Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Праздничные народные гуляния

Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова
Размещено: Елена Геннадьевна Тарасова - пн, 05/07/2010 - 21:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кондратьева Г.М.
Место работы, должность: 
учитель ИЗО икусства, МОУ Балыклейская ООШ Тамбовской области
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
1. Дать представление о народных праздничных гуляниях как о синтезе всех искусств: устного и музыкального фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного. 2. Содействовать развитию эмоционально-эстетической отзывчивости учащихся средствами комплексного воздействия искусств. 3. Воспитывать интерес к национальным традициям своего народа 4. Продолжать развивать творческую фантазию, активность, умение работать в коллективе.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

мульмедиапроектор, компьтор, музыка в формате mp3, Слайды с изображением народных гуляний, динамическая таблица с изображением.

Используемые ЦОР: 

слайдовая презентация

Краткое описание: 
на данном уроке учащиеся получают представление о народных праздничных гуляниях как о синтезе всех искусств: устного и музыкального фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного.

 

Урок 6-7 в 5 классе
Тема: ПРАЗДНИЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ
Коллективная работа «Наш веселый хоровод»
(урок-практикум)
 
Цели:
1. Дать представление о народных праздничных гуляниях как о синтезе всех искусств: устного и музыкального фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного.
2. Содействовать развитию эмоционально-эстетической отзывчивости учащихся средствами комплексного воздействия искусств.
3. Воспитывать интерес к национальным традициям своего народа
4. Продолжать развивать творческую фантазию, активность, умение работать в коллективе.
 
Оборудование и материалы:
 
1.Слайды с изображением народных гуляний
2. Динамическая таблица с изображением
 
Материалы и инструменты:
 
Для первого урока – белая бумага, акварельные краски.
Для второго урока - цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, большой лист тонированной бумаги
Ход уроков:
Учитель музыки:
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время -  потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни. Основой религиозных культов у славян было обожествление сил природы, поклонение солнцу, воде, огню, земле. Почитая воду, славяне наделяли ее особой живительной, очистительной и целебной силой. Они относились к воде, как к источнику, питающему почву и растительность. С культом воды были связаны многие народные праздники, сопровождавшиеся купанием и обливанием.
( прослушивание  фрагмента оперы М.П. Мусоргского «Русалка»)
 
 Поклонение славян огню вызвало обряды и праздники, связанные с представлениями о «небесном огне», о солнце и молнии, о тепле и свете. Годовой цикл Солнца (Ярилы) делился у славян на периоды, или времена года: период Хорса (весна), Дажбога (лето), Стрибога (осень), Симарога (зима). Каждому периоду соответствовали обряды и праздники, посвященные солнцу. Например, в конце июня, в день празднования Ивана Купалы, во время гуляния жгли костры и прыгали через них и пели песни.
 
(Разучивание русской народной песни «Купальская песня»)
 
Пойдем, девки,
Пойдем, девки,
Кругом жита,
Кругом жита
Наше жито,
Наше жито
Свяченное,
Свяченное!
 
В нашем жите,
В нашем жите
Ведьма сидит,
Ведьма сидит.
 
Иди, ведьма,
Иди, ведьма,
У Сеньково,
У Сеньково,-
«Иди, ведьма,
Иди, ведьма
С нашего жита,
С нашего жита,
Тама жито,
Тама жито
Не свячено,
Не свячено»
 
 Костры как бы подогревали солнце, остывающее к осени. В древности этот праздник отмечали почти все народы Европы. Приходился он на время летнего солнцестояния.
 
Учитель литературы:
Купала - языческий праздник поклонения стихиям. Две из них – огонь и вода – участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода омывает, поэтому на Ивана Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купания. Само слово «Купала», видимо произошло от слов «купаться», «купанье». Обычно с этого дня в деревнях начиналось массовое купание в реках и озерах. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. На Руси для возрождения купальского костра употреблялся живой огонь (почетные старики добывали его трением из дерева), и, пока продолжалась эта работа, собравшиеся вокруг стояли в молчании, но как только вспыхивал огонь, начиналось массовое гуляние. По поверьям крестьян, в купальскую ночь, самую короткую нельзя спать, так как оживает вся нечисть- ведьмы, оборотни, русалки, змеи… Люди всю ночь плясали и играли вокруг костров, прыгали через них: кто прыгнет выше- тот будет счастливее.
Молодежь играла в горелки. Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал:
 
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо-
Птички летят.
Колокольчики звенят:
Диги - дон, диги - дон,
Убегай скорее вон!
 
В поговорках и приметах отразился веселый и почитаемый Иванов день.
Поговорки и приметы гласили:
Дядя Иван и людям, и нам
После Ивана не надо жупана
Иван Купала – хорошие травы 
Коли до Ивана просо в ложку, будет и в ложке   
          
Приметы:
Сильна роса на Ивана - к урожаю огурцов.
На Иванову ночь звездно - будет много грибов.
 
 Учитель ИЗО:
День Ивана Купалы посвящается собиранию лекарственных трав. Считается что именно в этот день травы набираются целебной силой. Из собираемых трав особенно пользуются уважением такие травы как купаленка (желтоголов), и цветок Иван -да- Марья, любисток, перелет – трава, разрыв – трава. А главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связано очень много поверий о кладах. С цветком папоротника, который цветет один раз в сто лет и именно в этот праздник, точнее – в самую полночь, под Иванов день. Немногим удается, по отголоскам той молвы стародавней, найти и сорвать дивный «жар-цвет», окруженный зоркой стражею изо всякой лесной нечисти, забирающей ко времени его цветения самую крепкую силу над суеверным людом. Правда достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится- и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает цветок. Человеку это сделать почти никогда не удается. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретет власть повелевать всем. Перед ним бессильны будут и мощные правители и нечистая сила. Он сможет знать где скрыты клады. Такова сила этого цветка.
 
 
II. Постановка художественной задачи: выбор композиции, техники.
А теперь разделимся на группы для выполнения коллективной работы «Наш веселый хоровод»
На основе полученных знаний будем делать эскиз для коллективной работы.
 
III. Работа над эскизами.
Выбираем технику: аппликация из бумаги и кусочков ткани.
 
IV. Выполнение задания.
Проводится индивидуальная работа, уточняется композиция и детали проработки в зависимости от выбранной техники.
 
V. Подведение итогов
 
Учитель литературы: Огонь и вода – две враждебные стихии. Русский народ, тороватый на красную речь не прошел мимо них своим живым, перелетающим из века в век словом. И есть про них великое множество пословиц, сказок, зачастую объединяющих обе эти стихии, по воле умудренного седой стариной народа сказителя.
 
Учитель ИЗО: Горели костры, неслись от них к берегу реки зажженные колеса -символические знаки солнца, показывая поворот солнца на зиму. На рассвете с шутками, песнями и притворным плачем сжигали соломенное чучело Купалы. Божество выполнило свою миссию ибо брошенное зерно в землю проросло и дало всходы, поэтому Купала (купа – куст, сноп старых растений, травы) может и должен умереть до следующей весны.
Сильное солнце, сильная вода, сильная земля, и человек, входя в контакт с природой. Берет у нее силы для завершения летних работ.
 
Выставка и обсуждение работ, оценка.
 

 

Прикрепленный файл Размер
narod_gylainie_rar_75548.rar 882.48 Кбайт

»  Размещено в сообществах:   

На: Праздничные народные гуляния


Уважаемая, Елена Геннадьевна! Материал интересный, а может сюда добавить материал и о других праздниках?! 

Комментарий был изменен с момента создания (axxddvvgn, пн, 06/02/2012 - 17:16).


Поиск

Loading
Сообщество «Урок искусства XXI века»

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн