Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Вечный» А.П. Чехов. Анализ героев рассказа «Толстый и тонкий»

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 05/02/2009 - 23:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фоктова Лариса Александровна
Место работы, должность: 
учитель МОУ "СОШ с.Абодим Петровского района Саратовской области
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1)раскрыть эстетическое начало чеховского рассказа через анализ образов главных героев; 2) развивать критическое мышление, воображение учащихся; 3) воспитывать нравственность и чувство уважения к классической литературе.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
16
Используемое оборудование: 

кинопроектор, рабочие карты,  листы бумаги, краски

I. этап урока «Эмоциональный настрой» Притча

Учитель:

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

- Как вы понимаете основную мысль текста?

- Как она поможет нам на уроке?

Учитель: «Вам сегодня тоже предстоит найти ключ от замка  чеховского рассказа, а ключиком будут вечные темы».

 

II этап урока. Вызов.

1. Определение темы урока.

- Объясните значение слова «вечный»

- Предположите, почему рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» можно назвать вечным?

- Сформулируйте  цель нашего урока, впишите ее в рабочую карточку.

 

  1. Многие исследователи сравнивают  Чехова  с художниками-импрессионистами . Давайте посмотрим на картину И.Э Грабаря «Мартовский снег» (близкое изображение). Что вы видите? (отдельные мазки красок, нет целостной картины). А теперь представим, что мы отошли на определенное расстояние и снова взглянули на картину. (На проекторе – изображение на расстояние). Что вы видите теперь? (Это уже не отдельные мазки, а ясный  мартовский день; картина проникнута ощущением зыбкости, фрагментарности жизни). Точно так же нужно внимательно присмотреться к любому рассказу и герою А.П.Чехова, чтобы понять и постичь его. Давайте попробуем сделать это вместе.

 

- Начнем с названия. Как вы думаете, кто будет главными героями этого рассказа «Толстый и тонкий»?

 

Учитель: А теперь я предлагаю вам поиграть в «Ассоциации». Каким вы себе представляете толстого? А тонкого? (Учащиеся выдвигают свои предположения) А теперь давайте посмотрим, какими их изобразил А.П. Чехов.

 

 

IIIэтап урока. Осмысление содержания.

 

1) Экспозиция рассказа. Создание образов главных героев (начало рассказа)

Учитель: «Работаем парами по рядам. Задание 1 ряду: «Создайте словесный портрет тонкого в начале рассказа  и внесите его в рабочую карту» Задание 2 ряду: «Создайте словесный портрет толстого в начале рассказа  и внесите его в рабочую карту»

 

Физминутка

1). Представьте себя героями рассказа,  1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой  попробуйте изобразить радость вашей встречи.

2) 1 вар произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»

   2 вар. смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо»

 

Учитель: «А теперь тихо! Давайте подслушаем разговор наших героев»

2)Выразительное чтение по ролям эпизода рассказа от слов: «Ну, как живешь, друг?...Две звезды имею»

Учитель: «Итак, тонкий узнал что его друг дослужился до тайного советника.

( На проекторе – «Табель о рангах». Поясняю учащимся социальное положение  героев. Тайный советник - чин 4 класса, которому в армии соответствовало звание генерала, поэтому тонкий и обращается к толстому «ваше превосходительство». Сам же тонкий  всего лишь коллежский асессор, чиновник 8 класса)

 - Как вы думаете, что почувствовал тонкий в этот момент, когда узнал, что толстый - генерал? Аргументируйте свою точку зрения. А теперь посмотрим, изменились ли наши герои после этого известия.

 

3) Сравнительный анализ героев после  кульминации

Учитель объясняет, что работать нужно по вариантам, используя рабочие карты (Карточки содержат текст рассказа с выделенными «описаниями» толстого (1 вариант) и тонкого (2 вариант),  словарик устаревших слов:

 

1 задание. Прочитайте, какие глаголы использует автор, чтобы описать внутреннее состояние героев? Предположите, что же почувствовал тонкий ,когда узнал, что толстый дослужился до генерала?

 

2 задание. Опишите мимику толстого и тонкого. Какие чувства героев она выражает?

 

3задание. Сравните знаки препинания в диалоге в первой и во второй части. Какие знаки в конце препинаний автор использует чаще? Почему?

 

4 задание Как герои обращаются друг к другу?

 

Сверим полученные выводы (На проекторе появляется таблица):

Линии сравнения

«Толстый» во 2-ой части рассказа

«Тонкий» во 2-ой части рассказа

1. Глаголы внутреннего состояния героев

 

«Хотел возразить… стошнило»

«Захихикал», «приятно ошеломлен»

2. Мимика и жесты

 

«поморщился»

«Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой… от лица и глаз посыпались искры»

«Сам он съежился, сгорбился, сузился

«…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»

3. Знаки препинания на конце предложений

 

Восклицательный знак

Многоточия

4.Обращения героев друг к другу

 

«Мы с тобой друзья»

«Ваше превосходительство… Что вы-с… Вельможи-с…»

Выводы по анализу образов.

- Изменились герои рассказа?

-Кто же изменился больше: толстый или тонкий? Почему?

- Предположите, что было бы, если бы герои поменялись чинами?

- Так что же испортило встречу двух друзей?

 - Над какими же  проблемами  заставляет нас задуматься А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»? (вопросы добра и зла, социального неравенства, человеческого непонимания и взаимоотношений)

- А сейчас эти проблемы существуют? Значит, их можно назвать вечными! И эти вечные проблемы и мечты и надежды   словно узоры вплелись в один маленький рассказ. А нам с вам удалось их разгадать.

Л.Толстой говорил: “Чеховские рассказы, как кружево, сплетённое целомудренной девушкой; были в старину такие девушки-кружевницы, «вековуши», они всю жизнь свою, все мечты о счастье влагали в узор». ( на проекторе)

 

V этап урока. Рефлексия

 

1. Учитель: « Давайте подведем итоги. Для этого нам понадобятся краски. Выберите цвет, с которым у вас ассоциируется А.П.Чехов и раскрасьте им верхнюю часть листа. А теперь выберите цвет, с которым ассоциируются герои рассказа толстый и тонкий и раскрасьте  нижнюю часть листа.(В результате происходит метаморфоза: на листе появляются  слово «ВЕЧНЫЙ» в узорах, благодаря особой технике в живописи)

- Почему толстый у вас ассоциируется в таким цветом? А тонкий?

- Какое слово вы увидели среди узоров рисунка?

- А что же вечно в рассказах А.П. Чехова?

 Итак, мы открыли замок чеховского рассказа и увидели, что  А.П.Чехов  позволяет каждому из вас по-своему понять многоликую реальность. Оттого она получается такой разноцветной, как ваши рисунки.

 

VI этап урока.  Домашнее задание. Задание по вариантам: 1 вар - синквейн « Толстый», 2 вар – синквейн «Тонкий».

3. Самооценка.


»  Размещено в сообществах:   

На: «Вечный» А.П. Чехов. Анализ героев рассказа «Толстый и тонк


Технология критического мышления сегодня очень актуальна. Хорошо, что есть учителя применяющие её в практику. Спасибо за урок!

Татьяна



Будем говорить по-русски!