвечают работодатели.

И ещё один пример: в бухгалтерии и отделе кадров одной, достаточно крупной ростовской компании, набором всех документов занимается системный администратор, при наличии ПК у каждого работника этих отделов, причём никто этому даже не удивляется.

Т.о. работодатели нарушают основное правило экономики: Ваш спрос не рождает адекватного времени предложения. Для кого готовить грамотных специалистов, если формулируются подобные требования.

Надо поднимать планку запросов, но, прежде всего, необходимо формировать ИТ-грамотность во всём обществе. Что является составным элементом формирования Культуры в информационных технологиях (в их использовании, в отношении к ним, в формулировках и взаимоотношениях в этой области). 

Некоторую качественную картину, рассматриваемых проблем представляю в виде графика.

С уважением, Елена Анатольевна Остривная.

 

Комментарий был изменен с момента создания (Елена -ИТ, вс, 25/07/2010 - 17:48).

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


 

Уважаемые коллеги!

Размещение дайджеста социально-экономического форума "Информационное общество" в разделе дискуссии "Соответствие школьного образования в области ИТ требованиям жизни" имеет принципиальное значение, которое будет раскрыто по мере изложения материала.

Итак, VII Всероссийский форум.

Место проведения – г. Тверь.

Время проведения – 7, 8, 9 июля.

Аудитория форума более 2000 человек:

v                  руководители и заместители федеральных органов власти (в т.ч. Министр образования РФ Фурсенко А.);

v                  руководители органов власти субъектов РФ;

v                  представители научно-образовательного сообщества;

v                  руководители компаний-разработчиков и интеграторов в сфере ИТ;

v                  и т.д.

Дискуссии, проблемы, планы:

v                  Электронное правительство;

v                  Электронное образование;

v                  Электронное здравоохранение;

v                  Электронный регион;

v                  Электронная наука;

v                  Электронная культура;

v                  Информационная индустрия;

v                  ИТ для социальной защиты населения;

v                  ИТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

v                  Законодательство в информационном обществе;

v                  Инвестиции в информационную индустрию;

Выставочная экспозиция форума:

v                  стратегия развития информационного общества в РФ, а также возможности использования ИТ в …, образовании, культуре;

v                  развитие и использование ИТ для повышения качества и доступности образования РФ, …;

v                  использование ИТ в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения;

Итоги, задачи:

v                  с 2011 г. – "электронные паспорта" гражданина России (удостоверять право гражданина на различных государственных уровнях);

v                  осень 2010г. - большинство федеральных ведомств перейдёт на электронный документооборот;

v                  с 2012 г. - в российских школах будет введена система электронных дневников и журналов;

Выдержки из выступления Президента РФ Д.А.Медведева на совещании с организаторами и участниками форума (08.07.10):

v                  перевести ИТ в образовательном процессе в прикладное русло;

v                  "электронное правительство" как важный этап развития информационного общества;

v                  основной вектор деятельности – информационное развитие страны;

v                  образование – сфера особого внимания ИТ-развития общества;

v                  компьютерная грамотность учителя – необходимое профессиональное качество каждого педагога;

v                  недопустима путаница в терминах, подмена их, безграмотное использование в документах властных структур, публичных выступлениях официальных лиц;

Уважаемые коллеги!

Прошу обратить внимание на соответствие тематики нашей дискуссии "Соответствие школьного образования в области ИТ требованиям жизни" заявленным темам социально-экономического форума в Твери "Информационное общество" и в этом нет ничего удивительного, актуальность этих проблем давно является предметом озабоченности профессиональных кругов, в т.ч. педагогического сообщества.

И форум подтвердил насущную необходимость перевести круг обсуждаемых проблем в русло практической реализации.

С уважением, Елена Анатольевна Остривная.

 

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (Елена -ИТ, вс, 11/07/2010 - 01:54).

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


 Уважаемые коллеги!

Тема, поднятая в комментарии Л. Гончаровой, является сверхактуальной и давно волнует профессиональные круги. Подтверждение этому нахожу и в своей электронной переписке с представителями дошкольного образования (например, из Оренбургской области). Дошкольное образование – это практически тот фундамент, на котором должно строиться школьное образование. К сожалению, проблемами дошкольного образования в области ИТ практически никто не занимается. Продумывая эту проблему, каждый раз наталкиваешься на предостережение: "Внимание! Не произойдёт ли поглощение дошкольного образования в области ИТ  всем тем негативным, что в этой области накопила школа (запойное увлечение играми, социальными сетями ("одноклассники", "в контакте") и т.д., оторванностью образовательного процесса от реальной жизни. Возражения прошу направлять Президенту РФ, который однозначно высказался по этому поводу на тверском форуме 08.07.10. И, второе, Внимание! Привлекая внимание к проблеме, мы предоставляем площадку для "творчества" бесчисленных чиновников от образования по созданию огромного количества методик (а это их единственный и конечный результат деятельности), что, в свою очередь, побуждает к созданию методик работниками дошкольного образования. Результат всей этой деятельности может превратиться в бесполезную трату сил и времени и не имеет никакого отношения к образовательному процессу.

С уважением, Елена Анатольевна Остривная.

 

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


Уважаемый Иван Петрович!

Ваши претензии к неготовности школьников к практической работе (Word, Excel, локальная сеть) имеют под собой основание. Если в своих предыдущих комментариях я старалась соблюдать корпоративную этику, старалась обходить острые углы, то после выступления Д.А.Медведева на тверском форуме (см. дайджест) подобное ведение дискуссии будет выглядеть, как нежелание решать накопившиеся проблемы, что мне, как профессионалу, представляется недопустимым. На ряде моментов остановлюсь в следующий раз, а сегодня рассмотрю проблему: учитель обязан руководствоваться учебником, рекомендуемым Министерством образования. Даже беглое знакомство, например с учебником "Информатика" (автор Н. Угринович), который часто встречается во многих школьных библиотеках, которым пользуются учителя и ученики вызывает ряд принципиальных вопросов. Схоластическое, псевдо-усложнённое изложение материала (когда термины, давно имеющие практическую реализацию в жизни, излагаются как нечто абстрактное, наукообразное; например, алгоритм), попытка за один два урока изложить весьма сложные и фундаментальные понятия (например, понятие модели). Учебники часто 5-6-7-8-летней давности издания, что в столь динамично развивающейся области, как информационные технологии, влечёт полное искажение представленной информации (предлагаются к изучению давно устаревшие и канувшие в лету устройства, а ИТ-предложения сегодняшнего дня остаются за рамками). Такое ощущения, что авторы не знакомы с действующими законами, например с законом Мура. И можно долго рассуждать о подготовке работников ИТ-фирм, но современная школа не может, готовя смену, плестись в хвосте процессов, которые являются локомотивом развития экономики, культуры, общества.

Касаясь, затронутой Вами темы нелепых грантов могу тоже привести немало подобных примеров. Обвинять ИТ фирмы, у которых показатели роста прибыли (увеличения объёма продаж) – основа деятельности представляется бессмысленным. А вот почему педагогические коллективы с удовольствием играют роль бесплатных рекламоносителей? Какое отношение реклама, продвижение продуктов имеют отношение к образовательному процессу? Почему подобное благосклонно воспринимается руководством образования?

В заключение.

Мне, педагогу, горько выслушивать из уст Президента РФ "о компьютерной грамотности учителей как необходимого профессионального качества", "об отсутствии в образовательном процессе прикладного русла", "о путанице в терминах и понятиях ИТ" (чего стоят термины "Информатика", "ИКТ" и "Информационные технологии", перечисляемые через запятую даже на обложках учебников).

С уважением, Елена Анатольевна Остривная.

 

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


Уважаемые коллеги!

Позволю себе в качестве подтверждения проблем образования в области ИТ привести некоторые цифры . В открытой печати приведены предварительные результаты ЕГЭ на Дону. Буду придерживаться официального изложения:

Предмет

Количество сдавших (человек)

Количество

100-бальников (%)

Количество

двоек (%)

1

2

3

4

Для наглядности количество 100-бальников и двоек будет указано в процентах

Английский язык

997

нет

5,7

Биология

3665

0,3

4,9

География

155

0,6

3,2

Информатика

1015

1,3

12

История

3821

0,2

7,9

Литература

922

нет

4,7

Математика

23606

нет

4,8

Немецкий язык

78

нет

28

Обществоведение

12011

0,002

4,3

Русский язык

24019

0,4

4,1

Физика

5131

0,002

6,4

Французский язык

34

нет

нет

Химия

1547

0,6

4,5

Примечание: показатели немецкого языка – шутка осьминога Пауля.

Прошу обратить внимание на показатели "количество 100-бальников" и "количество двоек".

Показатели информатики вызывают удивление? Нет! Это парадокс? Да, как парадоксально любое явление перегруженное проблемами. Это расплата за пренебрежительное отношение к информационным технологиям; за учебники с не точной и устаревшей информацией; за оборудование учебных классов, часто,  разукомплектованной техникой; за проведение занятий, подчас, вообще без всякой техники; за подготовку и переподготовку учителей информатики; за пренебрежительное отношение руководства к дисциплине, за повальное увлечение играми, социальными сетями и т.д.; за дружбу с "интерактивной доской"; за "нетбк в каждом ранце". За всё в жизни приходиться платить. И это не столько вина учителя информатики, сколько его беда. А вина во всей сложившейся атмосфере вокруг этого предмета. О чём жёстко и однозначно высказался Президент РФ Д.А.Медведев (см. дайджест).   

С уважением, Елена Анатольевна Остривная.

 

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


Уважаемые коллеги!

В процессе дискуссии мы остановились далеко не на всех проблемах школьного ИТ-образования, которые будут освещены в дальнейшем.

В настоящем комментарии я считаю своим долгом остановиться на одной, неоднократно поднимаемой проблеме: об ответственности учителя информатики.

Начну с того, что само преподавание дисциплины, в названии которой: информатика, ИКТ, ИТ, создаёт путаницу.

В дальнейшем буду пользоваться обозначением: учитель ИТ.

Если внимательно рассмотреть и проанализировать положение, деятельность учителя ИТ, обстановку и т.д., то складывается следующая картина: отношение к дисциплине как к третьеразрядной. Перенос\замена уроков информатики считается допустимым и вполне приемлемым.

Круг интересов школьников вне школы абсолютно не совпадает с преподаваемым материалом (повальное увлечение развлекательной стороной ИТ: игры, социальные сети и т.д.). Школьники воспринимают информатику как "мёртвый язык" (такой же как латынь, древнегреческий, арамейский), а преподавание по ИТ никак не связывают с кругом своих интересов, то с чем они сталкиваются в жизни.

Учитель вынужден пользоваться устаревшими учебниками (например, Н.Угринович "Информатика для 11 класса" 2002 г.), в котором терминология, понятия устарели и не имеют отношение к действительности. Не говоря о схоластичности и эклектичности школьной программы по ИТ, оторванности от практического применения.

Оборудование компьютерных классов в школах, за редким исключением, разукомплектовано. Нередко преподавание ИТ ведётся вообще без всякого оборудования.

Мероприятия, которые выходят за рамки урока ( использование ИТ для уроков литературы, истории и т.д.) отторгаются.

Два, максимум три учителя используют минимальный (самый примитивный) набор приёмов для презентаций в PowerPoint. Это считается высшим достижением применения ИТ в образовании.

Повальное увлечение учителей социальными сетями и играми. Поощрение ученика возможностью поиграть на компьютере.

Мечта руководства школы иметь свой сайт для размещения собственных методик.

Неумение и нежелание использования в работе электронной почты (часто руководители не имеют своего электронного адреса).

Практически 100% школьников, пользуясь Интернетом, не имеют электронного адреса.

Увлечённость и участие учительских коллективов в конкурсах: "Подружись с интерактивной доской", "Каждому школьнику в ранец – нетбук" и т.д. и т.д.

Поступление техники идёт без учёта учебного процесса; модно нетбук – покупают нетбук.

Проблема школьного ИТ-образования сводится к подключению к Интернету.

Печатающее устройство, имеющееся в наличии только у руководства (распечатка рефератов, тестов школьников превращается в неразрешимую проблему).

Оплата работы учителя определяется не уровнем его образования, знаниями, а стажем работы и расположением руководства.

Один из вариантов повышения заработной платы учителя пройти платное (3500руб. – цифра, названная директором одной из школ) обучение для повышения категории, что является дикостью, такое положение говорит о незаинтересованности повышения уровня преподавания (любые коммерческие фирмы делают подобное бесплатно, желая получить профессионалов).

Есть ещё одна проблема – это районные дома детского творчества (удивительные структуры), которые ИТ воспринимают в качестве далёкой ненужной экзотики, предпочитая им вышивание, пение и т.д.

И в заключении, на проходящем 15.07.10 круглом столе "Безопасность детей в Интернете" в Союзе журналистов, при участии Билайна, отдела "К" ГУВД РО представитель методического центра информатизации при управлении образования РО,  не нашёл нужным представить позицию своего ведомства по этому актуальному вопросу, поучаствовать в дискуссии и при первой возможности удалился.

Упрёки Президента РФ на форуме в Твери восприняты как упрёк учителю ИТ, что не соответствует действительности, что было подтверждено в выступлении Д.А.Медведева на Госсовете и др. Это упрёк нашему школьному ИТ-образованию.

Вина учителя ИТ в поверхностном, легкомысленном отношении общества к ИТ (см. "Курьёзы ИТ"), в безразличном отношении школы к преподаванию ИТ, пренебрежительном, снисходительном отношении педагогических коллективов – это его беда.

 

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На:  Дискуссия: "Соответствие школьного образования в области И


Уважаемые коллеги!

Уважаемый Иван Петрович!

Мне понятно Ваше беспокойство, я его разделяю, и, безусловно, я не могу не думать о результативности нашей дискуссии.

Но, уже в том, что дискуссия идёт, что приходит много откликов на мой почтовый ящик (из Сыктывкара, Ханты-мансийского округа, ростовской области, Татарстана) и есть эффективность.

Хотела бы обратить внимание тех, кто работает в реальной сфере экономики. Если вспомнить 90-е годы, то тогда проходила масса семинаров, конференций, презентаций по ИТ тематике (почти каждую неделю, на лучших площадках города – Дон-Плаза, Вертол-Экспо, Филармония и т.д.), которые проводили и Microsoft, и Intel, и др. крупные ИТ-компании. До 20% посетителей составляли студенты, ученики старших классов, которые слушали, задавали вопросы, сметали весь раздаточный материал. Это широко освещали СМИ (радио, газеты, журналы). Посещение этих мероприятий были бесплатными. Где сейчас эта ИТ-среда. Думается, об этом стоит задуматься.

 

С уважением, Елена Остривная



Региональный узел Ростовской области