Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Грибы-паразиты

Фото пользователя Лариса Леонидовна Сауткина
Submitted by Лариса Леонидовна Сауткина on Wed, 23/06/2010 - 12:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сауткина Лариса Леонидовна
Место работы, должность: 
ГОУ школа-интернат г.Новоузенска учитель биологии и химии
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Изучить многообразие грибов, особенность строения и развития
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.В. Пасечник  Биология 6кл.

 

Используемая методическая литература: 

материалы интернет сайтов 

Используемое оборудование: 

гербарии,таблицы,наглядный материал 

Краткое описание: 
урок проходил в форме сказки с элементами детективного расследования

Урок  
«Грибы-паразиты»
Цель:Изучить многообразие грибов, особенность строения и развития
Задачи:  
  -Образовательная: развивать понятия о многообразии грибов, способах питания грибов, познакомить уч-ся с особенностями строения и размножения грибов-паразитов, вызывающих различные заболевания у растений, животных и человека и мероприятиях по борьбе сними.
-Развивающая: используя дидактические игры, проблемные вопросы, наглядность развивать мышление, внимание , познавательный интерес уч-ся.
-Воспитательная: продолжить формировать основы научного мировоззрения уч-ся, прививать бережное отношение к природе.
Оборудование: таблица, наглядный материал
I. Организационный момент.
II. Учёт знаний, умений, навыков.
Учитель: Сегодня на уроке мы играем в сериал «Следствие ведут знатоки». Вы ребята следователи –знатоки (представление ребят)
К нам поступило заявление с просьбой найти преступника. Из заявления следует, что местонахождение и особые приметы преступника известны: Под сосною у дорожки
  Он стоит среди травы.
  Ножка есть, но нет сапожка
  Шляпка есть, нет головы.
Состав преступления: Носит шляпку на ноге
Что-то прячет он в земле.
Что выясняется из заявления: Если что-то прячет, значит крадение. Мы можем составить фоторобот преступника (составляется на доске схема строения гриба)
 Учитель: Прошу следственному отделу разойтись по кабинетам и собрать, как можно больше информации о преступнике (повторение д/з )
Начинаем совещание. Прошу доложить.
Кодовая кличка преступника – гриб. Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые трубчатые). Чем питается?
В каких отношениях находится с деревьями? Как грибы размножаются?
Учитель: Преступник найден, дело раскрыто, состав преступления отсутствует.
III.Изучение нового материала
Тема урока6 «Грибы –паразиты.»

План
1.Грибы –паразиты сельскохозяйственных растений.
2.Гриб-трутовик

  На свете чудеса рассеяны повсюду,
  Да не везде их всякий примечал.
  И.Крылов

Учитель: А сейчас я вам расскажу сказку
  Быть может быль, а может быть побаску
  Что правда в ней, что выдумка решите вы тот час
  Теперь внимание послушайте рассказ.  
В некотором царстве, в небольшом государстве, на краю дремучего леса расположилось небольшое хлебное поле. Часть поля была засеяна пшеницей, а другая часть- рожью.
Солнце, солнце жарче грей,
Хлеб созреет поскорей.
Встанет колос золотой
Стройный, крепкий и густой.
Зерна заблестят, как жар
Хлеб наполнит наш амбар.
Все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало, и как в любом царстве государстве в своих апартаментах жил, ни о чем не тужил царь. И было бы все хорошо, да только однажды поехал царь на прогулку и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. (демонстрация) Пришла беда в царство мирное на поле золотое, погибло большая часть урожая. А вот почему почернели колоски пшеницы, в сказке не сказано, а мы должны сами узнать и объяснить царю в чем причина. (изучение гриба –паразита головня, рассказ учителя с использованием табл.и наглядного материала :головне –гриб –паразит, который поражает овес, ячмень, просо, кукурузу, пшеницу. Чорные созревшие споры головни во время уборки урожая попадают на здоровое зерно и сохраняются на нем до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков и растет внутри стебля питаясь его соком. Ко времени цветения пшеницы грибница головни достигает колоса. Разрастаясь образуя массу спор разрушая зерновки.
Закрепление: Как объяснить царю:
-Почему почернели колоски пшеницы?
-Что за гриб паразитирует на ней?
-Почему головню называют паразитом?
-Как происходит заражение головней.

Учитель: Мало собрали урожая пшеницы в тот год царские хлеборобы, но выручила рожь. Крупные колосья покачивались во все стороны от легкого ветерка.
Хлеб ржаной, батоны , булки.
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Но когда в пищу жители королевства стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть.
Совсем опечалился царь велел пригласить к себе самого мудрейшего из наимудрейших и потребовал объяснить причины тому. А сейчас, ребята послушайте, что поведал ему придворный мудрец.

Мудрец (сообщение уч-ся в костюме ):О великий царь, твои хлеборобы, наверное не заметили при уборке урожая на некоторых колосьях вместо зерен фиолетовые выросты похожие на маленький рожок. Если животное съедает такой колосок ржи, то у него появляются омертвление ушей, хвоста, ног ,а у людей, судороги от которых наступает смерть. Примесь рожков в муке вызывает заболевание, которое называют «злыми корчами». Так в 1889г. в Вятской губернии Киевской обл. заболело 3000 человек, из них 500 умерло. Эти рожки и вызывают болезнь и отравление. Наши придворные лекари из рожек делают лекарство, которое останавливает кровотечение, сужая кровеносные сосуды.

Учитель: Но мудрец не знал, что это за черные рожки и как бороться со всеми бедами, которые несли в королевство голод. А нам с вами додумать надобно.
Объяснение учителя с использованием табл. Гербария.
Черные рожки которые можно встретить на колосках ржи- это гриб спорынья. Осенью при уборке хлебов рожок спорыньи падает на земля перезимует под снегом, а весной на нем вырастает несколько красноватых шариков на ножках. Ко времени, когда рожь зацветет спора с помощью ветра проникает в цветок. В завязи спора прорастает образуя грибные нити. Эти нити выделяют сахаристую жидкость которая привлекает насекомых и они ее едят пачкая брюшко и лапки. Перелетая на другой цветок они разносят клеточки спорыньи заражая новые растения. Грибные нити разрастаются, образуя грибницу питающуюся органическими веществами разрушая зерна ржи.
Закрепление: Как объяснить царю?
-Почему заболи жители сказочного королевства?
-Что за черные рожки появились на колосках ржи?
-Как происходит заражение спорыньей?
-Докажите, что спорынья –гриб паразит.
Учитель: Выяснив причины заболеваний злаков и отравлений в сказочном царстве, зная о размножении, развитии и условиях произрастания спорыньи и головни сформулируйте. Как можно их уничтожить и не допустить заражения?
Меры борьбы
1.Уничтожение зараженных растений
2.Применение ядохимикатов

Учитель: А мы с вами возвращаемся в сказку. Рядом с полем в дремучем лесу обитало много лесных зверушек. Царь часто выезжал на охоту в лес позабавиться да зверей пострелять. Однажды скачет государь на вороном коне по лесной тропинке, а навстречу ему заяц косой. И вот какую историю, дрожа от страха заяц поведал царю.
Заяц ( уч-ся в костюме) Добрый день, Ваше величество! Я вот по лесу хожу, грибами интересуюсь, растущими на деревьях. А дело

вот в чем. У меня есть враг – Волк, так он сон потерял, за мной гоняться перестал, рыщет-ищет грибы, растущие на деревьях, имеющие форму копыта. Говорит, что они вред приносят деревьям и сбивает их палкой. А мне говорит: «Живи заяц, спокойно, пока все грибы не посбиваю, я тебя не трону». Да только спокойная жизнь мне не в радость, я ведь спортивную форму потеряю. Подскажите, что это за гриб? Какой он вред приносит. Правильно ли поступает волк?
Учитель: Мы с вам и должны помочь зайцу найти ответы на вопросы.
(Изучение трутовика: рассказ учителя с использованием табл. И наглядного материала)
(уч-ся отвечают на вопросы зайца)
- Что за гриб имеет форму копыта и растет на деревьях?
-Какой вред он приносит?
-Надо ли сбивать трутовики?
IV. Обобщение и систематизация знаний
Проблемные вопросы:
-Почему деревья, зараженные трутовиком, при сильном ветре ломаются и быстро погибают?
-Почему трутовики надо сбивать и сжигать?
-Что надо делать, чтобы деревья не заражались трутовиком?

Учитель: Сказка ложь, да в ней намек.
  Где здесь выдумка, а где урок?

Учитель: Сказка закончилась, а нам надо выполнить следующие задание
Игра «Четвертый лишний»
Головня, опенок, спорынья, трутовик

Разгадывание кроссворда по теме :  "Грибы-паразиты"
 

 Итог урока.

-Какие грибы мы изучили на уроке?
- Почему их относят к паразитам?
-Какие меры борьбы с грибами паразитами?

Оценки за урок
 

Д/З & 10, Подготовить презентации по группам .




 


»  Размещено в сообществах:   
Натуралист

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн