Обучение умению видеть и решать проблему на основе рассказа Е. Пермяка «Смородинка»
I. Орг. момент.
II. Слушание рассказа Е. Пермяка "Смородинка"
III. Работа с произведением.
1) Литературный пересказ (группа разбивается на пары. Идёт пересказ в парах. Сначала один участник пересказывает другому содержание рассказа, а второй, если первый что-то упустил, подсказывает ему, потом наоборот. После того, как закончилась работа в парах, участники садятся в круг – идёт пересказ по кругу).
2) Дискуссия по содержанию:
Вопросы учителя.Ответы ребят.Вывод.
Для чего Таня решила вырастить смородинку?
«Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом».
Цель – проверить, как маленькая почка может стать большим кустом.
Почему Таня решила сама вырастить смородину?
Решила проверить то, что сказал папа.
Проблема – не поверила в результат.
Как она решала эту проблему?
Сама решила смородинку вырастить.
Задача – посадить смородину.
Легко ли девочке было посадить смородинку?
Нелёгкая эта работа: лопухи выполоть, землю вскапать, но сперва дёрн снять, потом комья разбить. Сделать размётку, а потом посадить.
Решение задачи девочка разбила на этапы. На каждом этапе Таня анализировала свои действия и корректировала их.
Какие чувства испытывала Таня, когда смородина выросла?
Осталась довольна, что вырастила сама. И люди радуются, глядя на девочку.
Когда человек преодолевает трудности и доводит начатое до конца, результат обязательно приносит чувство радости, уверенности в своих силах. Хорошему результату рады и окружающие.
IV. Подведение итогов.
«Итак, если мы сталкиваемся с какой-то проблемой, у нас что-то не получается, то в первую очередь необходимо осознать проблему (Таня не поверила в результат).
После этого проблема формулируется в наших действиях (Таня решила проверить, как маленькая почка может стать большим кустом). Эта новая формулировка становится целью.
Прежде чем удастся достичь этой цели, человек неизбежно столкнётся с новыми мелкими (промежуточными) проблемами, которые потребуют наших действий. Решение этих промежуточных проблем – это задача нашей деятельности (Таня поставила перед собой задачу – посадить смородину).
Деятельность обязательно предварительно планируется (Девочка сначала лопухи выполола, потом землю вскапала, дальше дёрн сняла, комья разбила. Сделала размётку, и только потом посадила).
В процессе деятельности мы обязательно вносим поправки, т. е. контролируем свои планы (Таня позвала на помощь бабушку, заставляла себя, даже если было трудно).
Выполнив задуманное, мы осознаём результат деятельности (Таня осталась довольна).
Если бы разговор шёл не о жизненной ситуации, а о научной работе, можно было бы сказать, что действия идут по формуле: Осознание проблемы – постановка цели – формулирование задач – выбор стратегии – планирование – контроль выполнения планов – осознание результатов деятельности. Эту формулу можно назвать алгоритмом принятия решения».