Submitted by Галина Онегина on Sat, 28/08/2010 - 18:20
Ход урока:
I.Эмоциональный настрой.
( Исполнение песни « Край родной»).
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой,
Край родной,
Навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
От море до гор высоких,
Посреди родных широт –
Всё бегут,
Бегут дороги,
И зовут они вперёд.
Солнцем залиты долины.
И куда не бросишь взгляд,
Край родной,
Навек любимый.
Весь цветёт, как вешний сад!
II.Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
- Человек рождается на свет.
И вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, своё бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не будет, не дано человеку прожить вторую жизнь.
Знакомая с детства тропинка, края которой поросли лопухами, тишина маленькой деревушки, которую нарушает перекличка петухов – всё это навечно связывается с представлениями о родине.
Неизмеримую нежность испытывает человек к родным местам, к отчему дому, к сказкам, услышанным в детстве; к поляне, по которой бегал босиком. Какой-нибудь невзрачный куст на берегу пруда, в котором купался в детстве, трогает душу, будит воспоминания, наполняя сердце любовью к самому дорогому месту человека – к краю,
где он родился.
Воронежская земля вырастила немало талантливых людей, прославивших наш край, сделавших его знаменитым.
Об одном из этих людей и пойдёт речь на нашем уроке.
Как вы думаете, кому посвящены эти строки?
Родных степей красу простую
Воспел с любовью он в стихах,
Его волнующие строки
Навечно будут жить в сердцах.
- Действительно, эти строки посвящены И.С.Никитину.
( На доске - портрет поэта).
III.Литературная композиция « Я Руси сын».
Ведущий: - Почти 200 лет назад ( в 1824 г.) на окраине Воронежа, в маленьком домике над рекой родился Иван Никитин.
Мать его была тихой и кроткой женщиной. Отец, небогатый торговец, имел характер крутой и властный. Он мечтал, чтобы его сын стал врачом. С шести лет мальчик выучился грамоте у соседа – сапожника. Беззаботные детские годы поэт вспоминает с теплотой.
« Детство сияет, как радуга в небе…» - писал он.
Ученик 1:
Детство весёлое, детские грёзы…
Только вас вспомнишь – улыбка и слёзы…
Голову няня в дремоте склонила,
На пол с лежанки чулок уронила,
Прыгает кот, шевелит его лапкой,
Свечка уж меркнет под огненной шапкой,
Движется сумрак, в глаза мне глядит.
Зимняя вьюга шумит и гудит.
Прогнали сон мой рассказы старушки
Вот я в лесу у порога избушки;
Ждёт к себе в гости колдунья седая –
Змей подлетает, огонь рассыпая,
Замер лес тёмный, ни свиста, ни шума,
Смотрят деревья угрюмо, угрюмо!
Сердце моё замирает, дрожит.
Зимняя вьюга шумит и гудит.
Няня встаёт и лениво зевает,
На ночь постелю мою оправляет.
« Ляг, мой соколик, с молитвой святою,
Божия сила да будет с тобою…»
Нянина шубка мне ноги пригрела,
Вот уж в глазах у меня запестрело,
Сплю и не сплю я…Лампадка горит.
Зимняя вьюга шумит и гудит.
Ведущий: Будущий поэт 6 лет учился в Воронежском духовном училище,
затем, продолжил учёбу в Духовной семинарии, но окончить её ему не пришлось. Мать Никитина скончалась, торговля отца прогорела, и чтобы не разориться окончательно, он завёл постоялый двор, где останавливались на ночлег возчики, прибывшие в город с обозами. Иван помогал отцу, а в свободное время он отдавался чтению, начал писать стихи.
Ученик 2: « Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего
дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца. Всё написанное я скрывал, как преступление, от всякого постороннего лица и с рассветом сжигал строки, над которыми я плакал во время бессонной ночи. С летами любовь к поэзии росла в моей груди…»
Ведущий: - Тяжело прошла молодость поэта. От этих лет остался у него холод на
всю жизнь.
Ученик 3:
Бедная молодость, дни невесёлые,
Дни невесёлые сердцу тяжёлые!
Глянешь назад – точно степь неоглядная,
Глушь безответная, даль безотрадная.
Ведущий:- Но наперекор тяжёлым жизненным испытаниям Никитин – не падал духом и продолжал заниматься поэзией.
Ученик 2: - « Не знаю, какая непостижимая сила влечёт меня к искусству…Какая непонятная власть заставляет меня слагать задумчивую песнь…»
Ярко звёзд мерцанье
В синеве небес;
Месяца сиянье
Падает на лес.
В зеркало залива
Сонный лес глядит;
В чаще молчаливой
Темнота лежит.
Слышен меж кустами
Смех и разговор;
Жарко косарями
Разведён костёр.
По траве высокой,
С цепью на ногах,
Бродит одиноко
Белый конь впотьмах.
Ведущий: - С помощью друзей Ивану Саввичу удалось открыть в Воронеже книжную лавку. Для тех, кто не мог покупать книги, была устроена библиотека. Здесь можно было побеседовать о литературе, послушать стихи хозяина –поэта. В его стихотворениях звучит настоящая, глубокая любовь к русской земле.
Ученик 4:
В чистом поле тень шагает,
Песня из лесу несётся,
Лист зелёный задевает,
Жёлтый колос окликает,
За курганом отдаётся.
За курганом, за холмами,
Дым-туман стоит над нивой,
Свет мигает полосами,
Зорька тучек рукавами
Закрывается стыдливо.
Рожь, да лес, зари сиянье, -
Дума, бог весть, где летает…
Смутно листьев очертанье,
Ветерок сдержал дыханье.
Только молния сверкает.
Ведущий:- К сожалению, талант И.С.Никитина не смог проявиться во всей своей полноте и силе он умер в возрасте 37 лет.
Поэт был похоронен на воронежском Новомитрофаньевском кладбище, рядом с могилой любимого им А.В.Кольцова.
Иван Никитин – гордость нашего края. В знак признательности в Воронеже поэту поставлен памятник.
IV.Знакомство со стихотворением И.С.Никитина « Утро».
1. Вступительная беседа.
- Родна природа – главная тема стихотворений Никитина.
Вот как писал об одном из произведений Никитина русский писатель И.А.Бунин:
« Красота ранней зари передавалась им так, что всё стихотворение было как бы напоено её росами, крепкой утренней свежестью, всеми запахами мокрых камышей, холодком дымящейся алой реки, горячим блеском солнца…»