Официальный сайт jhealth 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вадим Зайцев: переход в автономию – перспективный путь развития школ

Краткое резюме публикации

Вадим Львович Зайцев всю свою жизнь посвятил обучению детей. Начал он с преподавания физики в моршанской школе и в настоящее время является директором МАОУ лицея №6. Стоит отметить, что этот лицей уже полгода существует как автономное учреждение. Вадим Зайцев рассказал, какие изменения претерпевает образовательное учреждение с переходом на новую организационную форму и как это сказывается на обучении школьников.

- Вадим Львович, расскажите немного о себе.
- Я родился в городе Моршанске. Учился во второй школе, после чего поступил в педагогический институт. После его окончания работал учителем физики в школе №1 города Моршанска. Затем перебрался в Тамбов и сменил несколько образовательных учреждений - школа №6, лицей №14. В настоящее время работаю директором лицея №6.

- Почему вы решили выбрать именно автономную организационную форму для лицея?
- Во-первых, здесь речь идет о том, чтобы наиболее эффективно использовать те бюджетные и внебюджетные средства, которые есть у школы. Во-вторых, нужно понимать, что ответственность за результат, за качество образования, за условия, в которых проходит обучение, лежит на коллективе. В условиях автономной формы мы полностью, без всяких прикрас, публикуем все свои отчеты. В связи с этим у учителей возникает необходимость реагировать на запросы родителей и детей.

- Какие еще изменения в связи с этим претерпевает лицей?
- Если не брать в расчет общий подход, о котором я уже рассказал, то, по существу, для детей и их родителей ничего не изменилось. Им все равно, где находятся средства - на счете в казначействе или в банке, и как делаются заявки. Это больше административно-бухгалтерская проблема.

- Что касается бесплатности самого образования?
- Я не идеалист, но обратите внимание, насколько четко это разделено в автономии. Во-первых, за счет тех средств, которые мы сэкономили, можно сделать ремонт или купить необходимое оборудование. Например, мы только полгода автономные, но уже сумели сэкономить средства для покупки пяти проекторов.
Во-вторых, какие-либо виды поборов. В данном случае у автономии нет такой возможности. У автономии, как и у других школ, есть возможность давать платные дополнительные услуги. При этом стоит знать, что цену определяет не школа, а комиссия по ценообразованию администрации города. Мы им даем свои расчеты, а они уже определяют сумму.
Переход в автономию, на мой взгляд, - это перспективный пункт развития школ, детских садов, больниц и других бюджетных сфер, поскольку он помогает сделать меньше платных услуг. Однако это будет только в том случае, если работать целенаправленно.

- Есть ли какие-то риски?
- Конечно, риски есть. Ошибка в планировании расходных средств чревата в конце года проблемами различных выплат. Также в 174 законе об автономных учреждениях есть такая фраза, в которой говорится, что учредитель обязан не сокращать финансирование в течение трех лет работы автономного учреждения. За это время автономная школа должна наладить систему дополнительных средств, которая позволит частично себя содержать. Эта фраза достаточно спорная и скользкая. Однако, анализируя процесс финансирования автономных учреждений, можно сделать вывод, что этот риск для школ не очень большой. Ведь образовательное учреждение финансируется по нормативу на ученика. На бесплатное образование в любом случае средства выделяться будут.

- Вадим Львович, расскажите подробнее об этом процессе…
- Если депутаты областной Думы сделают норматив на ученика очень маленьким, то средств на зарплату будет мало. Если Государственная Дума примет госстандарт, который тоже будет в чем-то урезан, то уменьшится и общая сумма. Однако это уже не экономические решения, а политические. Поэтому я не берусь вносить это в список рисков. На мой взгляд, к рискам можно отнести то, что зависит от наших взаимоотношений.

- Если ли проблемы в существующей системе финансирования?
- Конечно есть. В настоящее время мы с Петром Петровичем Черноивановым решаем этот вопрос, поскольку существующая система финансирования много не отвечает тому, как должно финансироваться автономное учреждение. Большую роль здесь играют финансовые органы. Они должны по-другому финансировать автономные учреждения. Пока эти трудности касаются только нас, потому что мы первые. Однако с января по закону бюджетные и автономные учреждения должны финансироваться по одному типу. Приведу пример. Допустим, нам дали 120 рублей на 12 месяцев. При этом никаких заявок мы не даем, как это делается в сметном финансировании. Эти 120 рублей заложили в какое-либо задание. Финансисты должны раз в квартал перечислять нам по 30 рублей, которые мы расходуем. Мы, в свою очередь, ежеквартально отсылаем отчет о том, что израсходовали средства не на покупку Лексуса, а именно на то, что определено в задании. По смете же идет совершенно другое финансирование. Дадут ровно столько, сколько написано в счетах. Получается, что если я сэкономил два рубля, то мне их все равно не дадут. Теряется смысл финансовой самостоятельности.

- Был ли какой-либо страх у преподавателей в связи с переходом в статус автономной школы?
- Да, конечно. Нашлось слишком много «доброжелателей», которые стали негативно отзываться об этом переходе. Однако, по сути, у преподавателей ничего не изменилось.

- Неужели преподаватели не стали требовать повышения заработной платы?
- Каждый человек хочет получать больше. Это нормальное отношение. Своим преподавателям мы все рассказываем, доводим до них главный бюджет. При этом объясняем, что этот год будет достаточно напряженным по зарплате. У нас произошли сокращения технического, административного персонала и даже преподавателей. И перед ними мы должны выполнить все обязательства по Трудовому кодексу. Соответственно, улучшения, которые мы проводили, наступят только с 1 января, когда мы закроем все выплаты. Большинство работников правильно к этому отнеслись.
Стоит отметить, что сейчас стерлась грань между преподавателем со стажем и без него. Если молодой учитель, допустим, ведет газету, его ученики показывают хорошие результаты, то он и получает больше. Это, соответственно, вызывает определенные трудности в коллективе. У нас нет такого понятия, как средняя заработная плата. У того, кто недорабатывает, есть три варианта: согласиться с минимальной заработной платой, уволиться или работать лучше.

- Многих родителей беспокоит возможное решение директоров школ передачи площадей под аренду любым организациям… Как у Вас это происходит?
- Все имущество, которое есть у школы, находится в оперативном управлении школы. Оно полностью принадлежит муниципалитету. Сдать в аренду или произвести с этим имуществом какие-либо действия можно только с согласия учредителя. При этом администрация города даст разрешение на аренду каких-либо площадей только в том случае, если специальная комиссия делает заключения, что передача этих площадей не скажется негативно на организации образовательного процесса. Сам директор школы не имеет права сдать в аренду помещения.


 

Автор публикации
Екатерина Татаринцева
Наименование информационного ресурса, на котором опубликован материал
onlinetambov.ru
Наименование организации
ТАМБОВСКИЙ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ "Онлайн Тамбов.ру"
Ссылки на полный текст публикации
http://www.onlinetambov.ru/content/news/gorod_v_licah.php?ELEMENT_ID=36884
Дата выхода публикации
20.09.2010
Cубъект Российской Федерации
Тамбовская область

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Актуальные темы

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн