Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости( В.Распутин "Уроки французского"

Фото пользователя Мария Михайловна Иванова
Submitted by Мария Михайловна Иванова on Wed, 07/07/2010 - 06:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова М.М. Козлова Т.И.
Место работы, должность: 
п.Сулук МОУ СОШ №20 Хабаровск МОУ СОШ №80
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Организовать деятельность учащихся по осознанию образа учительницы в рассказе как символа человеческой отзывчивости.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Б.Ланин. Литература 7 класс

Г.Меркин Литература 8 класс

Используемая методическая литература: 

Ресурсы Интернет

 

Используемое оборудование: 

проектор

интерактивнвя доска

Толковый словарь С.И.Ожегова

Словарь литературоведческих терминов (любой)

Используемые ЦОР: 

Фрагмент урока по литературе

Краткое описание: 
Данный урок может быть использован при изучении творчества В.Распутина по программам Б.Ланина и Г.Меркина, позволяет учителю наиболее полно рассмотреть образ учительницы, развивать навыки критического мышления, коммуникативные, межпредметные и метапредметные компетентности.

                                 Содержание урока

1. Проверка домашнего задания. Дома вы подготовили письменные размышления о том, какой жизненный урок получил герой в первой части рассказа. Прочитайте ваши домашние работы. - А кроме мальчика, кто ещё присутствует на страницах произведения? - Кто из героев оказал влияние на формирование характера мальчика и на его судьбу? ( уч-ся называют нескольких героев, в том числе учительницу, и отмечают, что именно она оказалась очень значимой в судьбе мальчика) 2. Работа с интерактивной доской ( Приложение 1, фрагмент №1) ( Слайд №2.) В форме кластера представьте основные черты характера Лидии Михайловны.( учащиеся заполняют кластер с помощью стилуса ) Открываем контрольный кластер (слайд № 3) и выявляем, что ведущим качеством учительницы является отзывчивость. Выясняем лексическое значение прилагательного «отзывчивый». (слайд № 4) Индивидуальное задание: с помощью литературоведческого словаря актуализировать понятие «символ», «образ». 1. Формулирование темы урока - Попробуем сформулировать тему нашего урока (В.Г.Распутин «Уроки французского». Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости) - Как соотносится эпиграф с темой урока, хотя слова принадлежат другому писателю? Учитель: - Почему именно отзывчивость можно назвать основной чертой личности Лидии Михайловны? Как это подтверждается содержанием рассказа?(слайд № 6) Путём погружения в текст докажем это. 2. Работа над текстом 1) Выразительное чтение фрагментов текста с описанием внешности учительницы. (ученик читает) - Какая она в восприятии мальчика? Почему в её присутствии мальчик чувствует себя скованно? - О чём и как она беседует с учеником? Выделить ключевые слова из фрагмента текста. 2) - Какие поступки характеризуют Лидию Михайловну как человека отзывчивого? ( Ученики перечисляют) - Для чего она это делает? - Почему её попытки оказываются безуспешными? - Какой необычный ход предпринимает учительница, чтобы помочь мальчику? 5. Анализ эпизода «Игра «Замеряшки ( учащиеся в паре получили предварительное задание - инсценировать фрагмент игры и прокомментировать её правила) - Игра на деньги: это хорошо или плохо? Почему же мы не осуждаем Лидию Михайловну и мальчика? - Прочитайте эпизоды «Лидия Михайловна подыгрывает» и «Лидия Михайловна «мошенничает». Объясните, почему она так играет? - Благодаря чему, по-вашему, мальчик преодолел трудности с французским языком? - Как и почему прервались «занятия французским»? 6.- Почему учительница не сумела объяснить директору школы смысл её игры с учеником на деньги? - А возможно, она не захотела этого сделать? Почему? Запишите короткий ответ на один из двух вопросов. ( три-четыре предложения) 7.Обсуждение ответов детей. - Можно ли отзывчивость назвать чертой русского национального характера? - В каких ещё произведениях мы видели проявление отзывчивости? 6.Читаем заключительную часть рассказа про себя. - Какое ощущение она оставляет у вас? - Чем в жизни стала встреча с учительницей для писателя В.Распутина? (вернуться к слайду №6) - Рассказ называется «Уроки французского». А как бы иначе вы могли назвать его? 7. Домашнее задание (разноуровневое, по выбору) 1.Возможно, были или есть взрослые люди, которые сыграли важную роль в вашей жизни. Напишите сочинение-рассуждение «Значимый взрослый в моей жизни…» 2. Создайте синквейн «Лидия Михайловна» ( учащиеся умеют выполнять эту работу)

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Галина Геннадьевна Селиванова

На: Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости( В.Ра


Мария Михайловна, замечательный урок. Сейчас, как никогда, актуально говорить о том, как отзывчивы учителя. но презентация, на мой взгляд, не так ярка и значима.



Будем говорить по-русски!