Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дополнительная образовательная программа Мультимедиа Студии АЗБУКА Информационные технологи:Культура – Воспитание – Образование"

Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная
Submitted by Елена Анатольевна Остривная on Tue, 14/09/2010 - 23:16

Дополнительная

образовательная программа

Мультимедиа Студии Елены Остривной

АЗБУКА

"Информационные технологии:

Культура – Воспитание – Образование"

Часть I

(начальный курс)

для младшей группы воспитанников

Мультимедиа Студии Елены Остривной

"АНИМАШКИ-next".

 

Срок реализации программы – 1 год.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

 

Автор проекта и программы:

Остривная Елена Анатольевна

 Ростов-на-Дону

2010

Пояснительная записка.

"Информационная революция произошла…"

Д.А.Медведев

Информационные технологии - это 30% населения Российской федерации, задействованных в этой сфере. В Ростовской области информацонное сообщество составляет 1,5 миллиона человек. Сегодня нет вида деятельности не применяющей информационные технологии. Дети рождаются в новом информационном обществе. С другой стороны, в Ростовской области 300000 человек "интернет зависимы", или входят в зону риска, безусловное большинство - это дети и подростки, это следствие новых реалий - проникновение информационных технологий во все сферы жизни, общей направленности обучения, как обучения навыкам, когда смысловое содержание: "для чего" используются эти навыки не входят в сферу образовательного процесса. Факт: сегодня мы имеем новую суб-культуру, выросшую на базе информационных технологий (ИТ), которая должна влиться в культурную среду, сформировавшуюся в доинформационном обществе.

Современный ребёнок находится в информационной среде, наполненной различными предложениями ИТ-услуг, сервисов, под прессом игрового и развлекательного бизнеса, связанного с ИТ. Никто не спрашивает готов он к этому напору или нет, рано ему это знать, и в какой форме с ним об этом говорить. Родители, подчас, сами не осознают всех опасностей и проблем, возникающих параллельно с новыми возможностями, и собственным примером прививают нездоровые привычки и стереотипы в обращении с информационными технологиями. Картина, когда вечером ребёнок видит папу "запойно" играющего в компьютерные игры, и маму, которую "не оторвёшь" от сайта "В кантакте" или "Одноклассники" – стала совершенно обыденной и никого не пугает. Каток навязчивой рекламы и легкомыслие родителей приводят к весьма печальным результатам. Большинство старшекласников воспринимают компьютер не более, чем игрушку;  грамотное отношение к этой достаточно сложной и многогранной среде  подменяется беглым умением нажимать клавиши; кажущаяся лёгкость использования гениально придуманных технологий создаёт иллюзию знания, а опасности предлагается устранять при помощи специальных платных сервисов и услуг ("родительский контроль", "кибер-няня", антиспам, антивирус). Круг замкнулся – плати, плати, плати и не думай. Решение же лежит только в сфере Культуры – необходимо на самых ранних этапах развития человека закладывать грамотное, компетентное, адекватное отношение и правила жизни в информационном обществе. Отдавать ребёнка на откуп нечистоплотному бизнесу - это прямой путь к деградации общества, путь к новому витку "средневековья" (см. дискуссию на сайте "Открытый класс" - http://www.openclass.ru/wiki-albums/129614# ). Негативных примеров масса: абсолютное большинство школьников, имеющих дома компьютер и выход в Интернет не пользуются элктронной почтой, конкурсы, проводимые ИТ-фирмами в образовании подменяют познания в области ИТ, обладанием той или иной ИТ-новинкой (например, "Каждому школьнику – нетбук в ранец"). Можно подумать, если положить в ранец каждого школьнико томик А.С.Пушкина мы автоматически решаем проблему чтения. В 2000-е  годы была принята "Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2010 г.г.", являющаяся составной частью всероссийской программы "Электронная Россия" (основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу утверждены Президентом РФ 30.02.2002 г. Пр-576).  Экономические, технические области продвинулись в этом направлении, учреждения же образования остались практически на том же уровне.

Дополнительная образовательная программа "Информационные технологии: Культура-Воспитание-Образование" направлена на то, чтобы псевдоувлечённость, поверхностные знания заменять ответственным, грамотным отношением к информационным технологиям, знаниями и умениям в этой области, как к современному инструменту в человеческой деятельности.

Новизна программы: пропаганда и продвижение основополагающего принципа развития информационного общества: "Культура – та отправная точка, которая является необходимым и достаточным условием для восприятия информационных технологий, как творческого инструмента для самореализации и развития подрастающего поколения". Основная направленость программы: научить ребёнка защищаться от новых виртуальных и культурно-этических угроз, появляющихся на его пути.

Инновация — это реализованное новшество, обладающее высокой эффективностью, которое является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Инновационность программы "Информационные технологии: Культура-Воспитание-Образование": программа организует образовательный процесс, представляющий собой взаимоувязанный комплекс в области эстетики и технических решений основанных на информационных технологиях:

1.    эстетика,

2.  искусство видеть,

3.  знакомство с шедеврами мирового изобразительного искусства,

4.  базовые знания программно-технических средств,

5.  базовые знания программных продуктов по компьютерной графике,

6.  технология создания работ в технике компьютерной графики (разработка концепции, сценария), создание электронной версии работы, печатной версии работы, включение работы в тематические видеожурналы, умение излагать устно в интервью идею своей работы, грамотно представить её и изложить авторскую концепцию.

7.   участие в выставках, Интернет-галереях,

8.  основы on-line общения.

Актуальность программы: ввести ребёнка в многогранный мир информационных технологий, в самом начале его пути заложить грамотное отношение и взаимодействие с новыми технологиями, предотвратить влияние игрового бизнса, втягивание в среду псевдообщения. Расширять кругозор, показать многообразие мира информационных технологий.

Педагогическая целесообразность программы: программа строится на изучении такого многогранного явления, как информационные технологии, акцент ставится на изучение правил среды, а не только отдельных её элементов. Развитие творческого, инициативного отношения детей к информационным технологиям. Формирование навыков использования необходимого набора инструметов и возможностей. Познакомить с моделью взаимодействия при создании сложных работ, в которых задействованы воспитанники разного возраста и уровня подготовки, что соответствует  работе коллектива в современном технологическом процессе. Дать возможность ребёнку проявлять свою творческую инициативу в культурно-информационной среде, неразрывно связанной с реальными процессами происходящими в современном обществе опираясь на культурные традиции страны, города, семьи.

Цель программы: Дать возможность ребёнку овладеть информационными технологиями как инструментом развития и интеллектуальной деятельности, расширять кругозор, показать многообразие мира информационных технологий.

Задачи программы:

1.    Прививать чувство прекрасного. Слова Имануила Канта: "Только в эстетической деятельности индивид свободен" – являются девизом деятельности Мультимедиа Студии.

2.  Развитие индивидуальных способностей.

3.  Ребёнок – автор, как минимум соавтор, всех

проводимых занятий и мероприятий.

4.  Развитие творческого подхода к выполняемому делу.

5.  Привить понимание того, что компьютерная графика - современный вид искусства, дающий возможность использовать новые технологии для творческого развития детей.

6.  Развивать интерес к участию в создании творческих работ на основе информационных технологий, участию в конкурсах, выставках.

7.   Воспитывать чувство ответственности и гордости результатами своего труда при участии в выставках, конкурсах, форумах.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих. Занимаясь разработкой программы, изучая материал по схожей тематике (учебники, пособия, научные работы, Интернет-метериалы, Интернет-дискуссии, Интернет-конкурсы и т.д.), к сожалению, аналогичного подхода встретить не удалось. Дошкольники атакованы рекламными предложениями, родительский пример, к сожалению, далёк от того, который вырабатывал бы правильные стереотипы взаимодействия с информационными технологиями. Не раз слышала о том, что дошкольник ещё не готов к пониманию таких сложных материй как информационные технологии, программ для старшего дошкольного возраста этой направленности практически не существует. Представляется необходимым, в сложившейся ситуации, закладывать грамотные базовые понятия об информационных технологиях именно в том возрасте, когда ребёнок начинает свои первые опыты общения с компьютером. В существующих программах основное внимание уделяется овладению навыками, использованием того или иного инструмента,  конкретных программных продуктов (учебные программы фирм: Специалист, Гэндальф, ЮСК, школьная программа обучения информатике). В качестве аналогии можно привести обучение живописи, которое сводилось бы к изучению того, как сколотить подрамник, нанести грунтовку на холст, определить химический состав красок и всё?…  Что очевидно для программ, обучающих живописи, для программ, предлагающих обучение только техническим навыкам владения компьютером, не вызывают у большинства пользователей недоумения. Это создаёт разрыв между возможностями инструментария и его использования. Для полноценного , грамотного, своевременного овладения возможностями новейших технологий была разработана программа дополнительного обучения: "Информационные технологии: Культура-Воспитание-Образование".

Принципы работы программы для старшей дошкольной группы воспитанников:

1.    непрерывность и преемственность дошкольного и начального образования,

2.  познание через образность мышления,

3.  самостоятельная ценность авторской работы,

4.  навыки работы в коллективной деятельности (индивидуальная ответственность и коллективное сотворчество),

5.  маленький не означает изолированный от взрослой среды (участие во всех мероприятиях Мультимедиа Студии наравне со старшими воспитанниками),

6.  индивидуальный подход при определении заданий и темпа их выполнения (разный это не плохой и хороший, а способный что-то делать лучше, по другому, быстро схватывать или глубоко проникать в суть и т.д.),

7.   природная любознательность ребёнка направляется в русло позитивного познания возможностей, реализации творческими современными инструментами своих идей,

8.  давать ощущение целостности мира, сопричастности истории развития информационных технологий (отрасль бурно развивающаяся на наших глазах).

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – от 5 до 7 лет.

Сроки реализации программы: 1 год (72 академических часа).

Этапы образовательного процесса (подробное раскрытие в тематическом плане программы):

1.                 обучение безопасной работы за компьютером,

2.               освоение основных правил ввода, вывода, обработки и хранения информации на компьютере,

3.            эстетика как форма освоения человеком мира,

4.           искусство видеть,

5.            эмоциональное отображение окружающего мира,

6.           многообразие форм изобразительного искусства,

7.            компьютерная графика – новый вид современного искусства,

8.           выполнение самостоятельных практических работ для закрепления навыков и знаний, полученных в ходе образовательного процесса.

9.            знакомство с миром информационных технологий

10.      подготовка к следующему этапу обучения в Мультимедиа Студии.

Формы занятий в Мультимедиа Студии:

1.          Образовательная программа в соответствии с тематическим планом "Мультимедиа Студии".

2.        Самостоятельные практические работы для закрепления навыков и знаний, полученных в ходе образовательного процесса.

3.        Организация и проведение выставок работ воспитанников "Мультимедиа Студии" по компьютерной графике.

4.        Создание и внедрение в учебный процесс инновационных решений на основе информационных технологий.

5.        Тематические практические работы по темам связанным с знаменательными датами и событиями (День города, День рождения Интернета, День рождения смайлика и т.д.).

6.        Организация и проведение конкурсов, круглых столов и т.д.

7.         Организация и проведение Форумов  и Фестивалей "Информационные технологии: Культура-Воспитание-Образование" – комплекс работ за определённый этап.

8.        Приоритет отдаётся знаниям с последующей реализацией и приобретению навыков при выполнении практических работ.

9.        В целях непрерывности культурно-образовательного процесса проводится on-line обучение в каникулярно-отпускное время: по электронной почте elena-ana-it@yandex.ru и на сайте "Открытый класс" в сообществе "Мультимедиа Студия Елены Остривной" (http://www.openclass.ru/blogs/139121 ).

10.  Размещение работ воспитанников в Интернет-галереях "Открытого класса" по разным тематикам (http://www.openclass.ru/node/122299).

11.     Участие детей в голосованиях за работы, представленные в Интернет-галереях; в дискуссиях; обсуждениях; блогах и т.д. в сообществе "Мультимедиа Студия Елены Остривной" на сайте "Открытый класс": (http://www.openclass.ru/node/122299).

12.   Участие в подготовке тематических видео-журналов, создаваемых Мультимедиа Студией: подготовка тематических работ, представление своих работ на выставках и в интервью и т.д.

13.   Участие в подготовке и создании регулярных печатных выпусков "Дневников Анимашек".

14.   Проведение мероприятий, конкурсов и круглых столов совместно с ИТ-фирмами ("Лаборатория Касперского", г.Москва; Билайн; Intel и др.) по темам, посвящённым "Информационной безопасности в день защиты детей" (конкурс-выставка прошёл 30.05.10 в Детской художественной галерее Ростовского областного музея изобразительных искусств (ДХГ РОМИИ)) - http://www.openclass.ru/news/133253; "Безопасности детей в Интернете" (круглый стол-выставка прошёл 15.07.10 в доме Союза журналистов ростовского отделения)http://www.openclass.ru/news/139120; "Мифам о системном администраторе" (конкурс-выставка прошёл 30.07.10 в ДХГ РОМИИ) - http://www.openclass.ru/news/146182 и т.д.

15.   Проведение выставок, форумов, фестивалей совместно с учреждениями культуры (Донской государственной публичной библиотекой, Детской художественной галереей Ростовского областного музея изобразительных искусств и т.д.).

Ожидаемые результаты работы Мультимедиа Студии: создание культурно-информационной среды для жизни, учёбы, развития воспитанников; подготовка ребёнка к встрече с новыми возможностями, опасностями и вызовами, возникающими в информационном обществе.

Способы определения результативности при достижении намеченных результатов основаных на выработанных человечеством критериях оценки творческой деятельности:

1.    Функциональная эффективность. Создаваемые работы должны быть функционально эффективными, что достигается обучением формам взаимодействия с информационной средой посредством культурного

освоения возможностей для творческой реализации

ребёнка с использованием информационных технологий. Проведение мероприятий по актуальным темам информационных технологий с широким привлечением

ИТ-фирм.

2.  Одназначность восприятия целевой аудиторией. Подготовка работы идёт в расчёте на то, для кого будет проводиться планируемое мероприятие, выставка.

Занятия строятся с учётом психофизических

особенностей детей старшего дошкольного возраста, с применением современных мультимедийных форм, с максимальным вовлечением воспитанников в процесс познания.

3.  Эстетика. В программу входит курс эстетического познания мира, прекрасного, гармонии. Формируется позитивный открытый взгляд на мир. Индивидуальный подход при выдаче заданий, обсуждение сценария, концепции, предлагаемых автором. Воспитание уважительного отношения к авторской позиции, ответственного отношения к выполняемой работе.

4.   Профессиональное исполнение. Изучение инструментов для реализации творческих идей (технических и программных продуктов) с учётом возрастных особенностей развития ребёнка, усвоенного материала и форм, позволяющих заложить у ребёнка базовые знания по компьютерной грамотности,

безопасной работы на компьютере, компьютерной

графике.

Формы подведения итогов:

1.    Регулярно проводимые тематические выставки, конкурсы, круглые столы (воспитанники старшего дошкольного возраста принимают участие в круглых

столах в соответствии со своим возрастом: подготовка работ в технике компьютерной графики для тематических выставок, представление своих работ).

2.  Проведение форумов как подведение итогов за определённый этап ( http://www.openclass.ru/blogs/127238 ).

3.  В целях непрерывности культурно-образовательного процесса проводится ежегодный Фестиваль "Информационные технологии: Культура-Воспитание-Образование" с 30 июля (дня системного администратора)

по 19 сентября (день рождения смайлика). Ознакомится с формами и мероприятиями Фестиваля можно по адресу: http://www.openclass.ru/news/139120

4.  Подготовка воспитанников для следующего этапа обучения в Мультимедиа Студии. Ротация, последовательность и непрерывность обучения. Компьютерная графика (как и большинство современных сфер человеческой деятельности) предполагает непрекращающийся процесс обучения в соответствии с развитием технических, программных и виртуальных возможностей. Мультимедиа Студия, в процессе обучения, моделирует этот процес в соответствии с возрастом и начальной подготовкой воспитаников определяя три ступени обучения: "Анимашки" (младшая группа),

"Сталкер Анимации" (средняя группа) и

"Лаборатория анимации" (старшая группа).

 Благодарю за критику, пожелания, комментарии по

предложенной Вашему вниманию дополнительной образовательной программы АЗБУКА  

 "Информационные технологии: Культура – Воспитание – Образование"

Часть I

(начальный курс)

для младшей группы воспитанников

Мультимедиа Студии Елены Остривной

"АНИМАШКИ-next".

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На: Дополнительная образовательная программа Мультимедиа Студии


"Программа очень интересная и на сегодняшний день очень актуальна. Наши дети должны использовать компьютер как инструмент и получить необходимые навыки, чтобы владеть этой информацией".

 

Гончарова Любовь Анатольевна, мама Оли Гончаровой (7 лет), воспитанницы студии, группы "Анимашки-1".

 

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На: Дополнительная образовательная программа Мультимедиа Студии


"Хотелось бы, чтобы эта программа заработала, т.к. умение работать с ПК становится неотъемлемым требованием в нынешнее время. Умение использовать ИТ может помочь сделать первый шаг по лестнице непрерывного образования.".

 

Щеглова Надежда Булатовна, мама Кати Щегловой (7 лет), воспитанницы студии, группы "Анимашки-1".

 

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На: Дополнительная образовательная программа Мультимедиа Студии


Уважаемые коллеги!

Уважаемый Владимир Иванович!

Представленная к рассмотрению Программа – результат моего профессионального опыта за последние пять лет. В ней в интегрированном виде сформулированы идеи и разработки, базирующиеся на практическом опыте автора Программы, выполнившего более 400 работ как оперативного, так и посвящённых презентациям, датам, событиям и т.д.: работа на телевидении – "Дон-ТР", ведение Интернет-рубрики печатного издания – "Комсомольская правда-Ростов", преподавание информатики в школах с различной формой обучения с 1-го по 11 класс (наименование школ не указываю, т.к. это не место для рекламы), организация и руководство Мультимедиа Студией в школах, домах и дворцах творчества, библиотеках, администрирование и ведение сообщества на сайте "Открытый класс", разработка и реализация проекта "Информационные технологии: Культура-Воспитание-Образование" в школах, детских домах, домах детского творчества, музеях, библиотеках, on-line обучение. В электронной библиотеке Мультимедиа Студии: работы по компьютерной графике студийцев с 1-го по 11-й класс (по темам: "Виртуализация"; "День рождения смайлика"; "150-летию А.П.Чехова посвящается"; "День рождения Интернета"; "65-летию Победы посвящается"; работы, дипломированные на всероссийском конкурсе "Я – будущее российской оценки"; работы, дипломированные на конкурсе-выставке "Информационная безопасность в День защиты детей", проведённом при поддержке "Лаборатории Касперского", г.Москва; "День без Касперского", удостоенные призами компании Билайн; "Мифы о системном администраторе", "Мой любимый город" и т.д.); видеожурналы, подготовленные в рамках студии (по темам: "Презентация книги "Герои Труда Дона", "Истории Тихого Дона", " К 75-летию РО", "Презентация проекта Школа-Информационные технологии-Университет", "День без Интернета", "Фэнтези по произведениям А.П.Чехова", "Путешествие по библиотеке", "День рождения Интернета", "65-летию Победы посвящается", "Да здравствует лицей", "Информационная безопасность в День защиты детей", "Мифы о системном администраторе" и т.д.); уроки-конкурсы (по темам: "Вес, масса, гравитация", "День рождения смайлика", "К 150-летию А.П.Чехова").

Подробнее можно ознакомиться:

v     Дискуссия соответствия школьного ИТ-образования требованиям жизни" - http://www.openclass.ru/blogs/140042.

v     "Конкурс курьёзных историй из истории ИТ, преподавания ИТ, увлечения ИТ и т.д." - http://www.openclass.ru/users/39957 .

v     30.07.10 – "День системного администратора" http://www.openclass.ru/news/146182

v     "Информационная безопасность в день защиты детей" - http://www.openclass.ru/news/133253

v     Круглый стол в доме журналистов "Безопасность детей в Интернете" - http://www.openclass.ru/stories/145507

v     Фестиваль "Информационные технологии-Культура-Воспитание-Образование 2010" - http://www.openclass.ru/news/139120

v     "Мой любимый город" - http://www.openclass.ru/blogs/156581

v     Другие ссылки собраны на - http://www.openclass.ru/stories/145507

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На: Дополнительная образовательная программа Мультимедиа Студии


"Интересная программа и я довольна, что дети могут правильно и грамотно заниматься".

 

Шихунец Елена Михайловна, бабушка Шихунец Миланы (5 лет), воспитанницы студии, младшей группы "Анимашки-next".

 

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На: Дополнительная образовательная программа Мультимедиа Студии


"Мне очень понравилась Ваша программа, всё здорово и интересно".

 

Кравцова Эльвира Михайловна (Максимова Александра (6 лет), воспитанница студии, младшей группы "Анимашки-next").

 

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На: Дополнительная образовательная программа Мультимедиа Студии


"Очень интересная развивающая программа, успехов и удачи в её реализации".

 

Назаренко Гаянэ Александровна, мама Назаренко Ильи (5 лет), воспитанника студии, младшей группы "Анимашки-next".

 

С уважением, Елена Остривная




Фото пользователя Елена Анатольевна Остривная

На: Дополнительная образовательная программа Мультимедиа Студии


"Программа нравится, так как даёт знание компьютера, культуру, воспитание, образование в сфере информационных технологий для развития ребёнка".

Бабушка Марии Вертей (5 лет), воспитанницы студии, младшей группы "Анимашки-next".

 

С уважением, Елена Остривная



Региональный узел Ростовской области