Вы не зарегистрированы

Авторизация



Описание одной из форм мозгового штурма для использования на вокально-хоровых занятиях: игра «Фабрика звезд»

Фото пользователя Елена Вячеславовна Гришина
Submitted by Елена Вячеславовна Гришина on вс, 08/08/2010 - 23:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гришина Елена Вячеславовна
Место работы, должность: 
ТОГУК «Тамбовконцерт» (подразделение - Детская филармония) - концертмейстер, репетитор. ТГМПИ им. С.В. Рахманинова – соискатель по кафедре музыкальной педагогики.
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Уровень образования: 
дополнительное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Управление образованием
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
Организовать осмысление явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста в режиме диалога, в режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности как репродуктивных, так и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такой «спутник» процесса мышления учащихся, как потребность устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей. В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается доминирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами как части общего интеллекта учащихся.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

указано в полном описании (в конце)

Используемая методическая литература: 

указано в полном описании (в конце)

Используемое оборудование: 

указано в полном описании (в конце)

Краткое описание: 
В ходе совместного с детьми осмысления явлений музыкальной культуры используется коммуникативная технология мозгового штурма/атаки (развернутый вариант), понимаемая автором не только как эвристический метод, но и как диалогический. Подробнее о сути данного метода см. полное описание: введение.
 

Гришина Елена Вячеславовна

Г. Тамбов

 

Методическая разработка:

Описание одной из форм мозгового штурма для использования на вокально-хоровых занятиях: игра «Фабрика звезд»

 
Введение:
Описание коммуникативных принципов, использованных в данной методической разработке.
.
 
Особенность данной разработки состоит в том, что мы прибегаем к коммуникативной процедуре мозгового штурма. Данный метод интерпретируем не только как эвристический метод, но и как диалогический. Коротко об авторской интерпретации метода. Как известно, процедура мозгового штурма включает следующие основные стадии:
1. презентацию проблемы обсуждения и условий обсуждения;
2. стадию генерации идей;
3. стадию критики, защиты, обсуждения идей;
4. итоговую стадию принятия решения или обобщения результатов.
На стадии генерации идей запрещается критиковать какие бы то ни было предложения и мысли, даже самые непонятные и нелепые. Строгое соблюдение процедуры позволяет развести во времени генерацию идей и их критику, что минимизирует стрессы в процессе генерации идей и повышает тем самым продуктивность мышления. Но следует учитывать и то, что весь позитивный результат 1-3 стадий может при неправильной организации дезавуировать 4-я стадия. К примеру, если из всех наработанных идей, к воплощению будет принята одна, а остальные – просто отброшены. Снизить дискомфорт может помочь так называемый документируемый «банк идей» и др. Совмещение либо разворачивание стадий метода может образовывать массу его модификаций.
 
Метод мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) мы рассматриваем не только как эвристический (что традиционно для его описаний), но и как диалогический. Отнестись к мозговому штурму, как к методу диалогическому нам позволяют диалогические модели отечественной школы диалога культур (В.Библер, С.Курганов и др.), дополненные нашими собственными интерпретациями:
диалог-наведение (переформулирование повествовательных реплик в вопросительные): используется на всех стадиях, включен в другие модели диалога;
диалог-спор (термин школы диалога культур; экспрессивный диалог, призван способствовать порождению идей и развертыванию их до социально оформленных видов, не спор ради спора) используется
а) на стадии критики – по преимуществу;
б) на стадии генерации идей – как скрытый диалог-спор: генерируемые и внешне не оспариваемые идеи могут сами по себе выражать полярные точки зрения, а, следовательно, процесс генерации идей может проходить в режиме когнитивного конфликта, что имманентно диалогу-спору;
в) на итоговой стадии – по причине возможной фиксации неразрешенных когнитивных конфликтов;
диалог-согласие (термин школы диалога культур; стремление к обобщению результатов осмысления в ходе диалога-спора, создание единого смыслообраза) используется
а) на итоговой стадии - по преимуществу;
б) на всех стадиях – поскольку добровольное участие и подчинение правилам уже есть проявление согласия.
 
На наш взгляд, транспарентные для всех участников коммуникации
1) процедурные «правила игры» мозгового штурма и
2) т.н. психологические «диалогические якорьки» школы диалога культур
- позволяют организовать и соблюсти диалог по отношению к детям, обеспечить включение детской субъектности в творческий процесс осмысления явлений музыкальной культуры в информационном пространстве музыкального образования.
 
Для визуализации индивидуальных и коллективных процессов мышления часто используется интеллект-карта Т. и Б. Бьюзен: нелинейная, древо-образная, желательно красочная схема процесса и результата осмысления проблемы. Данная схема визуализирует логические и ассоциативные связи движения мысли вербально-понятийно и символическими мини-картинками.
 
В опоре на описанный выше метод были созданы и апробированы на практике ряд планов-конспектов уроков музыки и одна методическая разработка. Они размещены на портале «Открытый класс»:
1. Развернутая игра Мозговой штурм для уроков музыки.
2. Мозговой штурм (стадия генерации идей) в процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки.
3. Мозговой штурм (стадия генерации идей) – в процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
4. Преемственность в музыке разных эпох и стилей на примере старинного знаменного напева, Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения») и Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов осмысления).
5. Описание одной из форм мозгового штурма для использования на вокально-хоровых занятиях: игра «Фабрика звезд».
Предлагаем коллегам использовать данные размещенные нами материалы в качестве основы для уроков музыки, а так же, при небольшой адаптации, - за основу для внеклассных мероприятий развивающей направленности.
 
Описание игры «Фабрика звезд»
 
На стадии разучивания песни (хорового произведения), близкой к эстрадной готовности, учитель/руководитель организует конкурс исполнителей. Суть конкурса в следующем: каждый участник хора (в идеале: в т.ч. учитель) исполняет разучиваемое произведение сольно (возможно сокращение до одного куплета и т.д.). Остальные певцы внимательно слушают с тем, чтобы в заключение высказаться в качестве критиков: отметить как можно более подробно положительные и отрицательные качества исполнения каждого участника по параметрам - чистота интонирования, ритмическая точность, выразительность, качество звука, и все другое, что только смогут отметить.
По завершении конкурса, подытожив коллегиально лучшее, услышанное в исполнении товарищей, произведение исполняется хором.
 
Приведем пример применения вышеописанного метода на практике для разрешения морально-нравственной проблемы, возникшей на занятиях детского хора (описан случай в младшей группе самодеятельного молодежного музыкального театра «Покровская слобода» г. Тамбов):
Апрель 2005 г.
 
Суть возникшей проблемы: все дети (6-10 лет) разучивали песню, предназначенную впоследствии для сольного исполнения. Все очень старались по мере сил. Наступило время назначить солиста, т.е. выбрать того, кто исполняет эту песню лучше. Дети реагировали крайне болезненно: капризы, слёзы, бойкоты, обиды, высказывали свое беспокойство дома родителям… очевидно, все хотели быть выбранными на роль солиста (нормальный детский эгоцентризм). В связи с этим было принято решение выбрать солиста в режиме мозгового штурма коллегиально. Педагог организовал закрытый конкурс исполнителей:
жюри - сами учащиеся,
конкурсанты - тоже.  
Дети по очереди исполняли песню, после чего все члены жюри так же по очереди, во всеуслышание обсуждали исполнение каждого конкурсанта, в обязательном порядке отмечая положительные и отрицательные стороны исполнения каждого (по любым традиционным и не традиционным параметрам; и чем подробнее – тем лучше). В заключении каждый член жюри предлагал лучшего, по его мнению, кандидата в солисты, обосновывая свое мнение. В результате:
1) все дети почти единогласно выбрали того кандидата, которого намечал сам учитель,
2) ни один ребенок не выдвинул собственную кандидатуру в качестве солиста,
3) конкурс прошел весело, ни тени недовольства,
4) дети получили навык осознанного, цивилизованного и культурного музыкального восприятия своих коллег по искусству пения.
 
 
.
… … … … … … … … … … … … … … …
Методическая разработка:
Описание одной из форм мозгового штурма для использования на вокально-хоровых занятиях – игра «Фабрика звезд»
 
Цель: 
Организовать осмысление явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста в режиме диалога, в режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности как репродуктивных, так и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такой «спутник» процесса мышления учащихся, как потребность устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей.
В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается доминирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами как части общего интеллекта учащихся.
 
Использованная литература: 
  • Бьюзен, Т.и Б. Супермышление/пер. с англ. Е.А. Самсонов; - 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
  • Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. - Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
  • Гришина Е.В., Галиева А.М., К проблеме интерактивности на стыке двух сфер: медиа и культуры современной России (на примере интерактивной модели детской филармонии) // «Актуальные инновационные исследования: наука и практика» (Topical innovation issues: research & implementation): электронное научное издание. - Март 2010 (№ 1) - Тамбов, 2010г. - URL: http://actualresearch.ru/nn/2010_1/Article/pedagogy/grishina.htm . - Гос.рег. 0421000098. ISSN 2075-9843.
  • Гришина Е.В. Опыт коллективного осмысления вокального термина "атака звука" в режиме мозгового штурма // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Август 2009, ART 1345 . - CПб., 2009г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1345.htm . - Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.
  • Гришина, Е.В. Технологический аспект осмысления категории диалога (в контексте музыкального образования) // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной, и гражданской идентичности. Материалы Х Международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2008г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока. – В 2-х частях. Часть 2. – СПб.: Астерион, 2008. – 471. ISBN 978-5-94856-382-4. С.864-868.
  • Педагогика и психология высшей школы: Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002
  • Школа диалога культур – С.Курганов, И.Соломадин, В.Осетинский, Е.Донская//Школа сотрудничества: практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. – М.: Первое сентября, 2000. – с.118-125.
 
Краткое описание
В ходе совместного с детьми осмысления явлений музыкальной культуры  используется коммуникативная технология мозгового штурма/атаки (развернутый вариант), понимаемая автором не только как эвристический метод, но и как диалогический. Подробнее о сути данного метода см. полное описание: введение. 
 
Теги (ключевые слова)
Диалог, мозговой штурм/атака, эвристика, музыка, пение, вокал, хор, музыкальный стиль, жанр, интонация, анализ, синтез, восприятие музыки, осмысление музыки и музыкальной культуры. 
 
Предмет(ы)  
Вокально-хоровые занятия, музыка, внеклассное мероприятие.
Прикрепленный файлSize
Гришина. Е.В. Описание одной из форм мозгового штурма для использования на вокально-хоровых занятиях_игра Фабрика звезд.doc54.5 KB

»  Размещено в сообществах: