Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"

Фото пользователя Тамара Анатольевна Коростелёва
Размещено: Тамара Анатольевна Коростелёва - вт, 31/08/2010 - 15:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Коростелёва Тамара Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ Сосновская сош №2 Тамбовская область, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цели урока: Обучающие: •продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям; •вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта; •закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его; •продолжить обучение декламационному чтению; •вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы. Развивающие: •развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова; •развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков; •способствовать развитию творческого воображения; •развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову; Воспитательные: •воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма; •воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда; •воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

В мире литературы 7 класс. Под общей редакцией А.Г.Кутузова. Москва, Дрофа, 2005

Используемая методическая литература: 

 

Ельцова О.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова. Москва, ВАКО, 2006
Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе. Урок за уроком. Москва, Русское слово, 2000
Информационные источники:
www.ozhegov.ru
ru.wikipedia.org
www.media-impulse.ru

 

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

Работа на сервисе Web 2.0 Imagechef  "Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"

Работа на сервисе Web 2.0 Playcast. Плэйкаст "Бабушка Лермонтова"

Работа на сервисе Web 2.0 Yutube. Фрагмент из к/ф "Лермонтов". Режиссёр Н.Бурляев. Эпизод "Похороны матери"

Работа на сервисе Web 2.0 Slide.Слайд-шоу "Тарханы"

Работа на сервисе Web 2.0 Yutube. Фрагмент из к/ф "Лермонтов". Режиссёр Н.Бурляев. Эпизод "Кавказ"

Работа на сервисе Web 2.0 Calameo.Презентация к уроку

буклет

конспект урока

 

 

Краткое описание: 
Использование современных технологий на интегрированном уроке литературы "М.Ю. Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" помогло сделать урок ярким, запоминающимся, повысило не только эффективность обучения, но и помогло создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Работы, выполненные на сервисах Web 2.0, позволяют учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к классической и современной литературе.

 

1. Слово учителя  (на столе горит свеча, звучит музыка)

Учитель В ту осеннюю ночь в мире творилось что-то странное: над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали сюда дорогу. Зато почти всю ночь в самом доме горел свет и суетились люди. В этом доме снимал комнату отставной капитан Юрий Петрович Лермонтов. Поздней ночью ему сообщили, что он стал отцом: жена родила сына.

                     Москва, Москва, люблю тебя как сын,

                     Как русский, сильно, пламенно и нежно…

 

Действительно, пройдут годы, и обратится с такими проникновенными словами к родному городу великий русский поэт М.Ю.Лермонтов. Именно о его творчестве мы будем говорить на сегодняшнем уроке, который  проведём в нашем медиаклассе.

     Через несколько дней исполнится 196 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не  ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним  страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус».

Работа на сервисе Web 2.0 Imagechef "Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение «Парус»"

                            (запись темы урока в тетради)

    Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы поделимся своими впечатлениями и попробуем ответить на вопрос: «В чём секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус»?             

    Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё  задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.

Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения  приоткроют нам дверь в удивительный мир поэзии М.Ю.Лермонтова.

2. Страницы жизни М.Ю.Лермонтова

ГРУППА БИОГРАФОВ

1 ученик Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш.   

В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Работа на сервисе Web 2.0 Playcast . Плэйкаст «Бабушка Лермонтова»

2 ученик  Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь.                     

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею чёрный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее…и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…            

Работа на сервисе Web 2.0 Yutube.Фрагмент из к/ф «Лермонтов». Режиссёр Н. Бурляев.  Эпизод «Похороны матери»

3 ученикВоспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы.

Работа на сервисе Web 2.0 Slide.  Слайд-шоу «Тарханы»

Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.

  Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Ссора двух самых близких людей тяжким грузом легла на чуткую душу ребёнка.

4 ученикЛермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ.  Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.                  

Работа на сервисе Web 2.0 Yutube.Фрагмент из к/ф «Лермонтов». Режиссёр Н. Бурляев.  Эпизод «Кавказ»

Синие горы Кавказа, приветствую вас. Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе…

Работа на сервисе Web 2.0 Calameo. Презентация

5 ученик В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион.

         Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.

В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. Учится в нём только 2 года, т.к. за свободолюбивые мысли и взгляды, за нежелание смиряться с несправедливостью Лермонтова отчислили из университета. Он уезжает в Петербург.

Учитель Неизвестно, что ждёт его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет.

Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

                                                        (включить запись шума моря)

3. Подготовка к восприятию стихотворения

Как вы думаете, что увидел Лермонтов?    Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)  

 Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.

Какое море в тихую погоду, в бурю? Посмотрите репродукции картин Айвазовского.

Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.            

Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус.

Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».                   

                          (учитель читает стихотворение «Парус»)

                                             

4. Работа с текстом стихотворения «Парус»

Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы. Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми. Полный вперёд к новым открытиям!

Словарная работа                   

         Давайте как на уроке русского языка напишем слово «стихотворение».

 (на интерактивной доске)         

 Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации? (поэт, строфа, художник слова) Какова особенность морфемного состава слова? (в слове 2 корня: -стих- и –твор-) А родственными являются такие слова: стихи, творчество, творить, творение стихов. Вслушайтесь, как красиво звучит – «творение стихов». Да, творить стихи – это настоящее искусство.       

  В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.    

Анализ текста.

Какими словами рисует Лермонтов море? ( голубое, лазурь, луч солнца)

А какого цвета парус? (белый)

Белый, лазурный, голубой, золотой.

Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости)

Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? ( парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)

А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на "одинокий". Да, это так. Читая стихи декабриста Бестужева, Лермонтов встретил у него определение паруса как одинокого.

Может быть, вы знаете или догадываетесь, почему?

(Добавляю: отдаленный- только о парусе, а одинокий- не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)

Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они? ( картины природы, безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус)

Одинокий парус между небом и землёй.

 (составление схемы – рисунка)

                над ним луч солнца золотой

                              парус (рисунок)

               под ним струя светлей лазури

Парус между небом и землёй: бездонное небо, морская глубина и парус.

Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (самого поэта, его размышления)

Обратим внимание на пунктуацию, ведь в стихотворении всё важно. Первое, что бросается в глаза,- это многоточия, которые призваны разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение и не относить его к пейзажной лирике.

Сколько раз употребляется слово парус? (один)

Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)

Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей.     

Смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки - о парусе и о том, что его окружает, следующие две - о состоянии души лирического героя)

                          ( продолжение составления схемы – рисунка)

покинутый родной край        парус (рисунок)                  далёкая страна

                                                 

Парус затерялся между покинутым родным краем и неведомой далёкой страной.

 Любимый прием – антитеза («край родной» - «страна далёкая», «ищет» - «кинул», «под ним» - «над ним»).

Работа с таблицей                       

Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

                                                 

1строфа.      

-Что видим?(море, небо, паруса, затишье)

Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие  уж простые. Если бы сказать об этом прозой, то фраза была бы построена иначе: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихотворении же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк. Для чего? Это делает их особенно заметными, выделенными, придаёт им дополнительную силу.

Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.

Вывод: инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение.

Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)

А теперь проследим роль глаголов – той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики, изменчивости.

Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.

А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.

Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.

А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.

2 строфа.    (1 группа самостоятельно в тетради)

Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).

Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».

А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)

А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)

Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.

3 строфа.(2 группа самостоятельно у компьютеров)

Что видим? (ослепляющий  своей красотой морской пейзаж)

Как читаем? (светло, торжественно)

А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»

Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.Лермонтов. Вглядитесь в его картину.

                                                            

В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова?

ГРУППА ЯЗЫКОВЕДОВ – ЛИНГВИСТОВ                     

 Работа со словарём.«Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный.

                            Например, мятежная душа.

Словарь Ожегова          www.ozhegov.ru      (инт.доска, сайт)

Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.) Это слово встречалось в теме урока. Почему жизнь поэта можно назвать мятежной?

На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.) В союзе «а» заключено противопоставление спокойного пейзажа и бури, шторма. Герой отвергает покой, отсутствие движения, пусть даже под чистым безоблачным небом.

А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.

5. Выразительное чтение стихотворения «Парус»

Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды.

6. Романс А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»

ГРУППА МУЗЫКАНТОВ                        

Ученик Многие русские композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему дал русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро - испанского танца.

Учитель Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента. Ваши впечатления можете записать в тетради.

    (прослушивание романса А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»)

Ваши впечатления?

В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Неуспокоенность, бесконечные поиски идеала прекрасны, они возвышают душу.

7. Заключительное слово учителя

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.

Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.

 Исполнение вместе с детьми под аккомпанемент учителя песни на слова Б.Окуджавы музыка Е. Глебова «Белый парус»

Срывался голос мой высокий,

Когда я в раннем детстве пел:

«Белеет парус одинокий…»

И он белел, белел, белел.

Те дни прошли, и мир широкий

Раскинулся передо мной.

Белеет парус одинокий

Всё той же чистою звездой.

Белый парус – тонкое крыло,

Только б это было, только б не прошло.

Белый парус детства моего,

Ты белей, мой парус,

Больше ничего.

Пусть жизнь моя, как путь жестокий,

Мне в кровь подошвы разобьёт.

Белеет парус одинокий

И за собой меня зовёт.

И если вдруг удел высокий

Дарован будет мне судьбой,

Белеет парус одинокий

Крылом надежды надо мной.

Белый парус – тонкое крыло,

Только б это было, только б не прошло.

Белый парус детства моего,

Ты белей, мой парус,

Больше ничего.

                           

8.Возврат к началу.

Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. 

Какие открытия вы сделали? Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?

Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?

Как в нашем посёлке Сосновка увековечена память о Лермонтове? Что названо его именем? (улица)

9. Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение наизусть

2.Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.

Дерзайте!

10. Выставление мотивированных отметок за урок

11. Заключение.

Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди! На уроках литературного краеведения вы узнаете, какие тамбовские тропинки можно отыскать в творчестве поэта.

Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.

Результативность:   проведение урока-исследования позволило углубить знания учащихся о  жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, развить эстетический вкус, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности, воспитать любовь к литературе.

 

Список адресов Интернет-сайтов по творчеству М.Ю.Лермонтова

1.     Акварель М.Ю.Лермонтова «Парус». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ca32b64-19a0-4960-a066-4...

2.     Информационно-программный комплекс «КМ – Школа».

3.     Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.  www.km.ru

4.     Михаил Юрьевич Лермонтов. http://lermontov.niv.ru/

5.     Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). http://www.litera.ru/stixiya/authors/lermontov.html

6.     М.Ю.Лермонтов. http://www.lermontov.info/

7.     Стихотворения Лермонтова. http://www.mibook.ru/lermontov.php?ty=1&wo=4&po=40

8.     Автограф стихотворения «Парус». feb-web.ru

9.    Каталог русских песен и исполнителей. А Варламов «Парус». http://www.retromusic.ru/p2.shtml?author=244

Прикрепленный файл Размер
АННОТАЦИЯ медиа.doc 27 Кбайт
Парус.rar 1.56 Мбайт
_doc_16540.doc 2.41 Мбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Валентина Алексеевна Дубинина

На: М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус


Тамара Анатольевна, прекрасный урок. Спасибо за интереснейшую и обширную информацию.

С уважением Дубинина В.А.




Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова

На: М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус


Тамара Анатольевна, замечательная разработка, молодец!  НО! Для удобства пользователей было бы неплохо сделать ссылки с каждого ЦОРа...

С уважением Елена Тарасова




Фото пользователя Наталия Алексеевна Наумова

На: М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус


урок высший класс как давно это было и такой красоты во время уроков не было

Наумова Наталия Алексеевна NAtaliyAlekceevNAumova




Фото пользователя Наталья Викторовна Желтухина

На: М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус


Тамара Анатольевна - большая умничка. Спасибо за урок

Желтухина Н.В.



Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус


Тамара Анатольевна, с наслаждением прочитала Ваш урок! С великим удовольствием! Красивый, насыщенный, грамотно построенный. Прелесть!

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Наталья Николаевна Нурлыгаянова

На: М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус


Тамара Анатольевна, урок очень понравился. Спасибо! Желаю удачи!



Фото пользователя Нэля Владимировна Плакса

На: М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус


Тамара Анатольевна, 25 лет учу детей литературе. Но сегодня многому научилась сама. Спасибо!




Фото пользователя Тамара Анатольевна Коростелёва

На: М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус


Дорогие коллеги, спасибо за  добрые слова. Рада, что моя разработка вам понравилась.




Фото пользователя Нэля Владимировна Плакса

На: М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус


Тамара Анатольевна, посмотрите экспертное заключение на Ваш урок.




Фото пользователя Татьяна Николаевна Чупина

На: М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус


Тамара Анатольевна! Спасибо за наглядный образец. Просто красиво! Задумалась: получится ли у меня что-нибудь, но хочется всё это освоить.



Поиск

Loading
Сообщество «Урок искусства XXI века»

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн