Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Submitted by Лилия Ивановна Савельева on пн, 06/09/2010 - 15:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Савельева Лилия Ивановна
Место работы, должность: 
г. Энгельс МОУ СОШ №16 учитель ИЗО
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 
Цель урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского - художника В.И. Сурикова 2. Сформировать представление об историческом жанре, о значении изобразительной станковой картины в русском искусстве. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. 3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству 4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. 5. Познакомить учащихся с картиной художника В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» 6. Познакомить учащихся с информационными технологиями, позволяющими сделать процесс обучения более наглядным и динамичным. 7. Учить детей применять в обучении информационные технологии. План урока: 1. Организационный момент 2. Знакомство с творчеством великого русского художника В.И. Сурикова на примере картины «Утро стрелецкой казни» 3. Подведение итогов, сообщение домашнего задания
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемое оборудование: 

Компьютер, проэктор, мультимедийная доска

Краткое описание: 
В.И. Суриков - один из ярких представителей исторического жанра в русской живописи. До Сурикова художники писали картины на исторические темы, но не могли передать дух того времени. В 1881 году написал «Утро стрелецкой казни» Картина о подавлении стрелецкого бунта в Москве в сентябре 1698 г.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Ход урока:

1.  Организационный момент

2.  Знакомство с творчеством великого русского художника В.И. Сурикова на примере картины «Утро стрелецкой казни»

В.И. Суриков - один из ярких представителей исторического жанра в русской живописи.

Начал учиться живописи поздно, из сибирского города Красноярска он приехал в Санкт-Петербург, а через 2 года участвовал в выставках Академии Художеств.

До Сурикова художники писали картины на исторические темы, но не могли передать дух того времени.

В 1881 году написал «Утро...»

Картина о подавлении стрелецкого бунта в Москве в сентябре 1698 г. Когда Петр путешествовал по Европе, его сестра Софья надеялась на захват царского престола и подговорила стрельцов бунтовать против власти царя. Спешно вернувшись из Вены, Пётр приказал казнить более 200 стрельцов. Казнь состоялась в присутствии царя и европейских послов.

Там лицом к лицу встретились две силы - сила безграничной царской власти, утверждающей новые порядки в жизни, и сила народная - стрельцы, крепко держащиеся за старые традиции, верующие в доброго царя.

Суриков отразил этот конфликт, это переживание народного горя.

На чьей стороне художник?

Он отодвинул фигуру Петра вглубь, сделав народ главным героем картины! «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а вовсе не казнь»

 

Дождливая поздняя осень. Светает. Наступает пасмурное холодное утро. От долгого дождя на Кр. Площади грязно. Храм Василия Блаженного со срезанными верхушками куполов как бы обезглавлен. Сумрачный пейзаж

 

вызывает тревогу. Охватив взглядом пейзаж, зритель начинает всматриваться в толпу, где нельзя разобраться, но вскоре в этой гуще мы начинаем различать стрельцов в белых рубахах с горящими погребальными свечами в руках, а в глубине площади у виселиц и у шеренги петровских солдат перед ними - верхом на лошади - Петра.

Эти последние минуты ценны для художника: в них раскрываются характеры, мысли и переживания ожидающих казни и их близких - жен, матерей, детей, их друзей и недругов. Масса народа, изображенная на картине -это люди того времени. Жители Др.Москвы собрались, когда Пётр I расправлялся со стрельцами.                                                                 ^

Вряд ли до этой картины можно назвать какую-либо другую, в которой главным героем был народ.   Почти три четверти полотна заполняет толпа народа. Народной массе противостоит маленькая группа вельмож и шеренга преображенцев, еле заметная.

Здесь люди разного имущественного положения, объединенных одним горем. Художник раскрывает переживания в мужских и женских образах всех возрастов.

Маленькая девочка с заплаканным лицом, припавшая к седому старику стрельцу, девушка в безрукавке, с воплем схватившаяся за голову молодая жена стрелецкого начальника; а др. жена, в отчаянии снимающая кафтан с чернобородого стрельца; горестно сжавшая руки пожилая крестьянка с изможденным морщинистым лицом, сидящая на земле.

Такова горькая доля женщины Древней Руси.

Иные переживания в мужских образах. Мальчик который приник к матери во время увода на казнь отца, утирающий слёзы рукавом , сидящий рядом с седобородым стрельцом; сами непреклонные, погруженные в свою думу стрельцы, скрывающие за суровостью человеческое сочувствие солдаты, сочувствующие зрители - русские, иностранцы.

 

Стрельцы размещены на телегах и приподняты над фигурами близких , они выделяются из толпы своими белыми рубахами и огоньками горящих свечей.    т

В картине нет единого центра.

Каждый из стрельцов является центром, вокруг которого группируются его близкие - полные горя матери, жены и дети, внуки. Горе жен у которых отнимают кормильцев.

В их страданиях «Мало слов, да горя реченька, горя реченька бездонная». Но если родные стрельцов охвачены отчаянием, то сами стрельцы в эти последние минуты думают о своем. Они так поглощены своими мыслями, что кажется не замечают своих родных. Стрельцы выглядят более сильными. Даже перед лицом смерти сохраняют они веру в свою правоту.

Слева изображен полулежащий на телеге стрелец, повернувшийся спиной к зрителям. Его голова понуро склонилась. На плечо накинут кафтан из когда-то дорогой ткани, в ухе серебряная серьга, русые вьющиеся волосы свидетельствуют о склонности стрельца к нарядной одежде и веселой жизни. Но это было в прошлом, а сейчас кафтан весь в дырах. По заплатам видно, что времена достатка миновали и сменились нуждой на изнурительной пограничной службе. Уже одной этой подробностью (повторяющейся и в одежде других стрельцов) Суриков дает понять бедственное положение, в котором находилось стрелецкое войско перед бунтом.

Возле лежащего стрельца нет никого из близких. Его одинокая фигура замыкает слева всю группу стрельцов, как справа её замыкает - тоже обращенная к зрителю спиной - фигура стрельца, идущего на казнь.

Правее полулежащего стрельца в окружении жены и матери сидит рыжий стрелец. Он повернулся к Петру. За спиной в повозке сидит жена в желтом платке, прижав руки к груди. Мать сидит рядом на земле. Её измученное лицо изрезано глубокими морщинами, веки покраснели от слёз. Левая рука опущена на колено, а правую она положила на телегу, чтобы этим касанием ощутить присутствие сына. Рыжий стрелец не замечает страданий ни жены, ни матери -он в упор смотрит на Петра, яростно прижимая к груди свечу, не ощущая горячего воска, капающего на руку.

Правее рыжего стрельца, лицом к зрителю, сидит стрелец с большой бородой, но над ним уже склонился солдат, отпирающий ключом замок оков.

Скоро его уже поведут на казнь. Слева рядом мать, вытирающая мокрое от слёз лицо. Стоящая за ней девушка - это просто зрительница. Она со спокойным любопытством смотрит на происходящее. Справа от стрельца -  его жена, с красивым измученным лицом, в ярко-желтой одежде. Жена, взявшись за его плечо, помогает снять кафтан, сколько раз она помогала снимать этот кафтан с плеч мужа, возвращавшегося домой после государственной службы, но никогда не снимала с такой страшной целью - в последний раз. Брови страдальчески сдвинуты, глаза широко открыты от ужаса. Но верный себе стрелец погружен в свои мысли. О врагах. Он не замечает страданий жены. Этого стрельца охраняет солдат - преображенец. Это типичное лицо русского солдата. В складке между бровями и щекой видно внутреннее напряжение. Он стремится не поддаться жалости - служба не велит.

Мысли чернобородого о врагах. Взгляд черных глаз исподлобья устремлён на группу иностранцев. В этом стрельце есть что-то бунтарское, разбойное. Если бы ему удалось спастись, он, как и рыжий, снова поднимал бы бунт.

Следующий узел в центре картины - это старый стрелец с седыми волосами, к нему прижались дети. Подросток - сын сидит на краю телеги и утирает слёзы. Девушка-дочь в душегрейке с рыданием припала к груди. Это миг прощания. Действительно, справа солдат который одной рукой стаскивает со стрельца кафтан, и гасит свечу.

Пальцами правой руки стрелец касается дочери, его лицо приняло серо-землистый цвет. Глаза неподвижны. В глубине картины виднеется голова еще одного стрельца. У него молодое лицо без бороды. Он задумчиво смотрит на происходящее. Это автопортрет - художник изобразил себя.

Далее изображен стрелец, прощающийся с народом. Он уже приготовился с смерти. Возле него нет близких, и прощается он со своим народом. По старинному обычаю кланяется на 4 стороны и просит прощения, если в чем был виноват. Справа преображенец торопит его.

Богатая одежда стрельца и семьи показывает, что это один из стрелецких начальников. Его уже повели, кафтан снят и второпях брошен на грязную землю. Молодая женщина одной рукой схватилась за голову и вопит от горя, а к ней

припал сын. На первом плане женщина и девочка. Женщина сидит на земле на брошенном кафтане. Они принадлежат к части бедных стрелецких семей. В руках зажата погасшая свеча. Эта свеча и кафтан - всё что осталось как воспоминание о муже-кормильце. Она ничего не слышит и не видит. Горе так велико, что художник не показывает полное отчаяния лицо.

Рядом маленькая девочка-дочь. Она громко плачет, хотя не понимает, что происходит. Плачет от страха, от того, что все кругом плачут.

Вскоре после казни стрельцов их жены и дети будут высланы в Сибирь и обречены на голод и нищету.

Если в центре скорбные моменты, то в образах чернобородого и рыжего стрельцов - борьба и сопротивление. Остроконечная шапка рыжебородого дерзко сдвинута набок. Он единственный не снял шапки перед царём, да и зажженную свечу - символ покаяния и молитвы - сжимает как оружие. Увидев Петра, всё его тело напряглось и рванулось вперед. Глаза сверкают. Он хоть сейчас кинулся бы на Петра.

Группа царя немногочисленна - шеренга солдат, иностранцы и бояре. Центром этой группы является фигура Петра I.

В левой части картины люди внутри групп взаимодействуют с центральной фигурой - обнимаются, плачут... в правой части все стоят и молча смотрят. Иностранный посол в роскошном костюме стремится понять жестокие нравы. Но он неравнодушен к происходящему, в глазах сочувствие.

Рядом старый боярин. Он сложил перед собой опущенные руки и смотрит тяжелым взглядом. Он на стороне Петра I, но весь его вид и одежда связаны с допетровской Русью. Он сочувствует стрельцам, ведь уже через год выйдет указ носить только европейскую одежду, а кто ослушается - наказывать.

Мы видим великолепную карету. В окошке кареты женщина в русском головном уборе. Она с испугом смотрит. Это одна из сестёр Петра I, скорее всего активная помощница Софьи

Петр, осуществляя свои цели, не щадил никого - тяжко карал всякого, кто осмелится встать на его пути.

 

Петр изображен верхом на лошади. Он всматривается в толпу и вот его глаза увидели стрельцов. Он как от толчка выпрямился в седле, рот жестко сомкнут, подбородок выдвинулся вперёд и на смуглом, потемневшем от гнева лице сверкнули страшные глаза.                       

Петр видел в стрельцах источник смут, заговоров. Стрельцы - символ военной отсталости России.

Петр, приехав на казнь, увидел стрельцов не раскаявшихся и не покорившихся, увидел обжигающий взгляд рыжебородого и Петр устремил на стрельцов ответный огненный взгляд.

Художник показал не казнь, о торжество последних минут стрельцов, показал их стойкость, свободолюбие, их ненависть к гнету и героизм .

Могучие образы стрельцов, осмелившиеся восстать против грозного царя и в момент казни не раскаявшиеся.

Хотя мы, зная историю, понимаем, что без создания регулярного войска, без суровой школы в петровских полках не было бы суворовских чудо-богатырей, но жесткость Петра в подавлении бунта, тем не менее, ужасает. Художник сумел в полной мере передать всю противоречивость ситуации, нашел убедительные и яркие человеческие образы, всесторонне проработал пейзажно-архитектурную составляющую фона, исследовал и восстановил костюмы и оружие эпохи - русские народные костюмы разных слоев и сословий общества, одежды иностранных послов, солдат.

3. Подведение итогов, сообщение домашнего задания

Домашнее задание:

- На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу, посвященную страницам истории.

Один из сложных этапов - первый - выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции.

Для того чтобы образы будущих работ были глубоко прочувствованными, осмысленными, каждый дома подберите материал и обоснуйте свой выбор. Напишите об этом в «поисковой» тетради.

Направить свой поиск в нужное русло вам помогут вопросы (вопросы написаны на доске или их ксерокопии раздаются учащимся):

1. Как вы понимаете слова Сурикова: «Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее»?

2. Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить живописную работу?

3. Какой момент исторического события вы положите в основу композиции? Почему?

4. Какие литературные произведения вы читали об этом событии (или герое)? Знаете ли вы живописные или графические работы, посвященные этим событиям?

5. Каким образом в своей будущей композиции выделите смыслообразующий центр?

6. Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль?

7. Как вы назвали бы свою картину?

8. Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн